Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения на уровне начального и основного общего образования
Понятие «Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения»
Под особыми образовательными потребностями обучающихся с нарушениями зрения понимают спектр образовательных и реабилитационных услуг средствами образования, в которых испытывают необходимость обучающиеся данной группы для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве как специальной (коррекционной), так и массовой общеобразовательной организации
(В. З. Денискина, 2011)
Категория детей с нарушением зрения
- Слепые дети
- Слабовидящие дети
- Дети с пониженным зрением
Сроки обучения и требования к результатам образования слепых обучающихся на уровне начального общего и основного общего образования
Вариант 3.1. -получение качественного начального общего образования слепыми обучающимися в те же сроки, что и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья (1-4 классы), по итоговым достижениям полностью соответствующим требованиям к результатам освоения, определенным ФГОС НОО, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.
Вариант 1. -получение качественного основного общего образования слепыми обучающимися в те же сроки, что и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья (5-9 классы), по итоговым достижениям полностью соответствующим требованиям к результатам освоения, определенным ФГОС ООО, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.
Вариант 3.2. -получение качественного начального общего образования слепыми обучающимися в пролонгированные сроки (5 лет –1-5 классы), по итоговым достижениям полностью соответствующим требованиям к результатам освоения, определенным ФГОС НОО, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.
Вариант 2. -получение качественного основного общего образования слепыми обучающимися в пролонгированные сроки (5 лет –5-10 классы), по итоговым достижениям полностью соответствующим требованиям к результатам освоения, определенным ФГОС ООО, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения на уровне начального общего образования
1. Целенаправленное обогащение (коррекция)
чувственного опыта за счет развития сохранных
анализаторов (в том числе и остаточного зрения)
2. Целенаправленное руководство
осязательным и зрительным восприятием
3. Формирование компенсаторных способов
деятельности
4. Профилактика вербализма и формализма знаний
за счет расширения, обогащения и коррекции
предметных и пространственных представлений,
формирования, обогащения, коррекции понятий
5. Систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации
6.Обеспечение доступности учебной информации для
тактильного и зрительного восприятия слепыми
обучающимися с остаточным зрением
7 . Учет при организации обучения, воспитания слепого
обучающегося с остаточным зрением: зрительного
диагноза (основного и дополнительного), возраста
времени нарушения зрения, состояния основных
зрительных функций, возможности коррекции зрения
с помощью оптических средств и приборов, режима
зрительной, тактильной и физической нагрузок;
тотально слепыми и слепыми со светоощущением-
возраста и времени утраты зрения, режима
тактильных и физических нагрузок.
8 . Преимущественное использование индивидуальных пособий, рассчитанных на осязательное или осязательное и зрительное восприятие
9. Учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности
10. Активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений
11. Реализация приемов, направленных на
профилактику и устранение вербализма и формализма речи
12. Реализация приемов, направленных на
профилактику и устранение вербализма и
формализма речи
13. Целенаправленное формирование умений и
навыков ориентировки в микро и
макропространстве
14. Целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки
15. Развитие мотивационного компонента деятельности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности
16. Создание условий для развития и коррекции коммуникативной деятельности
17. Создание условий для коррекции нарушений в двигательной сфере
18. Развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований
19. Нивелирование негативных качеств характера, коррекция поведенческих проявлений и профилактика их возникновения
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения на уровне основного общего образования
1. Особая пространственная и временная
организация образовательной среды
2. Обеспечение возможности пролонгации сроков
обучения на уровне основного общего образования
3. Применение для письма и чтения специальной
системы рельефно-точечного шрифта Л. Брайля
4. Использование специальных приспособлений для
письма, рельефного рисования и черчения
5. Обеспечение образовательного процесса
специальными учебниками, учебными пособиями и
учебной информацией, доступными осязательному
(для слепых) и зрительно-осязательному (для
слепых с остаточным зрением) восприятию
6. Использование в образовательном процессе наглядных
пособий, рассчитанных на бисенсорное восприятие (с
помощью остаточного зрения и осязания)
7. Преподавание общеобразовательных учебных
предметов по специальным методикам,
рассчитанным на использование всех сохранных
анализаторов
8. Учет темпа работы слепых обучающихся в
зависимости от степени сформированности
компенсаторных способов действий
9. Постановка и реализация на
общеобразовательных уроках и внеклассных
мероприятиях коррекционных задач, направленных на
коррекцию отклонений в развитии и профилактику
возникновения вторичных отклонений.
10. Введение в образовательную среду
индивидуализированного коррекционно-
развивающего тифлопедагогического
сопровождения в зависимости от особенностей
психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся
11. Совершенствование навыков ориентировки
в микро и макро пространстве
12. Совершенствование умений и навыков
социально-бытовой ориентировки
13. Развитие у слепых обучающихся навыков сознательного и рационального использования компьютера, смартфона и других тифлотехнических устройств в учебной, бытовой и дальнейшей профессиональной деятельности, обеспечивающее их информационную компетентность
14. Максимальное расширение социально-образовательного пространства за пределы образовательной организации и семьи с целью формирования психологической готовности к интеграции в социум
15. Систематическое целенаправленное проведение специфической профориентационной работы, ориентирующей слепых обучающихся на овладение доступными и востребованными профессиями
16. Ознакомление с современными технологиями, отражающими основные тенденции научно-технического развития общества, и лежащими в основе профессий, доступных для слепых обучающихся, включая формирование начальных профессиональных и надпрофессиональных навыков
17. Совершенствование коммуникативных
навыков, направленное на подготовку слепых
обучающихся к межличностному и
профессиональному взаимодействию в коллективе,
конструктивному преодолению трудных
жизненных ситуаций и включению в социум,
посредством обогащения социального опыта и
расширения сферы социальных контактов