СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Виды глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Виды глагола"»

Цель урока: сформировать представление о видах глагола Знать: 1) о глаголах совершенного и несовершенного вида; 2) различаются по вопросам и значению; 3) что такое видовая пара глагола. Уметь: 1) распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида; 2) образовывать видовую пару глагола.

Цель урока: сформировать представление о видах глагола

  • Знать:
  • 1) о глаголах совершенного и несовершенного вида;
  • 2) различаются по вопросам и значению;
  • 3) что такое видовая пара глагола.
  • Уметь:
  • 1) распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида;
  • 2) образовывать видовую пару глагола.
Апрель – настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед. Д. Зуев Какие слова несут в тексте основную смысловую нагрузку?
  • Апрель – настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед.
  • Д. Зуев
  • Какие слова несут в тексте основную смысловую нагрузку?
Задание 1. Запишите глаголы в два столбика. В первый - те, которые обозначают, что действие происходит один раз, в один момент; во второй - те, которые обозначают длительность действия. На какие вопросы будут отвечать глаголы первого столбика? второго? что сделать? | что делать? 1) Свистеть - свистнуть, крикнуть - кричать, махнуть - махать, стучать - стукнуть. 2) Писать - написать, жечь - сжечь, нести - унести.

Задание 1. Запишите глаголы в два столбика. В первый - те, которые обозначают, что действие происходит один раз, в один момент; во второй - те, которые обозначают длительность действия. На какие вопросы будут отвечать глаголы первого столбика? второго?

  • что сделать? | что делать?
  • 1) Свистеть - свистнуть, крикнуть - кричать, махнуть - махать, стучать - стукнуть.
  • 2) Писать - написать, жечь - сжечь, нести - унести.
Задание 2. Спишите, указывая вид глаголов. Край неба алеет. В березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается. Вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары. Жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! И.С.Тургенев

Задание 2. Спишите, указывая вид глаголов.

  • Край неба алеет. В березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается. Вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары. Жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!
  • И.С.Тургенев
Задание 3. Подберем к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью приставок. нес. в. сов. в. Коптить - за-коптить, под-коптить, на-коптить.   Манить - …

Задание 3. Подберем к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью приставок.

  • нес. в. сов. в.
  • Коптить - за-коптить, под-коптить, на-коптить.
  • Манить - …
планируешь - ….   расту - …   лепечет - …
  • планируешь - ….
  • расту - …
  • лепечет - …
лепечет - …  стрекочу - …  рокочу - …
  • лепечет - …
  • стрекочу - …
  • рокочу - …
Задание 4. Подберем к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью суффиксов. Какие фонетические явления происходят в некоторых глаголах? завер-я-ть - завер-и-ть   одол-ева-ть - …   увлажн-я-ть - …

Задание 4. Подберем к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью суффиксов. Какие фонетические явления происходят в некоторых глаголах?

  • завер-я-ть - завер-и-ть
  • одол-ева-ть - …
  • увлажн-я-ть - …
толк-а-ть- …   угощ-а-ть - (ст//щ)   укрощ-а-ть - (т//щ)
  • толк-а-ть- …
  • угощ-а-ть - (ст//щ)
  • укрощ-а-ть - (т//щ)
Задание 5 . Работа с текстом «Ветер и птичка».  Прочитайте текст. В чем состоит ошибка? Помогите сверстнику начать сочинение. Спишите исправленное начало текста.  Дополнительное задание. Выполните синтаксический разбор первого (отредактированного) предложения. Пришла весна и дарит земле солнечные лучики. Подул теплый ветер и согревает все живое. Он летел по небу и запел весенние песни. Вдруг он увидел маленькую птичку. Она потеряла сознание и падала вниз. Он подхватил ее, немного подержал в воздухе и тихонечко положил на землю. Вскоре птичка пришла в себя. Ветер кружил над ней в воздухе. - Что случилось? - спросил ветер у птички. - Зима была очень холодная, я не могла найти корм. Я несколько дней ничего не ела, - объяснила птичка. Потом они долго разговаривали и подружились и больше не расставались.

Задание 5 . Работа с текстом «Ветер и птичка». Прочитайте текст. В чем состоит ошибка? Помогите сверстнику начать сочинение. Спишите исправленное начало текста. Дополнительное задание. Выполните синтаксический разбор первого (отредактированного) предложения.

  • Пришла весна и дарит земле солнечные лучики. Подул теплый ветер и согревает все живое. Он летел по небу и запел весенние песни.
  • Вдруг он увидел маленькую птичку. Она потеряла сознание и падала вниз. Он подхватил ее, немного подержал в воздухе и тихонечко положил на землю.
  • Вскоре птичка пришла в себя. Ветер кружил над ней в воздухе.
  • - Что случилось? - спросил ветер у птички.
  • - Зима была очень холодная, я не могла найти корм. Я несколько дней ничего не ела, - объяснила птичка.
  • Потом они долго разговаривали и подружились и больше не расставались.
Задание 6. Творческая работа.  Глянем в окно. Опишем увиденную картину. Глаголы какого вида используем в своем сочинении? Варианты начала. А) Сегодня (солнечный, пасмурный…) день. Б) Близится вечер. За окном…

Задание 6. Творческая работа.

  • Глянем в окно. Опишем увиденную картину. Глаголы какого вида используем в своем сочинении? Варианты начала.
  • А) Сегодня (солнечный, пасмурный…) день.
  • Б) Близится вечер. За окном…
4. Контроль ЗУН (тест). 1. В каком ряду все глаголы совершенного вида? А) поговорить, приезжать, знаю Б) скажет, продолжить, дадут В) сказали, сдают, покататься Г) разыскал, кончаем, продадут 2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида? А) ухожу, даю, бросаю Б) испугался, шел, прибежал В) ждал, едем, мочь Г) прилетел, рассказывает, жмурится. 3. Какая пара глаголов не является видовой парой? А) сесть - садиться Б) делить - разделить В) класть - положить Г) идти - ходить.

4. Контроль ЗУН (тест).

  • 1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?
  • А) поговорить, приезжать, знаю
  • Б) скажет, продолжить, дадут
  • В) сказали, сдают, покататься
  • Г) разыскал, кончаем, продадут
  • 2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?
  • А) ухожу, даю, бросаю
  • Б) испугался, шел, прибежал
  • В) ждал, едем, мочь
  • Г) прилетел, рассказывает, жмурится.
  • 3. Какая пара глаголов не является видовой парой?
  • А) сесть - садиться
  • Б) делить - разделить
  • В) класть - положить
  • Г) идти - ходить.
6. Итог урока. - Как определить вид глагола? - Какое действие обозначают глаголы совершенного вида? - На что указывают глаголы несовершенного вида?

6. Итог урока.

  • - Как определить вид глагола?
  • - Какое действие обозначают глаголы совершенного вида?
  • - На что указывают глаголы несовершенного вида?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс