ИГРА ДА – НЕТ ТЫ ГОТОВ УЧИТЬСЯ?
Проверим себя.
1. ДА
- 2. НЕТ
- 3. НЕТ
- 4. НЕТ
- 5. ДА
- 6. ДА
- 7. НЕТ
- 8. НЕТ
- 9. ДА
10. ДА
- В солдаты труса не берут.
- В армию набирают смелых.
- Солдат службы не выбирает .
ТЕМА УРОКА: БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Проверим
- РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ
- РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ
- ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ
- ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ
- ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ
корни
примеры
БИР – БЕР
подб и р а ть – разб е ри
ПИР – ПЕР
нап и р а ть – зап е реть
ДИР – ДЕР
зад и р а ть - д е рёт
ТИР – ТЕР
МИР – МЕР
раст и р а ть – ст е реть
зам и р а ть - зам е реть
БЛИСТ – БЛЕСТ
бл и ст а ть – забл е стеть
СТИЛ – СТЕЛ
ЖИГ – ЖЕГ
расст и л а ть - подст е лить
ЧИТ – ЧЕТ
разж и г а ть - заж е чь
выч и т а ть - выч е т
- корни
- примеры
- БИР – БЕР
- подбир а ть – разбери
- ПИР – ПЕР
- напир а ть – запереть
- ДИР – ДЕР
- задир а ть - дерёт
- ТИР – ТЕР
- растир а ть – стереть
- МИР – МЕР
- замир а ть - замереть
- БЛИСТ – БЛЕСТ
- блист а ть – заблестеть
- СТИЛ – СТЕЛ
- расстил а ть - подстелить
- ЖИГ – ЖЕГ
- разжиг а ть - зажечь
- ЧИТ – ЧЕТ
- Вычит а ть - вычет
- ИМ
- заним а ть
- ИН
- начин а ть
- Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я узнал________
- Я научился __________
- Мне было трудно ___________
- Мне понравилось ------------
Задание 2.
I вариант Определить вид глаголов
Соб…раешь – соб…рёшь
Проб…раешься – проб…рёшься
Выж…гал – выж…г
Расст…лать – расст…лить
II вариант Определить вид глаголов
Зам…рает – зам…р
Зап…рает – зап…р
Прот…рал – прот…реть
Бл…стать – бл…стеть
Задание 2(проверка)
- I вариант
- Соб и раешь – соб е рёшь
- Проб и раешься – проб е рёшься
- Выж и гал – выж е г
- Расст и лать – расст е лить
- II вариант
- Зам и рает – зам е р
- Зап и рает – зап е р
- Прот и рал – прот е реть
- Бл и стать – бл е стеть
Задание 3 ( проверка)
- 1.Бл е стят
- 2.зам и рает
- 3.не заж и гали
- 4.наб е рёшься
- 5.проб и рается
- 6.уп и рались
- 7.расст и лается
- 8.не зад и рай
- 9. зам и рает
- 10.подж и гает
Творческий диктант .
Задание 4 : заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.
Сверкать на солнце, подниматься на гору, выдергивать сорную траву, закрывать дверь, разгораться ярко, оцепенеть от страха, убегать от погони.
Слова для справок:
уд…рать, заж...гаться, зам…реть, зап…рать, выд…рать, бл…стеть, взб…раться
Проверка
Творческий диктант .
Задание 4 : заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.
- 1.сверкать на солнце (блестеть), 2. подниматься на гору (взбираться ),
- 3. выдергивать сорную траву (выдирать),
- 4.закрывать дверь ( запирать ),
- 5. разгораться ярко (зажигаться),
- 6.оцепенеть от страха ( замереть) ,
- 7.убегать от погони ( удирать).
Распределительный диктант. Задание 5.
.
Распределить слова по колонкам в зависимости от орфограммы:
- 1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением
- 2. непроверяемая безударная гласная в корне
- 3. корни с чередующимися гласными.
- Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться, предложить, командовать, росли, вытирать.
Задание 5.( Проверка)
Распределить слова по колонкам в зависимости от орфограммы:
1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением
удивлять, стареть, веселиться,
2 . непроверяемая безударная гласная в корне:
решать, сверкать, командовать
3. корни с чередующимися гласными.
р асти, замер, предлагать, вытер, предложить, росли, вытирать.
6. Работа с текстом. Прочитайте стихотворение про себя, подготовьте его выразительное чтение. Какое чувство оно вызывает? Почему? Назовите слова с чередующейся гласной в корне, объясните написание.
Серый зайка уд…рает,
Сердце в пятках зам…рает.
Расст…лаясь по тропинке,
Мимо ёлки и осинки
Он бл…стательно бежит,
Выб…рает виражи.
Обж…гает ветер ушки!
Скок-поскок – беглец в избушке.
Нам не страшен жуткий зверь!
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых
- есть корни с чередованием гласных е//и.
- Подчеркните в данных предложениях слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.
- 1 . Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.
- Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.
Уровень 3 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.
- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
Зам…рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.
Образец выполнения заданий по уровням
- 1. Все в природе зам е рло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расст и лалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и зап е рла его в стол. 4. Звон колокольчика стал зам и рать . 5. Скоро гости к нам соб е рутся .
- 2.Соб и рать желуди, зам и рать от восторга, бл е стит на солнце, заж и гательный танец, отд е рет наклейку, выт и рает пыль, отп е реть замок.
- 3. Зам и рать от восторга, зам е реть на месте, вым и рающее растение, отм и рающий элемент.
Домашнее задание
Теория П 71 стр 139
По желанию
или
- Составить тест из 6 заданий на тему
- « Чередующиеся гласные в корне слова»
- 2. Составить 5-6 предложений с глаголами, имеющие в корне чередование букв е-и.
Рефлексия
- Продолжи фразу:
- сегодня я узнал(а)…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял(а), что…
- теперь я могу…
- я почувствовал(а), что…
- я научился (лась)…
- у меня получилось …
- я смог(у)…
- я попробую…
Спасибо за работу