Цель урока: сформировать представление о видах глагола
- Знать:
- 1) о глаголах совершенного и несовершенного вида;
- 2) различаются по вопросам и значению;
- 3) что такое видовая пара глагола.
- Уметь:
- 1) распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида;
- 2) образовывать видовую пару глагола.
- Апрель – настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед.
- Д. Зуев
- Какие слова несут в тексте основную смысловую нагрузку?
Задание 1. Запишите глаголы в два столбика. В первый - те, которые обозначают, что действие происходит один раз, в один момент; во второй - те, которые обозначают длительность действия. На какие вопросы будут отвечать глаголы первого столбика? второго?
- что сделать? | что делать?
- 1) Свистеть - свистнуть, крикнуть - кричать, махнуть - махать, стучать - стукнуть.
- 2) Писать - написать, жечь - сжечь, нести - унести.
Задание 2. Спишите, указывая вид глаголов.
- Край неба алеет. В березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается. Вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары. Жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!
- И.С.Тургенев
Задание 3. Подберем к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью приставок.
- нес. в. сов. в.
- Коптить - за-коптить, под-коптить, на-коптить.
- Манить - …
- планируешь - ….
- расту - …
- лепечет - …
- лепечет - …
- стрекочу - …
- рокочу - …
Задание 4. Подберем к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью суффиксов. Какие фонетические явления происходят в некоторых глаголах?
- завер-я-ть - завер-и-ть
- одол-ева-ть - …
- увлажн-я-ть - …
- толк-а-ть- …
- угощ-а-ть - (ст//щ)
- укрощ-а-ть - (т//щ)
Задание 5 . Работа с текстом «Ветер и птичка». Прочитайте текст. В чем состоит ошибка? Помогите сверстнику начать сочинение. Спишите исправленное начало текста. Дополнительное задание. Выполните синтаксический разбор первого (отредактированного) предложения.
- Пришла весна и дарит земле солнечные лучики. Подул теплый ветер и согревает все живое. Он летел по небу и запел весенние песни.
- Вдруг он увидел маленькую птичку. Она потеряла сознание и падала вниз. Он подхватил ее, немного подержал в воздухе и тихонечко положил на землю.
- Вскоре птичка пришла в себя. Ветер кружил над ней в воздухе.
- - Что случилось? - спросил ветер у птички.
- - Зима была очень холодная, я не могла найти корм. Я несколько дней ничего не ела, - объяснила птичка.
- Потом они долго разговаривали и подружились и больше не расставались.
Задание 6. Творческая работа.
- Глянем в окно. Опишем увиденную картину. Глаголы какого вида используем в своем сочинении? Варианты начала.
- А) Сегодня (солнечный, пасмурный…) день.
- Б) Близится вечер. За окном…
4. Контроль ЗУН (тест).
- 1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?
- А) поговорить, приезжать, знаю
- Б) скажет, продолжить, дадут
- В) сказали, сдают, покататься
- Г) разыскал, кончаем, продадут
- 2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?
- А) ухожу, даю, бросаю
- Б) испугался, шел, прибежал
- В) ждал, едем, мочь
- Г) прилетел, рассказывает, жмурится.
- 3. Какая пара глаголов не является видовой парой?
- А) сесть - садиться
- Б) делить - разделить
- В) класть - положить
- Г) идти - ходить.
6. Итог урока.
- - Как определить вид глагола?
- - Какое действие обозначают глаголы совершенного вида?
- - На что указывают глаголы несовершенного вида?