СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока включает в себя презентацию, лист самооценки, учебные модули.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы е-и в корнях с чередованием"»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»


Учитель : Нырова Светлана Ивановна

Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС

Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания).

Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с

чередованием.

Задачи урока

1. Образовательные:

а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;

б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,

в) повторить морфемный разбор слов;

г) развить умение формулировать определение понятий;

д) обогащать словарный запас учащихся;

е) совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

а) осуществление системно-деятельностного подхода;

б) развитие критического мышления;

в) развитие внимания;

г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ж) развивать умение применять новые знания;

з) развитие творческих, речевых способностей учащихся;

к) формирование логических умений;

л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

м) развитие умения формулировать проблему;

н) развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

а) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

б) воспитание ценностного отношения к слову;

в) развитие коммуникативных УУД:

г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,

уважения и сотрудничества;

д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения

друг к другу.

Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Приемы развивающего обучения

Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал

Методическое обеспечение урока:

- презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

- раздаточный материал;

- учебники, тетради.

Литература, использованная при подготовке урока:

1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО,2014.

2) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В.

Егорова. – М.: ВАКО, 2012.

3)Русский язык. 5 класс. Учебник / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос – М.: Дрофа, 2015.

4) Интернет-ресурсы


Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи

4. Выявление места и причины затруднения.

5. Формулировка темы и цели урока

6. Открытие нового знания

7. Динамическая пауза

8. Первичное закрепление

9. Итоги урока

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж по выполнению

домашнего задания.


Ход урока.


1. Мотивация к учебной деятельности.


-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста.

Чувствуете запах праздника? (23 февраля). (Слайд 1)

- Как называется этот праздник? (День защитника Отечества). Кто его празднует? Прежде чем начать, мне хотелось бы, чтобы вы сегодня почувствовали себя будущими защитниками Отечества, особенно мальчики.

- У вас на столе есть лист с учебными модулями. Ваша задача - включиться в работу и выполнять задания чётко и быстро, как умеют это делать солдаты. Желаю нам всем отличной службы, рабочего настроения на протяжение всего урока.


- Запишите в тетради число и классная работа.


2. Актуализация знаний

- Какой раздел лингвистики мы сейчас изучаем? (морфология)


– В какой большой теме мы находимся? (Глагол)

- Что такое глагол?


– Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете эту тему и некоторые другие, которые мы уже изучили на наших уроках.



Игра «ДА – Нет» ... (Слайд 2)


Задание 1

Вы будете отвечать на вопросы «да», если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в тетради, используя знаки + и –

На это задание отводится 2 мин.


Я утверждаю, что

Проверим себя (Слайд 3)

1. ДА

  • 2. НЕТ

  • 3. НЕТ

  • 4. НЕТ

  • 5. ДА

  • 6. ДА

  • 7. НЕТ

  • 8. НЕТ

  • 9. ДА

10. ДА


– Теперь оцените себя, пользуясь критериями, данными в учебном модуле. Отметки выставляем в листе самооценки:


Нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки- «3»

- Поднимите руки, кто выполнил приказ на отлично и хорошо. У кого 3-4 ошибки? Желаю вам отличной службы!







3. Постановка учебной задачи Работа с пословицами


- Мы продолжаем с вами службу, изучаем русский язык, овладеваем

орфографической грамотностью. Внимание на экран! (СЛАЙД № 4)


В солдаты труса не берут.

В армию набирают смелых.

Солдат службы (не)выбирает.


- Прочитаем предложения.

- Похожи ли эти предложения? Что в них общего? (Все они о профессии смелых).

- Какие военные профессии знаете (пограничники, десантники, артиллеристы, танкисты, лётчики, моряки)

Внимание – задание: выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь,

Ученики списывают. Отвечают.


На доске : БЕРУТ –НАБИРАЮТ- (НЕ)ВЫБИРАЕТ.


4. Выявление места и причины затруднения


- Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Чередование звуков Е-И.

- А мы встречались уже с корнями, в которых происходит чередование гласных? Какие это корни?

(рос - раст-ращ, лаг-лож)

- Мы знаем, условия выбора гласных в таких корнях? Что нам помогает правильно писать такие слова

- (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора

букв Е-И в корнях данных слов?

Нет.

- Почему?

(Потому что мы не знаем правила, которое надо применить).


5. Формулировка цели и темы урока


- Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

(Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием).

(Слайд № 5)

Цель урока: Научиться правильно писатьбуквы Е-И в корнях с чередованием.

- Сформулируем тему урока и запишем ее в пропущенную строку.

- Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Запишем ее в ОК

(СЛАЙД № 6)

ТЕМА УРОКА:

БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ


6. Открытие нового знания


Создание проблемной ситуации.

- Поскольку у нас возникла проблема, я

предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания.


Обратимся к УМ (учебным модулям (СЛАЙД 7)

Задание: 1. Соберите их в пары и запишите в тетрадь

2.Выделите корни в словах.

3. Подчеркните гласные в корнях слов.

4. Определите вид глаголов.

РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ

ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ (5 мин)

Поработайте в парах

Проверяем задание. Оцениваем себя.

- Какие корни выделили? Глаголы какого вида в 1стб? Во 2стб?

- Что общего в этих парах слов ( это глаголы, однокоренные, это видовые пары глаголов)

- Какая общая морфема есть в глаголах второго столбика?


Работа в группах

- Ребята, а сейчас посмотрите внимательно на эти глаголы и постарайтесь понять, от чего зависит выбор букв Е-И, сформулируйте правило написания этих букв. Свои гипотезы записывайте в красные карточки.

Поработайте сообща, как настоящие солдаты. Объединитесь в группы (отряды). Время работы –4 мин.


- Кто готов представить своё «открытие»? Какие есть версии?


Ученики: выдвигают гипотезы


- Откроем учебник, стр. 27, параграф 75 и проверим правильность ваших открытий.


- Итак, сформулируйте правило написания букв Е – И- в корнях с чередованием, используя схему


В корнях с чередованием Е– И буква и пишется, если за корнем есть суффикс А, и буква Е, если этого суффикса нет.

Мы работали только с 5-ю корнями, а их больше. Давайте с ними познакомимся. ( Таблица на слайде 8)

7. Динамическая пауза (2 мин)


- Ребята, встаньте, пожалуйста, я сейчас буду читать слова с чередованием Е –И, а вы, если услышите букву –И- в корне, хлопаете в ладошки, а если букву Е – приседаете.

запирать, зажигать, заблестеть, удирать, замереть, застилать, выжечь, собирать


8. Первичное закрепление.


Алгоритм действий


- Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий (2-е у доски)

на доске Заж…гать свечу зам…реть на месте

1. Выделим корень

2. Посмотрим, есть ли за корнем суффикс А

3. Если есть, пишем И; если нет А, то пишем Е, графически выделяя орфограмму.


Задание 2 Выборочный диктант. (2- е на закрытой доске)

Задание: выпишите из предложений слова с чередованиями, распределяя их в столбики. Графически объсните их написание.

1) Берёзы жёлтою резьбой бл..стят в лазури голубой.

2) Песня зам..рла далеко в полях.

3) Нигде не заж..гали огня, не садились ужинать.

4) С кем поведешься, от того и наб..решься.

5) Сквозь волнистые туманы проб..рается луна.

6) Улицы уп..рались в голые скалы.

7) За селом расст..лается гладкое зеркало большого озера.

.

Проверяем. Оцените себя


Дополнительное задание.

Творческий диктант.

  Задание : заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.

Сверкать на солнце, подниматься на гору, выдергивать сорную траву, закрывать дверь, разгораться ярко, оцепенеть от страха, убегать от погони.

Слова для справок:

уд…рать, заж...гаться, зам…реть, зап…рать, выд…рать, бл…стеть, взб…раться


9. Итоги урока

- Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

- Мы её достигли?

Ученики: Да.

- От чего же зависит написание гласных в корнях с чередованием Е-И


10. Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал________

Я научился __________

Мне было трудно ___________

Мне понравилось ------------

11.Оценивание

Посмотрите в ваши оценочные листы и поставьте себе оценку, на которую вы, на ваш взгляд, сегодня работали. Сдайте листы.

Окончен день службы . Спасибо, бойцы.

12. Домашнее задание (на выбор): 1) Всем – выучить правило – параграф 75 стр.217

2) Упр. 613, стр. 218 или сочинить рассказ «Как я убираю свою комнату», используя слова с изученной орфограммой (5-8 предложений)

ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ МАЛЬЧИКОВ С ДНЁМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!