ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
(Перевод А.Шмульяна)
Повторение и обобщение изученного
по теме «Деепричастие»
Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав ото всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шороху, погрузившись в раздумья
Уровень Уровень Уровень
(не) думая (не) навидя ложь (не) широкая но глубокая река
(не) услышав (не) дождавшись утра (не) страшась (не) взгод
( не) навидя (не) глубокий а мелкий (не) мог (не) заметить
(не) говоря (не) замеченная учеником (не) навидя (не) приятеля
(не) доумевая увидел (не) знакомца (не) спорил с (не) веждой
(не) заметив (не) зная ничего (не) продуман
Деепричастие + зависимое слово
Найдите предложения с деепричастным оборотом, поясните знаки препинания. Определите синтаксическую роль деепричастного оборота.
А на город уже выступало неприятельское войско гремя в литавры и трубы.
И стали наступать они тесно на козацкие таборы нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили.
Буратино сломя голову убегал от лисы Алисы и кота Базилио.
Мальвина вошла улыбаясь.
Пудель Артемон охранял друзей не смыкая глаз.
Найдите и исправьте грамматические ошибки в предложении.
1. Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.
2.Сделав уроки, у меня заболели глаза.
3. Закрыв книгу, герои надолго остаются в моей памяти.
1. Приветливо виляя хвостиком, Рыжик встретил нас у калитки.
2.Когда я сделал уроки, то у меня заболели глаза.
3. Закрыв книгу, я надолго запомнил героев.
Оценивание теста
«5»- 0 ошибок
«4»-1 ошибка
«3» -2-3 ошибки
Тест не сдан-4 и более ошибок
ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
(Перевод А.Шмульяна)
Найдите в тексте деепричастия, которые обозначают добавочные действия по :
а) слуховым впечатлениям;
б) зрительным впечатлениям;
в) движению;
г) аналогии с человеческими качествами.
Домашнее задание . Составьте и запишите 5 предложений с деепричастными оборотами на тему «Любимые литературные герои».
Вопросы:
- Что являлось целью нашего урока?
- Как вы считаете, удалось ли нам достичь целей урока?
- Работа над какими заданиями не вызвала затруднений?
- Над чем следует поработать еще?
- Оцените свою работу на уроке