СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Внимание и память"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока предложен теоретический материал: виды памят, способы запоминания и рекомендации потренировке памяти.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Внимание и память"»

ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ   Урок № 9 ЧТО Я ЗНАЮ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ

ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Урок № 9

ЧТО Я ЗНАЮ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ

Внимание ВНИМАНИЕ -  НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ОПРЕДЕЛЁННЫХ ОБЪЕКТАХ ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ ОТВЛЕЧЕНИИ ОТ ДРУГИХ.

Внимание

ВНИМАНИЕ -

НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА НА ОПРЕДЕЛЁННЫХ ОБЪЕКТАХ ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ ОТВЛЕЧЕНИИ ОТ ДРУГИХ.

Внимание и требования профессий ВОДИТЕЛЬ – распределяет внимание на сигналы светофора, дорожные знаки, ситуацию на дороге, работу своего автомобиля и т.д.  УЧИТЕЛЬ – контролирует ситуацию в классе и следит за логикой изложения материала  БУХГАЛТЕР или УЧЁНЫЙ – должны концентрироваться на работе так, чтобы не замечать помех

Внимание и требования профессий

  • ВОДИТЕЛЬ – распределяет внимание на сигналы светофора, дорожные знаки, ситуацию на дороге, работу своего автомобиля и т.д.

  • УЧИТЕЛЬ – контролирует ситуацию в классе и следит за логикой изложения материала

  • БУХГАЛТЕР или УЧЁНЫЙ – должны концентрироваться на работе так, чтобы не замечать помех
ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ: Активизация  нужных и торможение ненужных психологических и физиологических процессов.  Целенаправленный  отбор  поступающей в организм информации.  Обеспечение избирательной длительности психической активности на объекте или деятельности

ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ:

  • Активизация нужных и торможение ненужных психологических и физиологических процессов.

  • Целенаправленный отбор поступающей в организм информации.

  • Обеспечение избирательной длительности психической активности на объекте или деятельности
Задание № 1 «Двойной счёт» Записывайте числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет. Когда вы делали больше ошибок? Вначале или в конце?  Обычно в конце работы ошибок меньше.  Внимание, как и любая другая функция , развивается ,  если ею заниматься, и угасает, если ею не пользоваться.  Это упражнение тренирует нашу способность  распределять внимание.

Задание № 1 «Двойной счёт»

Записывайте числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет.

  • Когда вы делали больше ошибок? Вначале или в конце?
  • Обычно в конце работы ошибок меньше.

  • Внимание, как и любая другая функция , развивается ,

если ею заниматься, и угасает, если ею не пользоваться.

  • Это упражнение тренирует нашу способность

распределять внимание.

ЛЕТЧИКИ, АВИАДИСПЕТЧЕРЫ, МАШИНИСТЫ, ВОДИТЕЛИ, ОПЕРАТОРЫ ПРОИЗВОДСТВ, связанных с повышенной ответственностью, перед выходом и на рабочее место проходят медицинскую экспертизу. Непроизвольное/Произвольное внимание Непроизвольное – Внимание без усилий Произвольное –  Внимание с волевым усилием Нарушения внимания приводят к ошибкам в работе
  • ЛЕТЧИКИ, АВИАДИСПЕТЧЕРЫ, МАШИНИСТЫ, ВОДИТЕЛИ, ОПЕРАТОРЫ ПРОИЗВОДСТВ, связанных с повышенной ответственностью, перед выходом и на рабочее место проходят медицинскую экспертизу.

