«Решение практико-ориентированных задач»
« Математике должно учить еще с той целью, чтобы познания здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».
Н.И.Лобачевский
Функциональная грамотность
– это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основные составляющие функциональной грамотности:
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Цель урока : формирование функциональной грамотности школьников с помощью умения решать практико-ориентированные задачи.
Задачи урока:
- внимательно прочитать текст задачи
- выделить главное в тексте
- повторить методы решения текстовых задач
- вспомнить основные формулы
- повторить перевод единиц измерения
- осуществлять поиск нужной информации
- планировать свои действия с учётом времени
- выбирать рациональный метод решения
Задача про квартиру из материалов ОГЭ
На рисунке изображён план двухкомнатной квартиры в многоэтажном жилом доме. Сторона одной клетки на плане соответствует 0,4 м, а условные обозначения двери и окна приведены в правой части рисунка.
Вход в квартиру находится в коридоре. Слева от входа в квартиру находится санузел, а в противоположном конце коридора — дверь в кладовую. Рядом с кладовой находится спальня, из которой можно пройти на одну из застеклённых лоджий. Самое большое по площади помещение — гостиная, откуда можно попасть в коридор и на кухню. Из кухни также можно попасть на застеклённую лоджию.
На рисунке изображён план двухкомнатной квартиры в многоэтажном жилом доме. Сторона одной клетки на плане соответствует 0,4 м , а условные обозначения двери и окна приведены в правой части рисунка.
Вход в квартиру находится в коридоре . Слева от входа в квартиру находится санузел , а в противоположном конце коридора — дверь в кладовую . Рядом с кладовой находится спальня, из которой можно пройти на одну из застеклённых лоджий . Самое большое по площади помещение — гостиная, откуда можно попасть в коридор и на кухню. Из кухни также можно попасть на застеклённую лоджию .
Задание 2 Плитка для пола размером 40 см на 40 см продаётся в упаковках по 12 штук. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложить пол санузла?
Задание 2 Плитка для пола размером 40 см на 40 см продаётся в упаковках по 12 штук. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложить пол санузла?
- Определяем площадь санузла, предварительно переводим м в см:
5*40*6*40=48000 кв.см
2. Определяем площадь одной плитки: 40х40=1600 кв.см
3. Определяем количество плиток: 48000:1600=30 плиток
4. Найдём количество упаковок: 30:12=2,5 упаковки
5. Округляем 2,5 до целого значения с избытком.
Ответ: 3.
Задание 3 Найдите площадь кладовой. Ответ дайте в квадратных метрах.
Задание 3 Найдите площадь кладовой. Ответ дайте в квадратных метрах.
- Определяем, сколько клеток на плане занимает длина и ширина кладовой: a= 5*0,4=2м ; b= 4*0,4=1,6м
- Площадь прямоугольника равна: S=ab
- Площадь кладовой: 2*1,6=3,2 кв.м
Ответ: 3,2
Задание 4 На сколько процентов площадь коридора больше площади кладовой?
Задание 4 На сколько процентов площадь коридора больше площади кладовой?
- Определяем площадь коридора: 2*2,4+7,6*2=20 кв.м
- Площадь кладовой мы знаем: 3,2 кв.м
- Узнаем во сколько раз площадь коридора больше площади кладовой, для этого 20:3,2=6,25.
- Находим, на сколько процентов площадь коридора больше площади кладовой: 625-100=525.
Ответ: 525
Задание 5. В квартире планируется установить стиральную машину. Характеристики стиральных машин, условия подключения и доставки приведены в таблице. Планируется купить стиральную машину с вертикальной загрузкой, не превосходящую 85 см по высоте. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвый подходящий вариант вместе с подключением и доставкой?
Отбираем возможные варианты, учитывая, что загрузка вертикальная: А,Е,Ж,К.
Рассчитываем стоимость в каждом варианте, учитывая подключение и доставку:
А: 28000+1700=29700(руб.)
Е: 27600+2300=29900(руб.)
Ж: 27585+1900+27585х0,1=32243,5(руб.)
К: 27000+1800=28800(руб.) – наиболее дешевый вариант
Ответ: 28800 рублей.
Задача про участок из материалов ОГЭ
На плане изображен дачный участок по адресу: СНТ Рассвет, ул. Морская, 7 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Въезд и выезд осуществляется через единственные ворота.
Площадь, занятая жилым домом, равна 64 кв. м. Помимо жилого дома, на участке есть баня, к которой ведет дорожка, выложенная специальным садовым покрытием. Между жилым домом и баней находится цветник с теплицей. Теплица отмечена на плане цифрой 3.
Напротив жилого дома находится бак с водой для полива растений, за ним плодово-ягодные кустарники. В глубине участка есть огород для выращивания овощей, отмеченный цифрой 6.
Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и застелены садовым покрытием, состоящим из плит размером 1м х 1м. Площадка вокруг дома выложена плитами такого же размера, но другой фактуры и цвета.
К дачному участку проведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.
1 - жилой дом; 2 -цветник; 3 – теплица,4 – баня; 5 - бак с водой; 6 - огород для овощей; 7 - плодово-ягодные кустарники.
