СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по литературному чтению в 3 классе на тему "А. И. Куприн "Слон" "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презкетацию можно использовать на уроках литературного чтения в целях знакомства с жизнью и творчеством А. И. Куприна, первичного знакомства с его произведением «Слон», а также проверке знаний по данному рассказу.

Презентация состоит из 4 частей.

1 часть. Биография А. И. Куприна. Рассказывается о его детстве, юношестве, учёбе, писательстве, о семейной жизни. Информация подобрана с учётом возрастных особенностей детей. Присутствует наглядный материал для лучшего освоения. Представлены фотографии Куприна, его матери, жены и детей.

2 часть. Анализ рассказа А. И. Куприна «Слон». Раскрывается тема рассказа, задумка автора, смысл написанного произведения. Дается характеристика главным героям. Формулируется вывод.

3 часть. Материалы для самостоятельной работы. Они делятся на несколько пунктов.

- класс делится на 5 групп. После прочтения рассказа учитель даёт задание группам: ответить на вопросы по содержанию и на основе этих ответов пересказать отрывок из текста. Вопросы для групп на слайде.

- для проверки на внимательность и осознанность прочтения учитель предлагает детям разгадать кроссворд. После чего идет самопроверка. На слайде появляется разгаданный кроссворд, и дети проверяют себя сами. Далее идет обсуждение: кто ответил на все вопросы правильно и какие вопросы вызвали затруднение.

- дети прослушивают мелодию Сен-Санса «Слоны» из «Музыкального карнавала животных» и представляют себе образ слона из рассказа. После чего описывают его. На данном этапе формируется речь ребенка, умение фантазировать, мыслить.

- пересказ рассказа от лица Нади. Можно задать данное задание на дом. Можно использовать на уроке.

- нарисовать какой вы представили Надю в начале рассказа и какой она стала в конце. Здесь проверяется умение сопоставлять, сравнивать, находить главные признаки, отличия.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по литературному чтению в 3 классе на тему "А. И. Куприн "Слон" "»

Рассказы о животных А.И. Куприна в детском чтении («Слон»)  Выполнила: Короткова Марина Владимировна г.о. Самара, 2015г.

Рассказы о животных А.И. Куприна в детском чтении («Слон»)

Выполнила: Короткова Марина Владимировна

г.о. Самара, 2015г.

Александр Иванович Куприн  (1870 — 1938)

Александр Иванович Куприн (1870 — 1938)

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Когда мальчику был год, его отец умер от холеры. А через 3 года он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион). 

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Когда мальчику был год, его отец умер от холеры. А через 3 года он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион). 

В формировании личности Куприна громадную роль сыграла мать, которая в глазах ребенка безраздельно заняла место

В формировании личности Куприна громадную роль сыграла мать, которая в глазах ребенка безраздельно заняла место "верховного существа". Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством. Натура энергичная, волевая. Она обладала тонкой наблюдательностью.

В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые штаны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой. Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания.

В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые штаны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой. Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания.

Но это было только начало. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма:

Но это было только начало. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: "Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике".

Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. К этому времени и сам Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии.

Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. К этому времени и сам Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии.

Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. И оно приняло в свои стены уже не тщедушного, неуклюжего подростка, а крепкого юношу, ловкого гимназиста, юнкера, без меры дорожащего честью своего мундира, неутомимого танцора.

Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. И оно приняло в свои стены уже не тщедушного, неуклюжего подростка, а крепкого юношу, ловкого гимназиста, юнкера, без меры дорожащего честью своего мундира, неутомимого танцора.

Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, он опубликовал в журнале

Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, он опубликовал в журнале "Русский сатирический листок" рассказ "Последний дебют" (1889). Но этот рассказ не был слишком удачен. Он и сам не относился серьёзно к своему "писательству".

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург. Здесь перед писателем открыты двери редакций наиболее популярных журналов -

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург. Здесь перед писателем открыты двери редакций наиболее популярных журналов - "Русского богатства" и "Мира Божьего". Сближается Куприн с руководителями журнала "Мир Божий" - редактором его, критиком, публицистом и издательницей А. А. Давыдовой, высоко ценившей талант Куприна. В 1902 году писатель женится на дочери Давыдовой, Марии Карловне.

В течение первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. Литературному труду Куприна мешала еще и постоянная нехватка денег, к тому же прибавились и семейные заботы. После поездки в 1907 году в Финляндию он женится вторично, на племяннице Д. Н. Мамина-Сибиряка, Елизавете Морицовне Гейнрих.

В течение первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. Литературному труду Куприна мешала еще и постоянная нехватка денег, к тому же прибавились и семейные заботы. После поездки в 1907 году в Финляндию он женится вторично, на племяннице Д. Н. Мамина-Сибиряка, Елизавете Морицовне Гейнрих.

Растёт семья (дочери: Ксения и Лидия), а вместе с ней - долги.

Растёт семья (дочери: Ксения и Лидия), а вместе с ней - долги.

Александр Иванович в 1914 году служил в Финляндии, но по состоянию здоровья был комиссован. Началась Первая Мировая война (1914–1918г), тогда они с женой Елизаветой и дочкой Ксенией устроили дома лазарет. Оказывали помощь раненым бойцам.

Александр Иванович в 1914 году служил в Финляндии, но по состоянию здоровья был комиссован. Началась Первая Мировая война (1914–1918г), тогда они с женой Елизаветой и дочкой Ксенией устроили дома лазарет. Оказывали помощь раненым бойцам.

Революцию Куприн воспринял отрицательно. Он был на стороне белого движения, хотя поначалу пытался сотрудничать с большевиками. Как и многие другие творческие личности, Куприн с семьёй покидает Россию, они уезжают во Францию. Александр Иванович продолжает творить, но не так продуктивно, он скучает по родине. Активно участвует в антибольшевистской прессе.

Революцию Куприн воспринял отрицательно. Он был на стороне белого движения, хотя поначалу пытался сотрудничать с большевиками. Как и многие другие творческие личности, Куприн с семьёй покидает Россию, они уезжают во Францию. Александр Иванович продолжает творить, но не так продуктивно, он скучает по родине. Активно участвует в антибольшевистской прессе.

Весной 1937 года писатель с семьёй вернулся на родину. Встретили его тепло и радушно. К сожалению, писатель был тяжело болен, через год его не стало. Он умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.  Его популярные детские рассказы:  «Белый пудель», «На реке», «Слон», «В недрах земли», «Бедный принц», «Чудесный доктор».

Весной 1937 года писатель с семьёй вернулся на родину. Встретили его тепло и радушно. К сожалению, писатель был тяжело болен, через год его не стало. Он умер 25 августа 1938 года в городе Ленинграде. Его популярные детские рассказы: «Белый пудель», «На реке», «Слон», «В недрах земли», «Бедный принц», «Чудесный доктор».

Александр Иванович Куприн очень любил животных. Он мог часами просиживать в зверинце и наблюдать за повадками зверей и птиц. Эти знания и любовь к природе отразились в его произведениях. Одним из них является рассказ «Слон».

Александр Иванович Куприн очень любил животных. Он мог часами просиживать в зверинце и наблюдать за повадками зверей и птиц. Эти знания и любовь к природе отразились в его произведениях. Одним из них является рассказ «Слон».

Анализ рассказа А. И. Куприна «Слон». Это история о маленькой девочке Наде, которая больна. Хотя у неё ничего не болит, «она худеет и слабеет с каждым днём. Что бы с ней ни делали, ей всё равно, и ничего ей не нужно». Даже во сне она видит что-то серое и скучное. Доктора решают, что девочка «больна равнодушием к жизни». Заботливые родители готовы сделать всё, чтобы развеселить дочку, даже привести в дом живого слона.

Анализ рассказа А. И. Куприна «Слон».

Это история о маленькой девочке Наде, которая больна. Хотя у неё ничего не болит, «она худеет и слабеет с каждым днём. Что бы с ней ни делали, ей всё равно, и ничего ей не нужно». Даже во сне она видит что-то серое и скучное. Доктора решают, что девочка «больна равнодушием к жизни». Заботливые родители готовы сделать всё, чтобы развеселить дочку, даже привести в дом живого слона.

Автор подробно и красочно описывает слона. «Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые». Только наблюдательный и любящий животных  человек мог так подробно описать слона.

Автор подробно и красочно описывает слона. «Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые». Только наблюдательный и любящий животных человек мог так подробно описать слона.

Слон по кличке Томми – большой, неуклюжий, но добродушный и забавный. Наблюдая, как он ест, Надя хохотала и хлопала в ладоши. Героиня показала слону своих кукол, обедала вместе с ним, уснула около него и выздоровела.

Слон по кличке Томми – большой, неуклюжий, но добродушный и забавный. Наблюдая, как он ест, Надя хохотала и хлопала в ладоши. Героиня показала слону своих кукол, обедала вместе с ним, уснула около него и выздоровела.

Необычайно интересно читать историю дружбы маленькой девочки и большого слона. Читатель сочувствует Наде, переживает за её здоровье, грустит и смеётся вместе с ней, с интересом наблюдает за слоном. Мы радуемся счастливому финалу произведения.

Необычайно интересно читать историю дружбы маленькой девочки и большого слона. Читатель сочувствует Наде, переживает за её здоровье, грустит и смеётся вместе с ней, с интересом наблюдает за слоном. Мы радуемся счастливому финалу произведения.

Материалы для самостоятельной работы Вопросы по содержанию. 1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние. 2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение? 3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его. 4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону? 5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос?

Материалы для самостоятельной работы

Вопросы по содержанию.

1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние.

2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение?

3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его.

4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону?

5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос?

Разгадать кроссворд       3.                                 8.             6. 2.                     4.       5. 1.             7.                                                                                                                                     9.               10                                                                                                          По вертикали: 1.Диагноз доктора, поставленный героине рассказа. 2.Рекомендации докторов: Не давать девочке …. 3.Имя слона. 4.Какую воду любил слон? По горизонтали: 5.Имя героини рассказа. 6.Чем угощали слона в доме? 7.Куда поехал отец Нади за слоном? 8.Какой торт купили слону? 9.Сколько лет было девочке Наде? 10.Чем ещё угощали слона Томми?

Разгадать кроссворд

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

6.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

5.

1.

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

1.Диагноз доктора, поставленный героине рассказа.

2.Рекомендации докторов: Не давать девочке ….

3.Имя слона.

4.Какую воду любил слон?

По горизонтали:

5.Имя героини рассказа.

6.Чем угощали слона в доме?

7.Куда поехал отец Нади за слоном?

8.Какой торт купили слону?

9.Сколько лет было девочке Наде?

10.Чем ещё угощали слона Томми?

Самопроверка       3.         т   о               8. м       6. ф м       2.         м и 4.   о 1.   с 5.       н с     к т   р 7.     а к   з а у           д о х   ч ш в       н а в     я а е к                 р   ь   т р о н   ь ю     в и       д         н у 9. ы у             ю й е 10 ш     е р     ц     и             с е         п т         ь о     й                          

Самопроверка

 

 

 

3.

 

 

 

 

т

 

о

 

 

 

 

 

 

 

8.

м

 

 

 

6.

ф

м

 

 

 

2.

 

 

 

 

м

и

4.

 

о

1.

 

с

5.

 

 

 

н

с

 

 

к

т

 

р

7.

 

 

а

к

 

з

а

у

 

 

 

 

 

д

о

х

 

ч

ш

в

 

 

 

н

а

в

 

 

я

а

е

к

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

ь

 

т

р

о

н

 

ь

ю

 

 

в

и

 

 

 

д

 

 

 

 

н

у

9.

ы

у

 

 

 

 

 

 

ю

й

е

10

ш

 

 

е

р

 

 

ц

 

 

и

 

 

 

 

 

 

с

е

 

 

 

 

п

т

 

 

 

 

ь

о

 

 

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушайте мелодию  Сен-Санса «Слоны» из «Музыкального карнавала животных» и представьте себе образ слона из рассказа. Опишите его.

Прослушайте мелодию Сен-Санса «Слоны» из «Музыкального карнавала животных» и представьте себе образ слона из рассказа. Опишите его.

Перескажите рассказ от лица Нади. Нарисуйте какой вы представили Надю в начале рассказа и какой она стала в конце.

Перескажите рассказ от лица Нади. Нарисуйте какой вы представили Надю в начале рассказа и какой она стала в конце.

Молодцы!  Спасибо за работу!

Молодцы! Спасибо за работу!

Список использованной литературы и  Интернет-источников. 1. Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн. - М., 1972 2. Волков А. Творчество А.И. Куприна. - М., 1981 3. Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9 т. Под общ. ред. Н.Н.Акоповой. - М., «Худ.лит.», 1973 4. Куприна К. А. Куприн – мой отец. – М., 1971 г. 5. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/node/441314 6. Педагогическая копилка. Сайт работников образования. http://ped-kopilka.ru/blogs/zelenova-elena/konspekt-integrirovanogo-uroka-volshebnoe-lekarstvo-po-proizvedeniyu-a-i-kuprina-slon-4-klas.html

Список использованной литературы и Интернет-источников.

1. Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн. - М., 1972

2. Волков А. Творчество А.И. Куприна. - М., 1981

3. Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9 т. Под общ. ред. Н.Н.Акоповой. - М., «Худ.лит.», 1973

4. Куприна К. А. Куприн – мой отец. – М., 1971 г.

5. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.

http://www.openclass.ru/node/441314

6. Педагогическая копилка. Сайт работников образования.

http://ped-kopilka.ru/blogs/zelenova-elena/konspekt-integrirovanogo-uroka-volshebnoe-lekarstvo-po-proizvedeniyu-a-i-kuprina-slon-4-klas.html