Антон Павлович Чехов
Определение темы урока
добро, зло
герои
их поступки
Восемнадцатое февраля
Классная работа
К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Добро и зло в сказке. Герои и их поступки»
«Доброта - бесценное человеческое
качество, без нее нельзя жить
и невозможна сама жизнь»
К.Г.Паустовский
1. История о вороном коне.
2. Бездумный поступок.
3. Беда.
4. Чувство вины.
5. Способ искупления вины.
6. Искупление вины.
7. Прощение и примирение.
Зло и добро в поступках Фильки
Зло
Добро
1 группа: Найдите олицетворения. Какова их роль в тексте? «…Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни».
2 группа: Найдите олицетворения. Какова их роль в тексте? «И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга… Ревела, обезумев, метель… Метель начала затихать к вечеру. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне….река застыла до самого дна».
3 группа : Найдите сравнения. Какова их роль в тексте? « …Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга… Ревела, обезумев, метель… Метель начала затихать к вечеру. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне….река застыла до самого дна».
4 группа: Найдите эпитеты. Какова их роль в тексте?
5 группа : -Почему автор показал такой резкий переход – от тёплой, солнечной погоды к холодной, морозной? Какой приём использует автор ?
- 1 группа: Какую картину видит Филька, когда идёт к Панкрату? Найдите в тексте. Прочитайте (от слов «Ночью он слез с печи…» до слов «…загребая снег валенками»)
- 1. Как скрипит снег?
- 2. Каким был воздух?
- 3. Как идет Филька?
- 4. Что вы чувствовали, когда читали, как шёл Филька?
- 2 группа:
- 1. Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату?
- 2. Почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться?
- 3. На что решился главный герой, чтобы исправить «злодейство»?
- 4. Что посоветовал Панкрат? Чем он помог Фильке? Что надумал Филька, почему не сомневался в помощи ребят ?
- 3 группа:
- 1. Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?
- 2. Каким мы видим Фильку в конце произведения? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!» Найдите в перечне характерных черт Фильки подходящие. 3. Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?
- 4 группа: Найдите в тексте сравнения и эпитеты в тексте от слов: «Ночью он слез с печи» — до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками».
- 1. Сравнения –
- 2. Эпитеты -
- 3. Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Найдите в тексте. Прочитайте.
- 4. Какое выразительное средство использовал автор для создания образа природы?
5 группа : В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа, объясните, почему вы так считаете?)
- 1.Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла .
- 2.Человек становится добрым только среди добрых людей.
- 3.Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
- 4.Злой человек вредит прежде всего самому себе, потому что …
«Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню…Конь…осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слёзы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия»
Вспомним пословицы и поговорки о хлебе
- Хлеб – всему голова.
- Худ обед, когда хлеба нет.
- Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это искупление вины мальчика. Совершить зло легко, а осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Автор показывает в конце произведения, каким должен быть хлеб, а именно, какими должны быть отношения между человеком и природой.
- «Раскаяние есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед не к новой ненависти, а к согласию. Лишь с раскаяния может начаться и духовный рост»
А. Солженицын
Какова мораль сказки?
- ответственен за свои поступки
- приводит к охлаждению сердца
- от холодного сердца
- и сотворения злого дела
- может даже умереть
Домашнее задание:
1. Запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые? (в тетради).
2. «Дерево предсказаний»
а) Как сложится судьба главных героев?
б) Что может Филька рассказать об этом через несколько лет?
3. Почему у Фильки не замерзло сердце? В тетради нарисовать сердце Фильки, каким вы его представляете в начале сказки, и каким в конце, после совершения доброго поступка. Обоснуйте свой выбор.
Спасибо за внимание!