На плане изображен дачный участок по адресу: СНТ Рассвет, ул. Морская, 7 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму . Въезд и выезд осуществляется через единственные ворота.
Площадь, занятая жилым домом, равна 64 кв. м . Помимо жилого дома, на участке есть баня , к которой ведет дорожка, выложенная специальным садовым покрытием. Между жилым домом и баней находится цветник с теплицей. Теплица отмечена на плане цифрой 3 .
Напротив жилого дома находится бак с водой для полива растений, за ним плодово-ягодные кустарники. В глубине участка есть огород для выращивания овощей, отмеченный цифрой 6 .
Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и застелены садовым покрытием, состоящим из плит размером 1м х 1м . Площадка вокруг дома выложена плитами такого же размера , но другой фактуры и цвета.
К дачному участку проведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.
1 - жилой дом; 2 -цветник; 3 – теплица,4 – баня; 5 - бак с водой; 6 - огород для овощей; 7 - плодово-ягодные кустарники.
1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность четырех цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
1 - жилой дом; 2 -цветник; 3 –теплица;4 – баня; 5 - бак с водой; 6 - огород для овощей;7 - плодово-ягодные кустарники;.
1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность четырех цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов .
1. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность четырех цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов .
Объекты
Цифры
Жилой дом
Цветник
1
Бак с водой
2
Баня
5
4
1 - жилой дом; 2 -цветник; 3 –теплица;4 – баня; 5 - бак с водой; 6 - огород для овощей;7 - плодово-ягодные кустарники;.
Ответ : 1254
2. Плиты для садовых дорожек продаются в упаковке по 6 штук. Сколько упаковок плит понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку вокруг дома?
1 - жилой дом; 2 -цветник; 3 –теплица;4 – баня; 5 - бак с водой; 6 - огород для овощей;7 - плодово-ягодные кустарники;.
2. Плиты для садовых дорожек продаются в упаковке по 6 штук. Сколько упаковок плит понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку вокруг дома?
Решение: дорожка от дома до бани имеет 22 плитки , дорожка от дома кустарников – 8 плиток, площадка вокруг дома –
14 ∙ 11 – 8∙ 8 = 154-64 = 90 . Итого: 30 + 90 =120 плиток
120:6 = 20 упаковок
Ответ : 20
1 - жилой дом; 2 -цветник; 3 –теплица;4 – баня; 5 - бак с водой; 6 - огород для овощей;7 - плодово-ягодные кустарники;.
3. Найдите площадь бани. Ответ дайте в квадратных метрах.
3. Найдите площадь бани. Ответ дайте в квадратных метрах.
Решение: S = a 2 = a ∙ а – площадь квадрата
1 кл=2м, значит а= 6м
S бани = 6 х 6 =36 м 2
Ответ : 36
4. Найдите суммарную площадь плитки на прямоугольной площадке вокруг дома. Ответ дайте в квадратных метрах.
4.Найдите суммарную площадь плитки на прямоугольной площадке вокруг дома. Ответ дайте в квадратных метрах.
Решение: S = a ∙ b – площадь прямоугольника
1 кл=2м ;1 кл=2плиткам по 1м, значит а= 14м, b = 11м,
дом –квадрат, сторона = 4∙2м=8м
S площадки = 14 х 11 - 8 х 8 = 90 м 2
Ответ : 90
5. Хозяин участка планирует установить в жилом доме систему отопления. Он рассматривает два варианта: электрическое и газовое отопление. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в таблице.
Отопление
Нагрева
тель
(котел)
Газовое отопление
22 тыс. руб.
Прочее оборудова
ние
и монтаж
Электр.
отопление
Средн. расход газа/ средн. потребл. мощность
18 тыс. руб.
16412 руб.
12000 руб.
Стоимость газа/ электро
энергии
1,3 куб. м/ч
4,7 кВт
4,4 руб./
куб. м
4,2 руб./
(кВт ∙ ч)
Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовое оборудование. Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разницу в стоимости установки газового и электрического оборудования?
Отопление
Нагрева
тель
(котел)
Газовое отопление
22тыс. руб.
Прочее оборудова
ние
и монтаж
Электр.
отопление
16412 руб.
Средн. расход газа/ средн. потребл. мощность
18 тыс. руб.
Стоимость газа/ электро
энергии
1,3 куб. м/ч
12000 руб.
4,4 руб./
куб. м
4,7 кВт
4,2 руб./
(кВт ∙ ч)
Решение: стоимость оборудования и монтажа:
22000 +16412= 38412 руб. - газ ; 18000 + 12000 = 30000 руб. электр. отоп.
Разница между стоимостью установки: 38412 – 30000 = 8412 руб.
Расход 1 часа обогрева : 1,3 куб. м/ч ∙ 4,4 руб./ куб. м =5,72 руб./ч –газ
4,7 руб./ куб. м ∙ 4,2 руб./(кВт ∙ ч) = 19,74 руб./ч - электриче с тво
Разница между стоимостью потребления за 1 час: 19,74 - 5,72 = 14,02 руб./ч
Через сколько часов экономия от использования газа компенсирует затраты:
8412 руб. : 14,02 руб./ч = 600ч
Ответ : 600
Итоги урока:
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
Спасибо
за внимание!