МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Учитель : Нырова Светлана Ивановна
Конспект урока русского языка в 5 классе
в условиях реализации ФГОС
Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».
Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания).
Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с
чередованием.
Задачи урока
1. Образовательные:
а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;
б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,
в) повторить морфемный разбор слов;
г) развить умение формулировать определение понятий;
д) обогащать словарный запас учащихся;
е) совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
а) осуществление системно-деятельностного подхода;
б) развитие критического мышления;
в) развитие внимания;
г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
ж) развивать умение применять новые знания;
з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;
к) формирование логических умений;
л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
м) развитие умения формулировать проблему;
н) развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;
б) воспитание ценностного отношения к слову;
в) развитие коммуникативных УУД:
г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,
уважения и сотрудничества;
д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения
друг к другу.
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Приемы развивающего обучения
Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение
Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал
Методическое обеспечение урока:
- презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
- раздаточный материал;
- учебники, тетради.
Литература, использованная при подготовке урока:
1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО,2014.
2) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В.
Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
3)Русский язык. 5 класс. Учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос – М.: Дрофа, 2015.
4) Интернет-ресурсы
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3.Постановка учебной задачи
4. Выявление места и причины затруднения.
5. Формулировка темы и цели урока
6. Открытие нового знания
7. Динамическая пауза
8. Первичное закрепление
9. Итоги урока
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж по выполнению
домашнего задания.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста.
Чувствуете запах праздника? (23 февраля). (Слайд 1)
- Как называется этот праздник? (День защитника Отечества). Кто его празднует? Прежде чем начать, мне хотелось бы, чтобы вы сегодня почувствовали себя будущими защитниками Отечества, особенно мальчики.
- У вас на столе есть лист с учебными модулями. Ваша задача - включиться в работу и выполнять задания чётко и быстро, как умеют это делать солдаты. Желаю нам всем отличной службы, рабочего настроения на протяжение всего урока.
- Запишите в тетради число и классная работа.
2. Актуализация знаний
- Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем? (морфология)
– В какой большой теме мы находимся? (Глагол)
- Что такое глагол?
– Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете эту тему и некоторые другие, которые мы уже изучили на наших уроках.
Игра «ДА – Нет» ... (Слайд 2)
Задание 1
Вы будете отвечать на вопросы «да», если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в тетради, используя знаки + и –
На это задание отводится 2 мин.
Я утверждаю, что
Проверим себя (Слайд 3)
1. ДА
2. НЕТ
3. НЕТ
4. НЕТ
5. ДА
6. ДА
7. НЕТ
8. НЕТ
9. ДА
10. ДА
– Теперь оцените себя, пользуясь критериями, данными в учебном модуле. Отметки выставляем в листе самооценки:
Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки- «3»
- Поднимите руки, кто выполнил приказ на отлично и хорошо. У кого 3-4 ошибки? Желаю вам отличной службы!
3. Постановка учебной задачи Работа с пословицами
- Мы продолжаем с вами службу, изучаем русский язык, овладеваем
орфографической грамотностью. Внимание на экран! (СЛАЙД № 4)
В солдаты труса не берут.
В армию набирают смелых.
Солдат службы (не)выбирает.
- Прочитаем предложения.
- Похожи ли эти предложения? Что в них общего? (Все они о профессии смелых).
- Какие военные профессии знаете (пограничники, десантники, артиллеристы, танкисты, лётчики, моряки)
Внимание – задание: выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь,
Ученики списывают. Отвечают.
На доске : БЕРУТ –НАБИРАЮТ- (НЕ)ВЫБИРАЕТ.
4. Выявление места и причины затруднения
- Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?
Чередование звуков Е-И.
- А мы встречались уже с корнями, в которых происходит чередование гласных? Какие это корни?
(рос - раст-ращ, лаг-лож)
- Мы знаем, условия выбора гласных в таких корнях? Что нам помогает правильно писать такие слова
- (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора
букв Е-И в корнях данных слов?
Нет.
- Почему?
(Потому что мы не знаем правила, которое надо применить).
5. Формулировка цели и темы урока
- Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?
(Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием).
(Слайд № 5)
Цель урока: Научиться правильно писатьбуквы Е-И в корнях с чередованием.
- Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку.
- Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Запишем ее в ОК
(СЛАЙД № 6)
ТЕМА УРОКА:
БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
6. Открытие нового знания
Создание проблемной ситуации.
- Поскольку у нас возникла проблема, я
предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания.
Обратимся к УМ (учебным модулям (СЛАЙД 7)
Задание: 1. Соберите их в пары и запишите в тетрадь
2.Выделите корни в словах.
3. Подчеркните гласные в корнях слов.
4. Определите вид глаголов.
РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ
РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ
ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ
ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ (5 мин)
Поработайте в парах
Проверяем задание. Оцениваем себя.
- Какие корни выделили? Глаголы какого вида в 1стб? Во 2стб?
- Что общего в этих парах слов ( это глаголы, однокоренные, это видовые пары глаголов)
- Какая общая морфема есть в глаголах второго столбика?
Работа в группах
- Ребята, а сейчас посмотрите внимательно на эти глаголы и постарайтесь понять, от чего зависит выбор букв Е-И, сформулируйте правило написания этих букв. Свои гипотезы записывайте в красные карточки.
Поработайте сообща, как настоящие солдаты. Объединитесь в группы (отряды). Время работы –4 мин.
- Кто готов представить своё «открытие»? Какие есть версии?
Ученики: выдвигают гипотезы
- Откроем учебник, стр. 27, параграф 75 и проверим правильность ваших открытий.
- Итак, сформулируйте правило написания букв Е – И- в корнях с чередованием, используя схему
В корнях с чередованием Е– И буква и пишется, если за корнем есть суффикс А, и буква Е, если этого суффикса нет.
Мы работали только с 5-ю корнями, а их больше. Давайте с ними познакомимся. ( Таблица на слайде 8)
7. Динамическая пауза (2 мин)
- Ребята, встаньте, пожалуйста, я сейчас буду читать слова с чередованием Е –И, а вы, если услышите букву –И- в корне, хлопаете в ладошки, а если букву Е – приседаете.
запирать, зажигать, заблестеть, удирать, замереть, застилать, выжечь, собирать
8. Первичное закрепление.
Алгоритм действий
- Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий (2-е у доски)
на доске Заж…гать свечу зам…реть на месте
1. Выделим корень
2. Посмотрим, есть ли за корнем суффикс А
3. Если есть, пишем И; если нет А, то пишем Е, графически выделяя орфограмму.
Задание 2 Выборочный диктант. (2- е на закрытой доске)
Задание: выпишите из предложений слова с чередованиями, распределяя их в столбики. Графически объсните их написание.
1) Берёзы жёлтою резьбой бл..стят в лазури голубой.
2) Песня зам..рла далеко в полях.
3) Нигде не заж..гали огня, не садились ужинать.
4) С кем поведешься, от того и наб..решься.
5) Сквозь волнистые туманы проб..рается луна.
6) Улицы уп..рались в голые скалы.
7) За селом расст..лается гладкое зеркало большого озера.
.
Проверяем. Оцените себя
Дополнительное задание.
Творческий диктант.
Задание : заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.
Сверкать на солнце, подниматься на гору, выдергивать сорную траву, закрывать дверь, разгораться ярко, оцепенеть от страха, убегать от погони.
Слова для справок:
уд…рать, заж...гаться, зам…реть, зап…рать, выд…рать, бл…стеть, взб…раться
9. Итоги урока
- Какую цель мы ставили перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
- Мы её достигли?
Ученики: Да.
- От чего же зависит написание гласных в корнях с чередованием Е-И
10. Рефлексия учебной деятельности.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал________
Я научился __________
Мне было трудно ___________
Мне понравилось ------------
11.Оценивание
Посмотрите в ваши оценочные листы и поставьте себе оценку, на которую вы, на ваш взгляд, сегодня работали. Сдайте листы.
Окончен день службы . Спасибо, бойцы.
12. Домашнее задание (на выбор): 1) Всем – выучить правило – параграф 75 стр.217
2) Упр. 613, стр. 218 или сочинить рассказ «Как я убираю свою комнату», используя слова с изученной орфограммой (5-8 предложений)
ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ МАЛЬЧИКОВ С ДНЁМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА!