СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку повторения по теме "Синтаксис и пунктуация"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Презентация к уроку обобщающего повторения по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе поможет организовать фронтальную и групповую работу на уроке, систематизировать и повторить изученный материал.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку повторения по теме "Синтаксис и пунктуация"»

Урок обобщающего повторения по теме «Синтаксис и пунктуация»  в 5 классе Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №218 Фрунзенского района Мелякова Людмила Викторовна

Урок обобщающего повторения по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №218 Фрунзенского района Мелякова Людмила Викторовна

 Какова тема нашего урока?  Сформулируйте тему, выполнив следующее задание
  • Какова тема нашего урока? Сформулируйте тему, выполнив следующее задание
Вычеркните «лишние» слова Предложение, грамматическая основа, сказуемое, словосочетание, знаки препинания, обращение, фонетика, обстоятельство, лексическое значение, члены предложения, звуки речи

Вычеркните «лишние» слова

  • Предложение, грамматическая основа, сказуемое, словосочетание, знаки препинания, обращение, фонетика, обстоятельство, лексическое значение, члены предложения, звуки речи
Тема урока  Повторение по теме  «Синтаксис и пунктуация»

Тема урока

  • Повторение по теме
  • «Синтаксис и пунктуация»
Цели и задачи: повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация»; развивать умение работать с текстом; развивать речь и мышление

Цели и задачи:

  • повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация»;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать речь и мышление
Блиц - опрос Что изучает синтаксис? Что такое словосочетание? Что такое предложение? Что изучает пунктуация? Для чего нужны знаки препинания?

Блиц - опрос

  • Что изучает синтаксис?
  • Что такое словосочетание?
  • Что такое предложение?
  • Что изучает пунктуация?
  • Для чего нужны знаки препинания?
Графический диктант  Начертить схемы предложений, устно дать характеристику предложений, объяснить знаки препинания

Графический диктант

  • Начертить схемы предложений, устно дать характеристику предложений, объяснить знаки препинания
Знаки препинания не расставлены 1.Тревожно шумели стонали и скрипели над головой сосны. 2.Промелькнула короткая осень и пришла седая зима. 3.Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. 4.Ребята давайте жить дружно. 5.Что за картина воскликнул ёж.

Знаки препинания не расставлены

  • 1.Тревожно шумели стонали и скрипели над головой сосны.
  • 2.Промелькнула короткая осень и пришла седая зима.
  • 3.Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
  • 4.Ребята давайте жить дружно.
  • 5.Что за картина воскликнул ёж.
Работа с текстом

Работа с текстом

Прочтите текст и выполните задания:  1.Растопило солнце снега на полях, и зазвенели, заговорили, запели звонко ручьи по канавам.2.Грачи неторопливо бродят по мокрым пашням, а в лесу ещё зима. 3.Отступила она с открытых мест в ельники.4.Солнце сюда не пробивается, веет тут из-под елок холодом, снегу по пояс.5.А вокруг тишина.6.Только вверху в ёлках то справа, то слева что-то потрескивает.

Прочтите текст и выполните задания:

  • 1.Растопило солнце снега на полях, и зазвенели, заговорили, запели звонко ручьи по канавам.2.Грачи неторопливо бродят по мокрым пашням, а в лесу ещё зима. 3.Отступила она с открытых мест в ельники.4.Солнце сюда не пробивается, веет тут из-под елок холодом, снегу по пояс.5.А вокруг тишина.6.Только вверху в ёлках то справа, то слева что-то потрескивает.
Прочтите текст и выполните задания 7.Стою на дороге и слушаю.8.Птицы, что ли? 9.Я всматриваюсь в густые ели, но не вижу ни птиц, ни белок.10.Вершины солнышком освещены, а на еловых лапах прошлогодние шишки висят, будто гроздья бананов.11.Солнце их пригревает.12.Над головой у меня снова тихонечко – щёлк! 13.И прямо на меня соринка летит.14.Поймал её на лету – еловое семечко.

