СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация включает в себя конспект урока по теме

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"»

ИГРА  ДА – НЕТ   ТЫ ГОТОВ УЧИТЬСЯ?

ИГРА ДА – НЕТ ТЫ ГОТОВ УЧИТЬСЯ?

Проверим себя.  1. ДА 2. НЕТ 3. НЕТ 4. НЕТ 5. ДА 6. ДА 7. НЕТ 8. НЕТ 9. ДА  10. ДА

Проверим себя.

1. ДА

  • 2. НЕТ
  • 3. НЕТ
  • 4. НЕТ
  • 5. ДА
  • 6. ДА
  • 7. НЕТ
  • 8. НЕТ
  • 9. ДА

10. ДА

В солдаты труса не берут. В армию набирают смелых. Солдат службы не выбирает .
  • В солдаты труса не берут.
  • В армию набирают смелых.
  • Солдат службы не выбирает .
ТЕМА УРОКА:  БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

ТЕМА УРОКА: БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Проверим РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

Проверим

  • РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ
  • РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ
  • ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ
  • ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ
  • ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ

корни примеры БИР – БЕР подб и р а ть – разб е ри ПИР – ПЕР нап и р а ть – зап е реть ДИР – ДЕР зад и р а ть - д е рёт ТИР – ТЕР МИР – МЕР раст и р а ть – ст е реть зам и р а ть - зам е реть БЛИСТ – БЛЕСТ бл и ст а ть – забл е стеть СТИЛ – СТЕЛ ЖИГ – ЖЕГ расст и л а ть - подст е лить ЧИТ – ЧЕТ разж и г а ть - заж е чь выч и т а ть - выч е т  корни примеры БИР – БЕР подбир а ть – разбери ПИР – ПЕР напир а ть – запереть ДИР – ДЕР задир а ть - дерёт ТИР – ТЕР растир а ть – стереть МИР – МЕР замир а ть - замереть БЛИСТ – БЛЕСТ блист а ть – заблестеть СТИЛ – СТЕЛ расстил а ть - подстелить ЖИГ – ЖЕГ разжиг а ть - зажечь ЧИТ – ЧЕТ Вычит а ть - вычет ИМ заним а ть ИН начин а ть

корни

примеры

БИР – БЕР

подб и р а ть – разб е ри

ПИР – ПЕР

нап и р а ть – зап е реть

ДИР – ДЕР

зад и р а ть - д е рёт

ТИР – ТЕР

МИР – МЕР

раст и р а ть – ст е реть

зам и р а ть - зам е реть

БЛИСТ – БЛЕСТ

бл и ст а ть – забл е стеть

СТИЛ – СТЕЛ

ЖИГ – ЖЕГ

расст и л а ть - подст е лить

ЧИТ – ЧЕТ

разж и г а ть - заж е чь

выч и т а ть - выч е т

  • корни
  • примеры
  • БИР – БЕР
  • подбир а ть – разбери
  • ПИР – ПЕР
  • напир а ть – запереть
  • ДИР – ДЕР
  • задир а ть - дерёт
  • ТИР – ТЕР
  • растир а ть – стереть
  • МИР – МЕР
  • замир а ть - замереть
  • БЛИСТ – БЛЕСТ
  • блист а ть – заблестеть
  • СТИЛ – СТЕЛ
  • расстил а ть - подстелить
  • ЖИГ – ЖЕГ
  • разжиг а ть - зажечь
  • ЧИТ – ЧЕТ
  • Вычит а ть - вычет
  • ИМ
  • заним а ть
  • ИН
  • начин а ть
  Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал________ Я научился __________ Мне было трудно ___________ Мне понравилось ------------

  • Продолжите фразу:
  • Сегодня на уроке я узнал________
  • Я научился __________
  • Мне было трудно ___________
  • Мне понравилось ------------
 Задание 2. I вариант Определить вид глаголов Соб…раешь – соб…рёшь Проб…раешься – проб…рёшься Выж…гал – выж…г Расст…лать – расст…лить II вариант Определить вид глаголов Зам…рает – зам…р Зап…рает – зап…р Прот…рал – прот…реть Бл…стать – бл…стеть  

Задание 2.

I вариант Определить вид глаголов

Соб…раешь – соб…рёшь

Проб…раешься – проб…рёшься

Выж…гал – выж…г

Расст…лать – расст…лить

II вариант Определить вид глаголов

Зам…рает – зам…р

Зап…рает – зап…р

Прот…рал – прот…реть

Бл…стать – бл…стеть

 

 Задание 2(проверка) I вариант Соб и раешь – соб е рёшь Проб и раешься – проб е рёшься Выж и гал – выж е г Расст и лать – расст е лить II вариант Зам и рает – зам е р Зап и рает – зап е р Прот и рал – прот е реть Бл и стать – бл е стеть

Задание 2(проверка)

  • I вариант
  • Соб и раешь – соб е рёшь
  • Проб и раешься – проб е рёшься
  • Выж и гал – выж е г
  • Расст и лать – расст е лить
  • II вариант
  • Зам и рает – зам е р
  • Зап и рает – зап е р
  • Прот и рал – прот е реть
  • Бл и стать – бл е стеть

 Задание 3 ( проверка) 1.Бл е стят 2.зам и рает 3.не заж и гали 4.наб е рёшься 5.проб и рается 6.уп и рались 7.расст и лается 8.не зад и рай 9. зам и рает 10.подж и гает  

Задание 3 ( проверка)

  • 1.Бл е стят
  • 2.зам и рает
  • 3.не заж и гали
  • 4.наб е рёшься
  • 5.проб и рается
  • 6.уп и рались
  • 7.расст и лается
  • 8.не зад и рай
  • 9. зам и рает
  • 10.подж и гает

 

 Творческий диктант .   Задание 4 :  заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием. Сверкать на солнце, подниматься на гору, выдергивать сорную траву, закрывать дверь, разгораться ярко, оцепенеть от страха, убегать от погони.   Слова для справок:   уд…рать, заж...гаться, зам…реть, зап…рать, выд…рать, бл…стеть, взб…раться

Творческий диктант .

  Задание 4 : заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.

Сверкать на солнце, подниматься на гору, выдергивать сорную траву, закрывать дверь, разгораться ярко, оцепенеть от страха, убегать от погони.

Слова для справок:

уд…рать, заж...гаться, зам…реть, зап…рать, выд…рать, бл…стеть, взб…раться

 Проверка   Творческий диктант .   Задание 4 : заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием. 1.сверкать на солнце (блестеть), 2. подниматься на гору (взбираться ), 3. выдергивать сорную траву (выдирать),  4.закрывать дверь ( запирать ), 5. разгораться ярко (зажигаться),  6.оцепенеть от страха ( замереть) ,  7.убегать от погони ( удирать).  

Проверка

Творческий диктант .

  Задание 4 : заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.

  • 1.сверкать на солнце (блестеть), 2. подниматься на гору (взбираться ),
  • 3. выдергивать сорную траву (выдирать),
  • 4.закрывать дверь ( запирать ),
  • 5. разгораться ярко (зажигаться),
  • 6.оцепенеть от страха ( замереть) ,
  • 7.убегать от погони ( удирать).  
 Распределительный диктант.  Задание 5.   .  Распределить слова по колонкам в зависимости от орфограммы: 1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением 2. непроверяемая безударная гласная в корне  3. корни с чередующимися гласными.    Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться, предложить, командовать, росли, вытирать.   

Распределительный диктант. Задание 5.

.

Распределить слова по колонкам в зависимости от орфограммы:

  • 1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением
  • 2. непроверяемая безударная гласная в корне
  • 3. корни с чередующимися гласными.

 

  • Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться, предложить, командовать, росли, вытирать.

 

 Задание 5.( Проверка) Распределить слова по колонкам в зависимости от орфограммы: 1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением  удивлять, стареть, веселиться, 2 . непроверяемая безударная гласная в корне:  решать, сверкать, командовать  3. корни с чередующимися гласными.    р асти, замер, предлагать, вытер, предложить, росли, вытирать.   

