СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Бессоюзные сложные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Бессоюзные сложные предложения"»

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

ПОВТОРЕНИЕ. ГОТОВИМСЯ К ОГЭ. Задания: 1. Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного. 2. Найдите предложение, осложненное обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 3. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове. 4. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой . 1) К великому удивлению моему, (1) Иконин не только прочел, (2) но и перевел несколько строк с помощью профессора, (3) который ему подсказывал.  2)  Чувствуя свое превосходство перед таким слабым соперником, (4) я не мог не улыбнуться и даже несколько презрительно, (5) когда дело дошло до анализа и Иконин по-прежнему погрузился в очевидно безвыходное молчание. 3) Я этой умной, (6) слегка насмешливой улыбкой хотел понравиться профессору, (7) но вышло наоборот.  (Л.Н.Толстой. «Юность».)

ПОВТОРЕНИЕ. ГОТОВИМСЯ К ОГЭ.

Задания:

1. Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

2. Найдите предложение, осложненное обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

3. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой .

1) К великому удивлению моему, (1) Иконин не только прочел, (2) но и перевел несколько строк с помощью профессора, (3) который ему подсказывал. 2) Чувствуя свое превосходство перед таким слабым соперником, (4) я не мог не улыбнуться и даже несколько презрительно, (5) когда дело дошло до анализа и Иконин по-прежнему погрузился в очевидно безвыходное молчание. 3) Я этой умной, (6) слегка насмешливой улыбкой хотел понравиться профессору, (7) но вышло наоборот.

(Л.Н.Толстой. «Юность».)

ПОВТОРЕНИЕ. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении Схема предложения Чем заменить знак в предложении [ ], [ ]. Примеры Перечисление фактов. [ ]; [ ]. и Перечисление фактов. Луна сияла, июльская ночь была тиха. и Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.

ПОВТОРЕНИЕ.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Схема предложения

Чем заменить знак в предложении

[ ], [ ].

Примеры

Перечисление фактов.

[ ]; [ ].

и

Перечисление фактов.

Луна сияла, июльская ночь была тиха.

и

Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.

ПОВТОРЕНИЕ. Задание: списать, расставить знаки препинания. Наконец он закрыл книгу так нервически быстро что захлопнул между листьями свой палец сердито выдернув его оттуда он дал мне билет из грамматики и откинувшись назад на кресла стал молчать самым зловещим образом. И вот у меня нет гувернера у меня есть свои дрожки имя мое напечатано в списке студентов у меня шпага на портупее будочники могут иногда делать мне честь...  (Л.Н.Толстой. «Юность».)

ПОВТОРЕНИЕ.

Задание: списать, расставить знаки препинания.

  • Наконец он закрыл книгу так нервически быстро что захлопнул между листьями свой палец сердито выдернув его оттуда он дал мне билет из грамматики и откинувшись назад на кресла стал молчать самым зловещим образом.
  • И вот у меня нет гувернера у меня есть свои дрожки имя мое напечатано в списке студентов у меня шпага на портупее будочники могут иногда делать мне честь...

(Л.Н.Толстой. «Юность».)

Проверяем Наконец он закрыл книгу так нервически быстро, что захлопнул между листьями свой палец; сердито выдернув его оттуда, он дал мне билет из грамматики и, откинувшись назад на кресла, стал молчать самым зловещим образом. И вот у меня нет гувернера, у меня есть свои дрожки, имя мое напечатано в списке студентов, у меня шпага на портупее, будочники могут иногда делать мне честь...

Проверяем

  • Наконец он закрыл книгу так нервически быстро, что захлопнул между листьями свой палец; сердито выдернув его оттуда, он дал мне билет из грамматики и, откинувшись назад на кресла, стал молчать самым зловещим образом.
  • И вот у меня нет гувернера, у меня есть свои дрожки, имя мое напечатано в списке студентов, у меня шпага на портупее, будочники могут иногда делать мне честь...

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Схема предложения Чем заменить знак в предложении [ ]: [причина]. Примеры  [ ]: [пояснение]. потому что  [ ]: [дополнение]. Вдруг потемнело: набежала на солнце туча. а именно Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.  что; Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. увидел, услышал, почувствовал Серёжка оглянулся: пожар охватывал дом всё больше и больше. с союзом что

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Схема предложения

Чем заменить знак в предложении

[ ]: [причина].

Примеры

[ ]: [пояснение].

потому что

[ ]: [дополнение].

Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.

а именно

Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.

что;

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

увидел, услышал, почувствовал

Серёжка оглянулся: пожар охватывал дом всё больше и больше.

с союзом что

Задание: списать, расставить знаки препинания. 1. Из залы вели две двери одна прямо в бывшую гостиную другая направо в кабинет. 2. Да и не время рассуждать а нужно действовать война в России. 3. Не тужи дружок час терпеть а век жить. 4. Всё узнал ваше сиятельство ростовские стоят на площади в доме купца Бронникова. 5. Наташа остановилась нельзя было говорить. 6. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое не допустить войска до грабежа заготовить зимние одежды которых достало бы Москве на всю армию. 7. С минуту она колебалась говорить или не говорить? (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Задание: списать, расставить знаки препинания.

1. Из залы вели две двери одна прямо в бывшую гостиную другая направо в кабинет.

2. Да и не время рассуждать а нужно действовать война в России.

3. Не тужи дружок час терпеть а век жить.

4. Всё узнал ваше сиятельство ростовские стоят на площади в доме купца Бронникова.

5. Наташа остановилась нельзя было говорить.

6. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое не допустить войска до грабежа заготовить зимние одежды которых достало бы Москве на всю армию.

7. С минуту она колебалась говорить или не говорить?

(Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Проверяем 1. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет. 2. Да и не время рассуждать, а нужно действовать: война в России. 3. Не тужи дружок: час терпеть, а век жить. 4. Всё узнал, ваше сиятельство: ростовские стоят на площади, в доме купца Бронникова. 5. Наташа остановилась: нельзя было говорить. 6. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы Москве на всю армию. 7. С минуту она колебалась: говорить или не говорить?

Проверяем

1. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет.

2. Да и не время рассуждать, а нужно действовать: война в России.

3. Не тужи дружок: час терпеть, а век жить.

4. Всё узнал, ваше сиятельство: ростовские стоят на площади, в доме купца Бронникова.

5. Наташа остановилась: нельзя было говорить.

6. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы Москве на всю армию.

7. С минуту она колебалась: говорить или не говорить?

Тест 1. Укажите верные утверждения. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится: а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части; б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов; в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части; г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части. 2. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены): а) Настанет утро двинемся в путь. б) Дрова все вышли топить нечем. в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут. 3. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей… а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления; б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу; в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

Тест

1. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов;

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.

2. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

б) Дрова все вышли топить нечем.

в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

3. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…

а) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления;

б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу;

в) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!