Прочтите текст и выполните задания

  • 7.Стою на дороге и слушаю.8.Птицы, что ли? 9.Я всматриваюсь в густые ели, но не вижу ни птиц, ни белок.10.Вершины солнышком освещены, а на еловых лапах прошлогодние шишки висят, будто гроздья бананов.11.Солнце их пригревает.12.Над головой у меня снова тихонечко – щёлк! 13.И прямо на меня соринка летит.14.Поймал её на лету – еловое семечко.
Прочтите текст и выполните задания 15.Опять тихий треск – и ещё одно еловое семечко у меня на руке.  16.Вот и разгадка пришла, прилетела прямо с вершины мне в руки.17.Нагревается шишка на солнце – щёлк!18.Шишка раскрылась.19.Летят одно за другим к земле семечки.20.У ёлок весенний сев начался.  (По А.Зимину)

Прочтите текст и выполните задания

  • 15.Опять тихий треск – и ещё одно еловое семечко у меня на руке.
  • 16.Вот и разгадка пришла, прилетела прямо с вершины мне в руки.17.Нагревается шишка на солнце – щёлк!18.Шишка раскрылась.19.Летят одно за другим к земле семечки.20.У ёлок весенний сев начался.
  • (По А.Зимину)
Определите 1)тему текста 2)основную мысль текста 3)тип речи 4) стиль текста

Определите

  • 1)тему текста
  • 2)основную мысль текста
  • 3)тип речи
  • 4) стиль текста
 Работа в группах
  • Работа в группах
Задания (1) для 1 группы Укажите именное словосочетание 1)бродят неторопливо (предложение 2) 2)прилетели с вершины (предложение 16) 3)летят к земле (предложение 19) 4)тихий треск (предложение 15)

Задания (1) для 1 группы

  • Укажите именное словосочетание
  • 1)бродят неторопливо (предложение 2)
  • 2)прилетели с вершины (предложение 16)
  • 3)летят к земле (предложение 19)
  • 4)тихий треск (предложение 15)
Задание 2 для 1 группы Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений? 1)она отступила (предложение 3) 2)что-то потрескивает (предложение 6) 3)поймал семечко (предложение 14) 4)солнце пригревает (предложение 11)

Задание 2 для 1 группы

  • Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений?
  • 1)она отступила (предложение 3)
  • 2)что-то потрескивает (предложение 6)
  • 3)поймал семечко (предложение 14)
  • 4)солнце пригревает (предложение 11)
Задание 3 для 1 группы Среди предложений 7-12 найдите повествовательное восклицательное предложение. 12.Над головой у меня снова тихонечко – щёлк!

Задание 3 для 1 группы

  • Среди предложений 7-12 найдите повествовательное восклицательное предложение.
  • 12.Над головой у меня снова тихонечко – щёлк!
Задание 4 для 1 группы Укажите ряд, в котором оба слова являются однородными дополнениями 1)на полях, по канавам (предложение 1) 2)по пашням, в лесу (предложение 2) 3)то справа, то слева (предложение 6) 4)ни птиц, ни белок (предложение 9)

Задание 4 для 1 группы

  • Укажите ряд, в котором оба слова являются однородными дополнениями
  • 1)на полях, по канавам (предложение 1)
  • 2)по пашням, в лесу (предложение 2)
  • 3)то справа, то слева (предложение 6)
  • 4)ни птиц, ни белок (предложение 9)
Задание 1 для 2 группы В 10 предложении замените словосочетание на еловых лапах (прилагательное +существительное) синонимичным словосочетанием (существительное + существительное) на лапах ели

Задание 1 для 2 группы

  • В 10 предложении замените словосочетание на еловых лапах (прилагательное +существительное) синонимичным словосочетанием (существительное + существительное)
  • на лапах ели
Задание 2 для 2 группы В предложениях 14-17 найдите однородные сказуемые. 16. Вот и разгадка пришла, прилетела прямо с вершины мне в руки

Задание 2 для 2 группы

  • В предложениях 14-17 найдите однородные сказуемые.
  • 16. Вот и разгадка пришла, прилетела прямо с вершины мне в руки
Задание 3 для 2 группы Выпишите грамматическую основу из 7 предложения стою, слушаю

Задание 3 для 2 группы

  • Выпишите грамматическую основу из 7 предложения
  • стою, слушаю
Задание 4 для 2 группы Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения. Я всматриваюсь в густые ели,(1)но не вижу ни птиц,(2)ни белок. Вершины солнышком освещены ,(3) а на еловых лапах прошлогодние шишки висят,(4)будто гроздья бананов.

