БЕЗЛИЧНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(«ВО ВСЁМ МНЕ ХОЧЕТСЯ
ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…»)
ПОДГОТОВИЛА:
ТУЗМУХАМЕТОВА ЭЛЬВИРА ВИНАРИСОВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
С.МАРАНКА
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.
- Предложения с одним главным членом называются односоставными. - Односоставные предложения непонятны без второго главного члена. - Назывные – это предложения с главным членом сказуемым. - Односоставные предложения с главным членом-сказуемым бывают определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.
• Что такое односоставные предложения? • Как называются односоставные предложения с главным членом-подлежащим? • На какие группы делятся односоставные предложения с главным членом – сказуемым? • Чем может быть выражено сказуемое в определённо-личных предложениях? В неопределённо-личных?
Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод, - Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? В.А.Жуковский
Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит.
Все сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено из речи, непременно представлено как неизвестное, неопределенное. А.М.Пешковский
1. Поговори со мною, мама. 2.Сижу у моря, смотрю на пучину. 3. Шум, возня, беготня беспрестанная. 4. Слышишь что-нибудь? 5. Не обижайся на меня. 6. Великолепный зимний день! 7. На вокзале тебя встретят.
Номер
предложения
Вид односостав- ного предложения
1
Назывное
2
Определённо-личное
3
Неопределённо-личное
4
5
6
7
1. Поговори со мною, мама. 2.Сижу у моря, смотрю на пучину. 3. Шум, возня, беготня беспрестанная. 4. Слышишь что-нибудь? 5. Не обижайся на меня. 6. Великолепный зимний день! 7. На вокзале тебя встретят.
Номер
предложения
Вид односостав- ного предложения
1
Назывное
2
Определённо-личное
3
+
Неопределённо-личное
4
+
+
5
6
+
7
+
+
+
1. Поговори со мною, мама. (ты) 2.Сижу у моря, смотрю на пучину. (я) 3. Шум, возня, беготня беспрестанная. (слышится) 4. Слышишь что-нибудь? (ты) 5. Не обижайся на меня. (ты) 6. Великолепный зимний день! (наступил) 7. На вокзале тебя встретят. (они)
БЕЗЛИЧНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(«ВО ВСЁМ МНЕ ХОЧЕТСЯ
ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…»)
Меня знобит. На улице морозит. Светает. Мне холодно. Попить бы чаю! Саше не спится, но весело ей. (Н. Некрасов)
ОДНОСОСТАВНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
Б.Л.Пастернак
Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? В.А.Жуковский
- Найдите грамматические основы в этих предложениях.
- Можно ли в этих предложениях «додумать» подлежащее?
Найти безличные предложения, исследовать, какой частью речи могут быть выражены сказуемые в безличных предложениях.
Веч…реет. Свежо. Ветра уже нет. На меже ул…глись кусты перекати-поля. Весь день их бр…сало по свежей пашне. В ясном небе начинают светиться первые звездочки. Пахн…т распускающимися дубовыми почками.
Ломит от усталости босые ноги. Слыша(ться, тся) гортанные голоса грачей. Они устраиваю(ться,тся) на ночь в своих гнездах. Хочется раствориться в вечерней тишине. (В.Закруткин)
Вечереет - безличный глагол
Свежо – слово категории состояния
Нет
Бросало – личный глагол в безличном значении
Пахнет - личный глагол в безличном значении
Ломит - личный глагол в безличном значении
Хочется раствориться - личный глагол в безличном значении + инфинитив
По значению безличные предложения делятся на подгруппы
Состояние человека:
Стихийные явления,
состояние природы:
Мне думается. Тебе нездоровится?
Нам хорошо.
Морозит. Вюжит. Смеркалось.
К вечеру похолодало.
Бытие:
Долженствование, волеизъявление:
Случалось.
Необходимо запомнить.
Мне ехать.
Работа с учебником.
Самостоятельно прочитайте содержание
параграфа «Безличные предложения»
Найдите в объяснении материала несовпадения с тем, о чём было сказано на уроке (что есть в учебнике из прозвучавшего на уроке, а что отсутствует и наоборот).
“ ! ” — Я это знал.
“ + ” — Новое для меня.
“ - “ — Вызывает у меня сомнение.
“ ?” — Вопрос.
Знал
Узнал
Хочу знать больше
1.Замените данные ниже двусоставные предложения односоставными безличными и распространите их так, чтобы у вас получился связный рассказ.
2. Обозначьте сказуемое в односоставных предложениях получившегося текста, укажите, чем оно выражено.
1) Начинаются сумерки. 2) Наступила темнота. 3) Свежеет воздух. 4) Наступает прохлада. 5) Меня бьет лихорадка. 6) Начался проливной дождь. 7) Ветер вырвал деревья. 8) Ливень размыл дорогу. 9) Дом пахнет сыростью. 10) В саду пахнет жасмин и сирень.
- Сегодня на уроке я узнал …
- Работать мне было…, потому что …
- Больше всего мне понравилось…
- Труднее всего было …
Домашнее задание: на выбор.
2) Пейзажная зарисовка (6-8 предложений) с использованием разных видов односоставных предложений.
3) Выписать примеры разных видов односоставных предложений из поэмы Лермонтова «Мцыри».