Задание 5.( Проверка)

Распределить слова по колонкам в зависимости от орфограммы:

1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением

удивлять, стареть, веселиться,

2 . непроверяемая безударная гласная в корне:

решать, сверкать, командовать

3. корни с чередующимися гласными.

 

р асти, замер, предлагать, вытер, предложить, росли, вытирать.

 

6. Работа с текстом.  Прочитайте стихотворение про себя,  подготовьте его выразительное чтение.  Какое чувство оно вызывает? Почему?  Назовите слова с чередующейся  гласной в корне, объясните написание.   Серый зайка уд…рает, Сердце в пятках зам…рает. Расст…лаясь по тропинке, Мимо ёлки и осинки Он бл…стательно бежит, Выб…рает виражи. Обж…гает ветер ушки! Скок-поскок – беглец в избушке.  Зап…рай, зайчиха, дверь!  Нам не страшен жуткий зверь!

6. Работа с текстом. Прочитайте стихотворение про себя, подготовьте его выразительное чтение. Какое чувство оно вызывает? Почему? Назовите слова с чередующейся гласной в корне, объясните написание.

Серый зайка уд…рает,

Сердце в пятках зам…рает.

Расст…лаясь по тропинке,

Мимо ёлки и осинки

Он бл…стательно бежит,

Выб…рает виражи.

Обж…гает ветер ушки!

Скок-поскок – беглец в избушке.

  • Зап…рай, зайчиха, дверь!

Нам не страшен жуткий зверь!

 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Проверь себя Уровень 1  Я умею находить в предложениях слова, в которых  есть корни с чередованием гласных е//и. Подчеркните в данных предложениях слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму. 1 . Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Проверь себя

Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых

  • есть корни с чередованием гласных е//и.
  • Подчеркните в данных предложениях слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.
  • 1 . Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.
 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Уровень 2  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.  Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

  • Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Уровень 3  Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.   Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.  Зам…рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

Уровень 3 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

  • Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

Зам…рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

Образец выполнения заданий по уровням 1. Все в природе зам е рло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расст и лалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и зап е рла его в стол. 4. Звон колокольчика стал зам и рать . 5. Скоро гости к нам соб е рутся . 2.Соб и рать желуди, зам и рать от восторга, бл е стит на солнце, заж и гательный танец, отд е рет наклейку, выт и рает пыль, отп е реть замок. 3. Зам и рать от восторга, зам е реть на месте, вым и рающее растение, отм и рающий элемент.

Образец выполнения заданий по уровням

  • 1. Все в природе зам е рло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расст и лалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и зап е рла его в стол. 4. Звон колокольчика стал зам и рать . 5. Скоро гости к нам соб е рутся .
  • 2.Соб и рать желуди, зам и рать от восторга, бл е стит на солнце, заж и гательный танец, отд е рет наклейку, выт и рает пыль, отп е реть замок.
  • 3. Зам и рать от восторга, зам е реть на месте, вым и рающее растение, отм и рающий элемент.
Домашнее задание Теория П 71 стр 139  По желанию Выбор 1.Практика упр 928  или Составить тест из 6 заданий на тему « Чередующиеся гласные в корне слова» 2. Составить 5-6 предложений с глаголами, имеющие в корне чередование букв е-и.

Домашнее задание

Теория П 71 стр 139

По желанию

  • Выбор
  • 1.Практика упр 928

или

  • Составить тест из 6 заданий на тему
  • « Чередующиеся гласные в корне слова»
  • 2. Составить 5-6 предложений с глаголами, имеющие в корне чередование букв е-и.
 Рефлексия Продолжи фразу: сегодня я узнал(а)… было интересно… было трудно…  я понял(а), что… теперь я могу… я почувствовал(а), что… я научился (лась)… у меня получилось … я смог(у)… я попробую…

Рефлексия

  • Продолжи фразу:
  • сегодня я узнал(а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял(а), что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал(а), что…
  • я научился (лась)…
  • у меня получилось …
  • я смог(у)…
  • я попробую…
Спасибо за работу

Спасибо за работу