Задание 4 для 2 группы

  • Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения.
  • Я всматриваюсь в густые ели,(1)но не вижу ни птиц,(2)ни белок. Вершины солнышком освещены ,(3) а на еловых лапах прошлогодние шишки висят,(4)будто гроздья бананов.
Задание 1 для 3 группы Каким членом предложения является слово звонко (предложение 1) 1)определением 2)обстоятельством 3)сказуемым 4)дополнением

Задание 1 для 3 группы

  • Каким членом предложения является слово звонко (предложение 1)
  • 1)определением
  • 2)обстоятельством
  • 3)сказуемым
  • 4)дополнением
Задание 2 для 3 группы Среди предложений 16-20 найдите нераспространённое предложение. 18. Шишка раскрылась.

Задание 2 для 3 группы

  • Среди предложений 16-20 найдите нераспространённое предложение.
  • 18. Шишка раскрылась.
Задание 3 для 3 группы В предложениях 4 – 6 найдите однородные обстоятельства. 6. Только вверху в ёлках то справа , то слева что-то потрескивает.

Задание 3 для 3 группы

  • В предложениях 4 – 6 найдите однородные обстоятельства.
  • 6. Только вверху в ёлках то справа , то слева что-то потрескивает.
Задание 4 для 3 группы Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами. Растопило солнце снега на полях,(1)и зазвенели ,(2) заговорили ,(3) запели звонко ручьи по канавам. Грачи бродят по мокрым пашням,(4)а в лесу ещё зима.

Задание 4 для 3 группы

  • Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами.
  • Растопило солнце снега на полях,(1)и зазвенели ,(2) заговорили ,(3) запели звонко ручьи по канавам. Грачи бродят по мокрым пашням,(4)а в лесу ещё зима.
Сочинение - рассуждение  Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Для чего нужны знаки препинания». При написании сочинения приведите 2 примера из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений. Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

Сочинение - рассуждение

  • Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Для чего нужны знаки препинания». При написании сочинения приведите 2 примера из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений. Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.
Сочинение  Знаки препинания играют очень важную роль. Они необходимы для понимания смысла, так как разделяют предложения в тексте.  Также знаки препинания нужны, чтобы передать интонацию. В конце 8 предложения стоит вопросительный знак, значит, предложение надо прочитать с вопросительной интонацией.

Сочинение

  • Знаки препинания играют очень важную роль. Они необходимы для понимания смысла, так как разделяют предложения в тексте.
  • Также знаки препинания нужны, чтобы передать интонацию. В конце 8 предложения стоит вопросительный знак, значит, предложение надо прочитать с вопросительной интонацией.
Сочинение  А в 1 предложении запятые отделяют однородные сказуемые, и предложение надо прочитать с перечислительной интонацией.  Знаки препинания очень важны. Если бы их не было, это затруднило бы понимание речи.

Сочинение

  • А в 1 предложении запятые отделяют однородные сказуемые, и предложение надо прочитать с перечислительной интонацией.
  • Знаки препинания очень важны. Если бы их не было, это затруднило бы понимание речи.
Рефлексия Оцените свою работу на уроке. Что получилось? Что не получилось? Что показалось наиболее трудным?

Рефлексия

  • Оцените свою работу на уроке.
  • Что получилось?
  • Что не получилось?
  • Что показалось наиболее трудным?
Домашнее задание Упр.585 (выполнить синтаксический разбор 2 предложений по выбору)

Домашнее задание

  • Упр.585 (выполнить синтаксический разбор 2 предложений по выбору)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!