Отгадайте загадку:
Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
Я по значению похожа на глагол.
Тема урока:
Повторение и обобщение по теме «Деепричастие»
«Согласен-не согласен»
+, -, -, +, -, +, +, +, -
За каждый правильный ответ - 1 балл
9 баллов – оценка «5»
8-7 баллов – оценка «4»
6-4 баллов – оценка «3»
3 и менее – оценка «2»
Объяснительный диктант:
1) Не г лядя на мать, Олег собирал вещи.
2) Женщина нед оумевала, куда исчез билет.
3) Приходилось работать, не ж алея сил.
4) Не ж алей сил на хорошее дело.
5) Его учили преодолевать трудности,
не у нывая и не х ныча.
Найти четвертое лишнее и доказать
Читая, думая, рисуя, вдумавшись.
Вдумавшись , т.к. это деепричастие совершенного вида.
Найти четвертое лишнее и доказать
Занимаясь, развлекая, собираясь, увлекаясь
Развлекая , т.к. у этого деепричастия нет постфикса -СЯ
Найти четвертое лишнее и доказать
Проиграв, пропустив, поразмыслив, отдыхающей .
Отдыхающей , т.к. это причастие
Найти четвертое лишнее и доказать
Развёртывая, промолвить, наклоняясь, понимая.
Промолвить , т.к. это глагол
Карточка № 1
1) Белочка, / распустив хвост /, прыгала по веткам .
2) / Весело шаля /, река бежит по склонам гор.
3) Вы пренебрегаете устным счетом, / пользуясь калькулятором /.
Карточка № 2
Сов. вид:
подняв, сдержав, устремив, поднявшись, закончив.
Несов. вид:
хлопая, отражаясь, прижимаясь, посматривая, глядя.
Карточка № 3
1. Чуть свет я вставал, наскоро напившись чаю, пускался в путь.
2. Выбрав где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал причаливать к нему.
3. Оставив деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке.
Работа по развитию речи.
1. Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли.
2. Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни.
3. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке.
Работа по развитию речи.
1. Глядя вдаль, она грустит
2. Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни
3. Рассматривая картину, мы чувствуем отношение художника к одинокой Аленушке
«Собери пословицу»
- Не бравшись за топор, избы не срубишь.
- Не учась, и лаптя не сплетёшь.
- Поработавши до поту, и поешь в охоту.
- Убегая от дыма, не бросайся в огонь.
- Не зная броду, не суйся в воду.
- Что имеем не храним, потерявши- плачем.
- Спотыкаясь, не свегда брани дорогу.
Образец морфологического разбора деепричастия
Собирая - деепричастие.
I. Летают (как?), собирая.
II.Морф. призн.: неизм.ф., несов. вид.
III.Как летают? собирая
«Собери пословицу»
Критерии оценки:
1. Собрать верно пословицу – 1балл
2. Объяснить значение -1 балл
3. Выписать деепричастие – 1 балл
4. Морфологический разбор -2 балла.
Итоговая оценка – 5
Ответы к тесту:
Вариант 2.
Вариант 1.
1 - 2
1 - 3
2 - 2
2 - 3
3 - 4
3 - 4
4 - 3
4 - 1
5 - 1
5 - 2
6 - соединяя, ставя, добиваясь .
6 - читая, перечитывая, проникаясь .
8 баллов – оценка «5»
7-6 баллов – оценка «4»
5-4 баллов – оценка «3»
3 и менее – оценка «2»
Рефлексия.
- Что мы с вами сегодня повторили на уроке?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке?
- Какое настроение у вас сейчас?
Домашнее задание .
Выписать из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри» пять предложений с деепричастными оборотами, выделить и разобрать их.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!