1.Индия расположена на юге материка __ _______ _______ . 2.Индия расположена на полуострове _________ . 3.Северной границей Индии служат _______ __________ . 4.Берега Индии с востока, юга и востока омывает ___________________ . 5.Самые многоводные реки Индии __________ и ______ . 6.Густые, непроходимые леса – это _ ___________ _ . 7.Джунгли растут по берегам реки _____________ . 8.Индийцы занимаются _______________________ . 9.Они выращивают __________________ , _____________ .
Евразия.
Индостан
горы Гималаи
Индийский океан
Инд
Ганг
джунгли
Ганг
земледелием
хлопчатник
сахарный тростник
Что вы можете сказать о людях, изображенных на картинках?
Тема урока.
10
15
5
10
11
19
12
10
6
12
1
19
20
29
1. А
7. Ё
2. Б
13. Л
3. В
8. Ж
14. М
4. Г
9. З
19. С
25. Ч
10. И
15. Н
5. Д
20. Т
16. О
31. Э
11. Й
26. Ш
6. Е
21. У
17. П
22. Ф
27. Щ
32. Ю
12. К
23. Х
28. Ъ
18. Р
33. Я
29. Ы
24. Ц
30. Ь
Проблемное задание:
Является ли справедливым деление древнеиндийского общества на касты?
План урока:
- Миф о происхождении каст.
- Характеристика каст (практическая работа с учебником и историческим документом).
- Легенда о Будде (домашняя работа).
«Домысливание» целей урока
- Узнаем...
- Будем учиться работать…
- Выполним …
- Ответим на…
Самостоятельная работа
Прочитать пункт 1 п. 21, выполнить задания.
- Дать определение понятию «каста» и записать определение понятия в тетрадь.
2.Выяснить из каких частей тела бога Брахмы произошла каждая из каст и заполнить схему на рабочем листе.
3. Ответить на вопрос: « Может ли человек, принадлежавший к одной касте, со временем перейти в другую касту и почему?»
Проверка
Каста – группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.
– ИЗ РТА БОГА – Жрецы (брахманы)
– ИЗ РУК БОГА - Воины (кшатрии)
- ИЗ БЕДЕР БОГА - Земледельцы(вайшьи)
– ИЗ СТУПНЕЙ НОГ БОГА - Слуги(шудры)
Бог Брахма
«Неприкасаемые» находились вне каст
Может ли человек, принадлежавший к одной касте, со временем перейти в другую касту?
НЕТ
Предание гласило, что человек, от рождения находящийся в одной касте, в другую перейти не может. Ведь корова не может родить свинью...
Почему?
Определите касты
2
1
3
Земледельцы
(вайшьи)
Жрецы (брахманы)
Воины (кшатрии)
4
5
«Неприкасаемые» (чандалы и швапачи)
Слуги (шудры)
физкультминутка
Прогулка по джунглям:
Заполнить таблицу
Работа по группам
Каста
Права
Жрецы (брахманы)
Основные занятия
Войны
(Кшатрии)
Особенности жизни
Земледельцы
(Вайшью)
Слуги
(Шудры)
Неприкасаемые
Каста
Права
Жрецы (брахманы)
Основные занятия
Не платили налогов, распоряжались своей собственностью.
Войны
(Кшатрии)
Особенности жизни
Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников.
Накапливали имущество, имели армию.
Земледельцы
(Вайшью)
Слуги
(Шудры)
Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество.
Цвет одежды-белый.
Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука.
Имели имущество, платили налоги.
Неприкаса-емые
Не имели имущества.
Цвет одежды-красный.
Возделывали поля, работали в мастерских, торговали.
Цвет одежды- желтый.
Служить представителям высших каст.
Не принадлежали ни какой касте. Бесправные. Выполняли черную работу (убирали мусор).
Слуги не приносили жертвы богам.
Цвет одежды – черный.
Проблемное задание:
Является ли справедливым деление древнеиндийского общества на касты?
Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо.
Ответить «Да» и «Нет»
(Да)
1.Бог, создавший касты в Индии – это Брахма.
2. Из ступней бога вышла каста воинов.
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой.
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.
5.Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.
(Нет)
(Да)
(Нет)
(Да)
Домашнее задание:
1. § 21, легенда о Будде.
2. Индивидуальное задание:
- подготовить сообщение о появлении шахмат.
-подготовить сообщение о цифрах.
Ответьте на вопросы:
- Сегодня я узнал (а)…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Меня удивило…
Использованные ресурсы:
Учебник «История Древнего мира» 5 класс под редакцией
А. А. Вигасин, Г. И. Годер . «Просвещение», 2015
Интернет – ресурсы:
Музыкальное сопровождение: http://muzofon.com/search/
Картинки: http://edikst.ru/article/156705/brahman---eto-brahmanyi-v-indii
Презентацию подготовила –
Учитель истории
Сушкова Лилия Алексеевна
МБОУ СОШ села Николо-Александровка,
Амурской области, Октябрьского района .