Непроизвольное/Произвольное внимание

  • Непроизвольное – Внимание без усилий
  • Произвольное – Внимание с волевым усилием

Нарушения внимания приводят к ошибкам в работе

ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ СПОСОБНОСТЬ БЫСТРО ПЕРЕХОДИТЬ ОТ ОДНОГО  ОБЪЕКТА К ДРУГОМУ  ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ:   ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ УСПЕШНАЯ НАСТРОЙКА НА ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБЪЁМ КОЛИЧЕСТВО ОДНОВРЕМЕННО (в пределах 0,1 сек)  ОТЧЁТЛИВО ВОСПРИНИМАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ   РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОДНОВРЕМЕННО)  КОНЦЕНТРАЦИЯ СТЕПЕНЬ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЕ  УСТОЙЧИВОСТЬ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ  НА ОБЪЕКТЕ

ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ СПОСОБНОСТЬ БЫСТРО ПЕРЕХОДИТЬ ОТ ОДНОГО

ОБЪЕКТА К ДРУГОМУ

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ:

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ

УСПЕШНАЯ НАСТРОЙКА НА ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

ОБЪЁМ КОЛИЧЕСТВО ОДНОВРЕМЕННО (в пределах 0,1 сек)

ОТЧЁТЛИВО ВОСПРИНИМАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОДНОВРЕМЕННО)

КОНЦЕНТРАЦИЯ СТЕПЕНЬ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЕ

УСТОЙЧИВОСТЬ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ

НА ОБЪЕКТЕ

Память ПАМЯТЬ - это способность запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.  Это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения  Самая долговечная из человеческих способностей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «я».

Память

ПАМЯТЬ - это способность запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения

Самая долговечная из человеческих способностей.

Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «я».

Память Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.  Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. ФУНКЦИИ ПАМЯТИ: 1. ЗАПОМИНАНИЕ 2. СОХРАНЕНИЕ 3. УЗНАВАНИЕ 4. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Память

Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

ФУНКЦИИ ПАМЯТИ:

1. ЗАПОМИНАНИЕ

2. СОХРАНЕНИЕ

3. УЗНАВАНИЕ

4. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

виды памяти   По характеру психической активности По характеру целей деятельности По продолжительности закрепления и сохранения материалов Кратковременная Долговременная Оперативная Двигательная Эмоциональная Образная Словесно-логическая Непроизвольная Произвольная

виды памяти

По характеру психической активности

По характеру целей деятельности

По продолжительности закрепления и сохранения материалов

  • Кратковременная
  • Долговременная
  • Оперативная
  • Двигательная
  • Эмоциональная
  • Образная
  • Словесно-логическая
  • Непроизвольная
  • Произвольная
По характеру психической активности Двигательная –  запоминание и воспроизведение движений  (Спортсмены, каскадеры, танцоры)  Эмоциональная – память на пережитые чувства (позволяет  актеру войти в состояние души своего персонажа  и передавать это состояние зрителю).    Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определённых условиях – человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.

По характеру психической активности

Двигательная запоминание и воспроизведение движений

(Спортсмены, каскадеры, танцоры)

Эмоциональная память на пережитые чувства (позволяет

актеру войти в состояние души своего персонажа

и передавать это состояние зрителю).

Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определённых условиях – человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.

По характеру психической активности Образная – память на представления, картины природы и жизни,  звуки, запахи, вкусы (художник, писатель)   Подвиды  Зрительная – должна быть развита у сотрудников правоохранительных органов и таможенников, художников и дизайнеров, учителей и воспитателей. Слуховая – важна для людей, имеющих дело со звуковой информацией – акустиков и операторов связи, звукорежиссеров, звукооператоров, музыкантов и композиторов. Осязательная Обонятельная Вкусовая

По характеру психической активности

Образная память на представления, картины природы и жизни,

звуки, запахи, вкусы (художник, писатель)

Подвиды

  • Зрительная должна быть развита у сотрудников правоохранительных органов и таможенников, художников и дизайнеров, учителей и воспитателей.
  • Слуховая – важна для людей, имеющих дело со звуковой информацией – акустиков и операторов связи, звукорежиссеров, звукооператоров, музыкантов и композиторов.
  • Осязательная
  • Обонятельная
  • Вкусовая
По характеру психической активности Словесно – логическая - запоминание, сохранение и  воспроизведение мыслей, понятий,  словесных формулировок  ( политик, ученый – они оперируют  понятиями, формулами, схемами,  гипотезами, идеями и т.д.)

По характеру психической активности

Словесно – логическая - запоминание, сохранение и

воспроизведение мыслей, понятий,

словесных формулировок

( политик, ученый – они оперируют

понятиями, формулами, схемами,

гипотезами, идеями и т.д.)

По характеру целей деятельности Непроизвольная – запоминание и воспроизведение, в котором  отсутствует цель что-то запомнить. Информация  запоминается сама собой, без специального  заучивания, в ходе выполнения деятельности,  в ходе работы над информацией.  Произвольная – запоминание и воспроизведение, в котором  имеется цель что-то запомнить. Информация  запоминается целенаправленно с помощью  специальных приемов

По характеру целей деятельности

Непроизвольная – запоминание и воспроизведение, в котором

отсутствует цель что-то запомнить. Информация

запоминается сама собой, без специального

заучивания, в ходе выполнения деятельности,

в ходе работы над информацией.

Произвольная – запоминание и воспроизведение, в котором

имеется цель что-то запомнить. Информация

запоминается целенаправленно с помощью

специальных приемов

По продолжительности закрепления и сохранения материалов Кратковременная – процесс небольшой длительности для  воспроизведения только что произошедших  событий  Долговременная - характеризуется длительностью и прочностью  сохранения воспринятого материала  Оперативная – сохранение информации с последующим забыванием

По продолжительности закрепления и сохранения материалов

Кратковременная – процесс небольшой длительности для

воспроизведения только что произошедших

событий

Долговременная - характеризуется длительностью и прочностью

сохранения воспринятого материала

Оперативнаясохранение информации с последующим забыванием

Продуктивность памяти характеризуется: 1. ОБЪЁМОМ запоминания информации 2. СКОРОСТЬЮ запоминаемой информации 3. ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ сохранения информации 4. ТОЧНОСТЬЮ воспроизведения информации

Продуктивность памяти характеризуется:

1. ОБЪЁМОМ запоминания информации

2. СКОРОСТЬЮ запоминаемой информации

3. ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ сохранения информации

4. ТОЧНОСТЬЮ воспроизведения информации

Примеры феноменальной памяти Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов Швейцарский математик, физик и астроном  Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел от 2 до 100 Русский шахматист Александр Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно

Примеры феноменальной памяти

Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов

Швейцарский математик, физик и астроном

Леонард Эйлер помнил шесть первых

степеней всех чисел от 2 до 100

Русский шахматист Александр Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно

Практическая работа №1  «Объем кратковременной слуховой памяти» Инструкция: Я зачитываю несколько 3-хзначных чисел, вы слушаете и по команде «Записывайте» - пишите цифры в строчку. Вывод: Чем больше рядов запомнили, тем больше объем вашей кратковременной памяти

Практическая работа №1 «Объем кратковременной слуховой памяти»

Инструкция:

Я зачитываю несколько 3-хзначных чисел, вы слушаете и по команде «Записывайте» - пишите цифры в строчку.

Вывод: Чем больше рядов запомнили, тем больше объем вашей кратковременной памяти

Практическая работа №2  «Механическое и смысловое запоминание пар слов» Механическое запоминание Инструкция : Я зачитываю пары слов, вы их запоминаете. Затем я читаю первое –  вы записываете второе. Смысловое запоминание Инструкция: та же Вывод: Количество воспроизведенных пар выше, чем в первом случае, это говорит о большой продуктивности смыслового запоминания.

Практическая работа №2 «Механическое и смысловое запоминание пар слов»

Механическое запоминание

Инструкция :

Я зачитываю пары слов, вы их запоминаете. Затем я читаю первое –

вы записываете второе.

Смысловое запоминание

Инструкция: та же

Вывод: Количество воспроизведенных пар выше, чем в первом случае, это говорит о большой продуктивности смыслового запоминания.

