СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал к уроку по сказке С.Я. Маршака Двенадцать месяцев.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"»

С. Я. Маршак.  драматическая сказка «Двенадцать месяцев»    С. Я. Маршак.  драматическая сказка «Двенадцать месяцев»    Автор: Гуркина Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Дороховская СОШ», пос. Дорохово, Бежецкий район, Тверская область

С. Я. Маршак. драматическая сказка «Двенадцать месяцев»

С. Я. Маршак. драматическая сказка «Двенадцать месяцев»

Автор: Гуркина Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Дороховская СОШ»,

пос. Дорохово, Бежецкий район, Тверская область

Самуил Яковлевич Маршак  (1887-1964)

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

Самуил Яковлевич родился в еврейской семье 22 октября (по новому стилю 3 ноября) 1887 года. Семья происходила от древнейшего рода исследователей Талмуда. Отец мальчика - химик, работавший на мыловаренном заводе, мать - домохозяйка, воспитывающая детей и приглядывающая за бытом. Кроме Самуила, в семье росли еще пять детей. Маршак-старший пытался реализовать амбиции и потенциал специалиста в области химии, поэтому семейство часто переезжало: Витебск, Покров, Бахмут. Список городов прервался в Острогожске в 1900 году. Для выходца из еврейской семьи проблемой оставалось зачисление в гимназию, поскольку детям такого происхождения выделялось ограниченное количество мест. Именно поэтому, когда отцу Маршака посчастливилось найти работу в Петербурге, Самуил не сразу последовал за родственниками.

Самуил Яковлевич родился в еврейской семье 22 октября (по новому стилю 3 ноября) 1887 года. Семья происходила от древнейшего рода исследователей Талмуда. Отец мальчика - химик, работавший на мыловаренном заводе, мать - домохозяйка, воспитывающая детей и приглядывающая за бытом. Кроме Самуила, в семье росли еще пять детей.

Маршак-старший пытался реализовать амбиции и потенциал специалиста в области химии, поэтому семейство часто переезжало: Витебск, Покров, Бахмут. Список городов прервался в Острогожске в 1900 году.

Для выходца из еврейской семьи проблемой оставалось зачисление в гимназию, поскольку детям такого происхождения выделялось ограниченное количество мест. Именно поэтому, когда отцу Маршака посчастливилось найти работу в Петербурге, Самуил не сразу последовал за родственниками.

Юный гимназист приезжал в столицу на каникулы. Одна из таких поездок стала для будущей биографии писателя судьбоносной. Мальчик представлен известному критику и искусствоведу того времени Владимиру Стасову. Неудивительно, что Стасов, в руки которого попала тетрадь с творчеством мальчика, по достоинству оценил талант писателя и способствовал скорейшему переводу Самуила Яковлевича в питерскую гимназию. Стоит отметить, что рассказ о детстве и юности Маршака невозможен без упоминания литературы и творчества. Как вспоминает сам поэт, сочинять стихи начал даже раньше, чем научился их записывать. Еще в Острогожске детвора со всей округи собиралась в доме семьи юного поэта, чтобы послушать забавные произведения его сочинения. Приехав в город на Неве, гимназист пропадает в публичной библиотеке, зачитываясь произведениями классиков мировой литературы. Критик не забывал прививать мальчику любовь к искусству, особенно поддерживал начинания в области национального еврейского творчества. Старший товарищ знакомит поэта с  Максимом Горьким  в 1904 году.

Юный гимназист приезжал в столицу на каникулы. Одна из таких поездок стала для будущей биографии писателя судьбоносной. Мальчик представлен известному критику и искусствоведу того времени Владимиру Стасову.

Неудивительно, что Стасов, в руки которого попала тетрадь с творчеством мальчика, по достоинству оценил талант писателя и способствовал скорейшему переводу Самуила Яковлевича в питерскую гимназию.

Стоит отметить, что рассказ о детстве и юности Маршака невозможен без упоминания литературы и творчества. Как вспоминает сам поэт, сочинять стихи начал даже раньше, чем научился их записывать. Еще в Острогожске детвора со всей округи собиралась в доме семьи юного поэта, чтобы послушать забавные произведения его сочинения.

Приехав в город на Неве, гимназист пропадает в публичной библиотеке, зачитываясь произведениями классиков мировой литературы. Критик не забывал прививать мальчику любовь к искусству, особенно поддерживал начинания в области национального еврейского творчества.

Старший товарищ знакомит поэта с  Максимом Горьким  в 1904 году.

Писатель славился любовью к юному поколению. В 1920 году в нынешнем Краснодаре организовал первый детский театр, на сцене которого ставились спектакли по пьесам его сочинения, такие как

Писатель славился любовью к юному поколению. В 1920 году в нынешнем Краснодаре организовал первый детский театр, на сцене которого ставились спектакли по пьесам его сочинения, такие как "Двенадцать месяцев", "Теремок".

С 1923 года в Петрограде выходят детские книги поэта, в том числе переводы с английского "Дом, который построил Джек" и сказки собственного сочинения: "Кошкин дом", "Вот какой рассеянный", "Багаж", "Сказка о глупом мышонке".

«Двенадцать месяцев»  драматическая сказка  1943 г.

«Двенадцать месяцев» драматическая сказка 1943 г.

 В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных .

В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных .

Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные?

Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные?

Пье́са (от фр.  Pièce — произведение, отрывок, часть ) — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре. Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, содержащие обозначение места действия, особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т.д.). Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т.п.
  • Пье́са (от фр.  Pièce — произведение, отрывок, часть ) — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре.
  • Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, содержащие обозначение места действия, особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т.д.).
  • Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т.п.
Словарная работа: Мачеха – неродная мать для ребенка. Падчерица – неродная для одного из супругов (родителей) дочь. (неродной сын – пасынок). Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность, вроде советника. Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы. Мантия – накидка или длинная широкая одежда, надеваемая поверх платья.

Словарная работа:

  • Мачеха – неродная мать для ребенка.
  • Падчерица – неродная для одного из супругов (родителей) дочь. (неродной сын – пасынок).
  • Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность, вроде советника.
  • Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы.
  • Мантия – накидка или длинная широкая одежда, надеваемая поверх платья.
Ремарка - это (от франц. remarque - замечание, примечание) - пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе . Ремарки могут пояснять возраст , внешний облик , одежду действующих лиц, а также их душевное состояние , поведение , движения , жесты , интонации . В ремарках, предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание места действия, обстановки.

Ремарка - это

  • (от франц. remarque - замечание, примечание) - пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе .
  • Ремарки могут пояснять возраст , внешний облик , одежду действующих лиц, а также их душевное состояние , поведение , движения , жесты , интонации .
  • В ремарках, предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание места действия, обстановки.
Что в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеёмся? Сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-месяцы вправду существуют; Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца.  Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью, и верим в добро и справедливость .

Что в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеёмся?

Сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-месяцы вправду существуют; Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца.

Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью, и верим в добро и справедливость .

План ответа  для характеристики персонажа: Кто, из какой семьи? Основные черты характера Как себя ведет в сказочной истории? Что происходит с героем в конце сказки? Это положительный или отрицательный герой? Чему у этого героя можно и нужно научиться и почему?

План ответа для характеристики персонажа:

  • Кто, из какой семьи?
  • Основные черты характера
  • Как себя ведет в сказочной истории?
  • Что происходит с героем в конце сказки?
  • Это положительный или отрицательный герой?
  • Чему у этого героя можно и нужно научиться и почему?
Падчерица Из какой семьи? Основные черты характера Как себя ведет в сказочной истории? Что происходит с ней в конце сказки? Это положительный или отрицательный герой? Чему у этого героя можно и нужно научиться и почему?

Падчерица

  • Из какой семьи?
  • Основные черты характера
  • Как себя ведет в сказочной истории?
  • Что происходит с ней в конце сказки?
  • Это положительный или отрицательный герой?
  • Чему у этого героя можно и нужно научиться и почему?
Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все Месяцы, если будет надо, придут ей на помощь.

Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все Месяцы, если будет надо, придут ей на помощь.

Старуха и дочка Из какой семьи? Основные черты характера Как себя ведут в сказочной истории? Что происходит с ними в конце сказки? Это положительные или отрицательные герой? Чему у этих героев можно и нужно научиться и почему?

Старуха и дочка

  • Из какой семьи?
  • Основные черты характера
  • Как себя ведут в сказочной истории?
  • Что происходит с ними в конце сказки?
  • Это положительные или отрицательные герой?
  • Чему у этих героев можно и нужно научиться и почему?
Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак.

Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак.

Солдат Из какой семьи? Основные черты характера Как себя ведет в сказочной истории? Что происходит с ним в конце сказки? Это положительный или отрицательный герой? Чему у этого героя можно и нужно научиться и почему?

Солдат

  • Из какой семьи?
  • Основные черты характера
  • Как себя ведет в сказочной истории?
  • Что происходит с ним в конце сказки?
  • Это положительный или отрицательный герой?
  • Чему у этого героя можно и нужно научиться и почему?
Королева Из какой семьи? Основные черты характера Как себя ведет в сказочной истории? Что происходит с ней в конце сказки? Это положительный или отрицательный герой? Чему у этого героя можно и нужно научиться и почему?

Королева

  • Из какой семьи?
  • Основные черты характера
  • Как себя ведет в сказочной истории?
  • Что происходит с ней в конце сказки?
  • Это положительный или отрицательный герой?
  • Чему у этого героя можно и нужно научиться и почему?
Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения, и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове: что дороже. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, и думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге.  Рассказывая об Учителе Королевы, Маршак показывает нам знание, оторванное от жизни; рассказывая о Старом Солдате, писатель говорит о народной доброте и мудрости.

Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения, и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове: что дороже. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, и думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге.

Рассказывая об Учителе Королевы, Маршак показывает нам знание, оторванное от жизни; рассказывая о Старом Солдате, писатель говорит о народной доброте и мудрости.

Двенадцать месяцев Из какой семьи? Основные черты характера Как себя ведут в сказочной истории? Что происходит с ними в конце сказки? Это положительные или отрицательные герой? Чему у этих героев можно и нужно научиться и почему?

Двенадцать месяцев

  • Из какой семьи?
  • Основные черты характера
  • Как себя ведут в сказочной истории?
  • Что происходит с ними в конце сказки?
  • Это положительные или отрицательные герой?
  • Чему у этих героев можно и нужно научиться и почему?
Волшебная сказка –  Сказка, в основе сюжета которой находится повествование о преодолении потери, трудности при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

Волшебная сказка –

Сказка, в основе сюжета которой находится повествование о преодолении потери, трудности при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

Признаки волшебной сказки в «Двенадцати месяцах»: Сами Месяцы; Подснежники в апреле; Изменение погоды за считанные минуты; Превращение Старухи и её дочки в собак; Чудесные подарки Месяцев падчерице; Падчерица слышит разговоры животных в лесу.

Признаки волшебной сказки в «Двенадцати месяцах»:

  • Сами Месяцы;
  • Подснежники в апреле;
  • Изменение погоды за считанные минуты;
  • Превращение Старухи и её дочки в собак;
  • Чудесные подарки Месяцев падчерице;
  • Падчерица слышит разговоры животных в лесу.
Вывод: «Двенадцать месяцев» – это пьеса, в основе которой лежит волшебная литературная сказка. Главных героев не всегда получится назвать только отрицательными, на протяжении сказки некоторые их них меняются в лучшую сторону (не все!). Нравственный вывод: Добро, честность и вежливость и в жизни, и в сказках всегда играют очень важную роль, это качества, которые очень важны для героев и для читателей.

Вывод:

  • «Двенадцать месяцев» – это пьеса, в основе которой лежит волшебная литературная сказка.
  • Главных героев не всегда получится назвать только отрицательными, на протяжении сказки некоторые их них меняются в лучшую сторону (не все!).
  • Нравственный вывод: Добро, честность и вежливость и в жизни, и в сказках всегда играют очень важную роль, это качества, которые очень важны для героев и для читателей.
Домашнее задание: Напишите письмо одному из герое сказки (на выбор). В письме можно похвалить, осудить, научить персонажа и т.п. Стр. 109-17, читать, отвечать на вопросы.

Домашнее задание:

  • Напишите письмо одному из герое сказки (на выбор). В письме можно похвалить, осудить, научить персонажа и т.п.
  • Стр. 109-17, читать, отвечать на вопросы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!