Семнадцатое ноября Классная работа
Семнадцатое октября
Классная работа
Лингвистическая сказка
За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -лаг- и -лож-, того награжу по-царски».Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные г и ж, оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. Согласная г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица — к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу ж — то братец -лож-. Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными г и ж.
Тема урока: «Правописание чередующихся гласных о-а в корнях -лаг -лож-»
Пред лож ить – пред лаг ать,
из лож ить – из лаг ать,
распо лож ить – распо лаг ать
Пред лож ить – пред лаг а ть,
из лож ить – из лаг а ть,
распо лож ить – распо лаг а ть
Пол…жить, распол…жение, предпол…гать, изл…гать, предл…жить, пол…гать, изл…жить, прил…гательное, предпол…жение, сл…гаемое, разл…жить, возл…гать.
Положить Предполагать
расположение излагать
предложить полагать
изложить прилагательное
предположение слагаемое
разложить возлагать
Взаимопроверка
Критерии оценивания
Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки «3»
Цифровой диктант
Записать вместо слов цифры: в корне О – 1,
в корне А – 2 .
Самопроверка
2,1,1,2,2,1,1,2
Самопроверка
Критерии оценивания
Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки «3»
Игра «Составь слово»
У слова предутренний возьмите приставку,
у слова поговорить возьмите приставку,
у слова слагаемое – корень,
у глагола решать – суффикс,
а у глагола собирала позаимствуйте окончание.
Получилось слово….
«Четвёртый лишний»
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните «лишнее» слово:
Предл…гать, предл…жить, пол…жение, разл…жил;
Сл…гаемое, прил…гательное, выл…жить, распол…гать.
Заменить одним словом с корнем -лаг-/-лож-. Объяснить графически выбор гласной в корне
1. Описать что-то, передать устно или письменно.
2. Надеяться на кого-то.
3. Вид письменной работы.
4. Часть речи.
5. Математическое действие.
Продолжите предложения:
1. Сегодня на уроке я узнал (а)….
2. После урока мне захотелось…
3. Сегодня на уроке я похвалил (а) бы … за…
Домашнее задание
1. п. 38, упр. 305
2. Придумать и записать текст на тему осень, используя 10 слов с корнями –лож- и -лаг -