Практическая работа №3 «Память на образы» Инструкция:  «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше образов. Через 20 сек таблицу уберут, и Вы должны будете записать или зарисовать в бланке все те образы, которые запомнили». Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6 образов и больше

Практическая работа №3 «Память на образы»

Инструкция:  «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше образов. Через 20 сек таблицу уберут, и Вы должны будете записать или зарисовать в бланке все те образы, которые запомнили».

Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма – 6 образов и больше

Практическая работа №4 «Кто быстрее» (переключение внимания) Найдите все числа по порядку от 1 до 90.

Практическая работа №4 «Кто быстрее» (переключение внимания)

Найдите все

числа по

порядку от

1 до 90.

Способы запоминания Способ Цицерона – для людей с хорошо развитой двигательной памяти. Алфавитный порядок – поставьте слова из списка(для запоминания)  в алфавитном порядке. 3. Группировка – провести смысловое соотношение между словами запоминаемого  списка, по количеству элементов в каждом из объектов. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов .  Слова упорядочиваются с помощью рифмы. Из слов  шар, желток, медь, самовар, бритва, товар – составить фразу. 5. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов .  Например: «Каждый охотник желает знать , где сидит фазан»  (для запоминания расположения цветов в радуге)

Способы запоминания

  • Способ Цицерона – для людей с хорошо развитой двигательной памяти.
  • Алфавитный порядок – поставьте слова из списка(для запоминания)

в алфавитном порядке.

3. Группировка – провести смысловое соотношение между словами запоминаемого

списка, по количеству элементов в каждом из объектов.

  • Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов .

Слова упорядочиваются с помощью рифмы. Из слов

шар, желток, медь, самовар, бритва, товар – составить фразу.

5. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов .

Например: «Каждый охотник желает знать , где сидит фазан»

(для запоминания расположения цветов в радуге)

Приемы тренировки памяти Метод Айвазовского – посмотрите внимательно на предмет, в течение 3-5 секунд  постарайтесь как можно лучше запомнить его. Закройте глаза  и представьте предмет в деталях. Откройте глаза на 1 сек.,  дополните образ. И так несколько раз.  2. Метод спичек – Бросьте на стол 4-5 спичек и в течение 2-3 сек. Запомните их  расположение. Закройте глаза и представьте их расположение.  Откройте глаза на 1 сек. и воссоздайте образ точнее.  Ежедневно увеличивайте количество спичек на одну.  3. Анализ событий дня - вечером перед сном в течение 5-7 минут воссоздайте  цепь основных событий дня с образами новых знакомых,  их имен, телефонов только в том порядке, как это происходило.

Приемы тренировки памяти

  • Метод Айвазовского – посмотрите внимательно на предмет, в течение 3-5 секунд

постарайтесь как можно лучше запомнить его. Закройте глаза

и представьте предмет в деталях. Откройте глаза на 1 сек.,

дополните образ. И так несколько раз.

2. Метод спичек – Бросьте на стол 4-5 спичек и в течение 2-3 сек. Запомните их

расположение. Закройте глаза и представьте их расположение.

Откройте глаза на 1 сек. и воссоздайте образ точнее.

Ежедневно увеличивайте количество спичек на одну.

3. Анализ событий дня - вечером перед сном в течение 5-7 минут воссоздайте

цепь основных событий дня с образами новых знакомых,

их имен, телефонов только в том порядке, как это происходило.

Условия  постоянной готовности памяти к запоминанию Мини-перерывы через 40-45 минут интенсивной умственной работы. Большие перерывы 15-20 минут через каждые 2-2,5 часа с физической разминкой. Полноценный регулярный сон. Полноценное питание. Отказ от кофе и чая при переутомлении.

Условия постоянной готовности памяти к запоминанию

  • Мини-перерывы через 40-45 минут интенсивной умственной работы.
  • Большие перерывы 15-20 минут через каждые 2-2,5 часа с физической разминкой.
  • Полноценный регулярный сон.
  • Полноценное питание.
  • Отказ от кофе и чая при переутомлении.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя