СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Понятие о междометии".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит теоретический и практический материал по теме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Понятие о междометии".»

Понятие о междометии

Понятие о междометии

Распределительный диктант.   Распределите слова соответственно частям речи. В распределении каких слов у вас возникли трудности? Ключом, втроем, ух, горяч, не режь, утешься, съел бы, пренеприятный, невтерпеж, ой, сплошь, палач, ветошь, слева, насухо.
  • Распределительный диктант.   Распределите слова соответственно частям речи. В распределении каких слов у вас возникли трудности?
  • Ключом, втроем, ух, горяч, не режь, утешься, съел бы, пренеприятный, невтерпеж, ой, сплошь, палач, ветошь, слева, насухо.
 Проверяем! Существительные:  ключом, палач, ветошь.  Прилагательные:  горяч, пренеприятный.  Глаголы:  режь, утешься, съел.  Наречие:  втроем, невтерпеж, сплошь, слева, насухо.  Частицы –  не, бы. Ух  – ?  Ой  – ? Слова, которые остались нераспределенными, – междометия. Это особая часть речи.

Проверяем!

  • Существительные:  ключом, палач, ветошь. Прилагательные:  горяч, пренеприятный. Глаголы:  режь, утешься, съел. Наречие:  втроем, невтерпеж, сплошь, слева, насухо. Частицы –  не, бы.
  • Ух  – ?  Ой  – ?
  • Слова, которые остались нераспределенными, – междометия. Это особая часть речи.
Виды междометий по значению: ·  эмоциональные междометия  выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.):  ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу  и др.; · междометия, которые  выражают  побуждение к действию, команды, приказы :  ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау; ·  этикетные междометия  являются формулами речевого этикета:  здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.
  • Виды междометий по значению:
  • ·  эмоциональные междометия  выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.):  ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу  и др.;
  • · междометия, которые  выражают  побуждение к действию, команды, приказыну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;
  • ·  этикетные междометия  являются формулами речевого этикета:  здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.
Игра «Угадай».  Каждый по цепочке выражает какое-либо чувство междометием, а его сосед по парте должен угадать это чувство.
  • Игра «Угадай».  Каждый по цепочке выражает какое-либо чувство междометием, а его сосед по парте должен угадать это чувство.
  Поищем междометия  (запишем междометия). 1. Угадайте: откуда взяты эти строки? Какие в них есть междометия? Убийцу с палачами  Избрали мы в цари.  О ужас! О позор! 2. Вспомним сказки Чуковского. Какое имя образовано от междометия и глагола?   (Айболит.) 3. Когда надо закупорить стеклянную банку, берут это. Когда в отчаянии говорят, что человеку пришел конец, тоже говорят это. В первом случае – это существительное, во втором – междометие.   (Крышка!) 4. Это междометие пришло к нам из итальянского языка и выражает восхищение (чаще всего – в театре).  (Браво!) 5. Это междометие есть на дорожном знаке.  (Стоп!)
  •   Поищем междометия  (запишем междометия).
  • 1. Угадайте: откуда взяты эти строки? Какие в них есть междометия?
  • Убийцу с палачами Избрали мы в цари. О ужас! О позор!
  • 2. Вспомним сказки Чуковского. Какое имя образовано от междометия и глагола?
  •   (Айболит.)
  • 3. Когда надо закупорить стеклянную банку, берут это. Когда в отчаянии говорят, что человеку пришел конец, тоже говорят это. В первом случае – это существительное, во втором – междометие.
  •   (Крышка!)
  • 4. Это междометие пришло к нам из итальянского языка и выражает восхищение (чаще всего – в театре). 
  • (Браво!)
  • 5. Это междометие есть на дорожном знаке. 
  • (Стоп!)
6. Крик победителя.  (Ура!) 7. Название конфеты образовалось от этого междометия.  (Кис-кис.)   8. Добавьте междометие во 2-ю строку. Вы умы,  А мы –  (увы!) 9. Найдите междометие и глагол, образованный от междометия: С утра сидит на озере любитель-рыболов  Сидит, мурлычет песенку, а песенка без слов.  Как песня начинается – вся рыба расплывается...  Тра-ля-ля-ля-ля-ля! Такая вот беда!
  • 6. Крик победителя. 
  • (Ура!)
  • 7. Название конфеты образовалось от этого междометия. 
  • (Кис-кис.)  
  • 8. Добавьте междометие во 2-ю строку.
  • Вы умы, А мы – 
  • (увы!)
  • 9. Найдите междометие и глагол, образованный от междометия:
  • С утра сидит на озере любитель-рыболов Сидит, мурлычет песенку, а песенка без слов. Как песня начинается – вся рыба расплывается... Тра-ля-ля-ля-ля-ля! Такая вот беда!
Задание №1. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся междометия. Спишите предложения в такой последовательности: 1) предложения с эмоциональными междометиями; 2) предложения с побудительными междометиями.. 1. Ах! Амур проклятый! И слышат, не хотят понять... 2. Ну! Виноват! Какого ж дал я крюку. 3. Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть. 4. Простите; я спешил скорее видеть вас, не заезжал домой. Прощайте! Через час явлюсь... 5. А! Александр Андреич, просим, садитесь-ка. 6. Эх, Александр Андреич, дурно, брат! 7. Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать... 8. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали! 9. Ах! Боже мой! Упал, убился! 10. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок. 11. Ах! Злые языки страшнее пистолета. 12. Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей! 13. Эх! Братец! Славное тогда житье-то было. 14.  Здорово, Чацкий, брат! 15. Ну, тучу разогнал. 16. Ух! Я точнехонько избавилась от петли: ведь полоумный твой отец... (А. Грибоедов)

Задание №1. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся междометия. Спишите предложения в такой последовательности: 1) предложения с эмоциональными междометиями; 2) предложения с побудительными междометиями..

  • 1. Ах! Амур проклятый! И слышат, не хотят понять... 2. Ну! Виноват! Какого ж дал я крюку. 3. Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть. 4. Простите; я спешил скорее видеть вас, не заезжал домой. Прощайте! Через час явлюсь... 5. А! Александр Андреич, просим, садитесь-ка. 6. Эх, Александр Андреич, дурно, брат! 7. Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать... 8. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали! 9. Ах! Боже мой! Упал, убился! 10. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок. 11. Ах! Злые языки страшнее пистолета. 12. Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей! 13. Эх! Братец! Славное тогда житье-то было. 14.  Здорово, Чацкий, брат! 15. Ну, тучу разогнал. 16. Ух! Я точнехонько избавилась от петли: ведь полоумный твой отец... (А. Грибоедов)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!