СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку для 5 класса на тему "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока (открытие нового знания) в 5 классе по русскому языку знакомит пятиклассников с непростой темой "Чередование букв е-и

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 5 класса на тему "Буквы е-и в корнях с чередованием"»



Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: ОНЗ  (открытие нового знания).

Методы обучения: проблемно-поисковый,  словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. 

Цели урока:    

  1. Для учителя:

- организовать   поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;

-  формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и  умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес

        2) Для обучающихся:

- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

     Ожидаемые результаты:

* личностные: понимание  необходимости изучения темы  «Буквы е - и в корнях с чередованием»  и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание  полученного  результата;

*  метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение  необходимой информации, выстраивание  простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного  изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

* предметные: усвоение  обучающимися  перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,    умение отличать данную орфограмму от других;

* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные

Оборудование: ноутбук, проектор, экран

Методическое обеспечение урока:

           * презентация  к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

    * раздаточный материал;

          * учебники, тетради.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний.

  3. Выявление места и причины затруднения.

  4. Построение проекта выхода из затруднения.

  5. Реализация построенного проекта

  6. Первичное закрепление  (динамическая пауза)

  7. Самостоятельная работа и самооценка.

  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  9. Инструктаж домашнего задания.

Ход урока.

      Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Дарю вам, ребята, вот такое симпатичное солнышко в веснушках с большими умными глазами и желаю  всем солнечного настроения  и хорошей работоспособности. (Солнце на слайде)

     Постановка учебной задачи

1. Актуализация знаний 

1. Фронтальная работа.

Учитель:  Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью.

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока мы запишем позже. В течение урока вы будете оценивать свою работу, ставить себе отметки в лист самооценки, который лежит у каждого на парте

Внимание на экран!

СЛАЙД № 1

Под  л…жачий  кам…нь  в…да  не  т…чёт.

Соб…рай по яг…дке, наб…реешь куз…вок.

Учитель: Прочитаем  пословицы.

Ученики  читают.

Учитель:   Синонимичны ли эти пословицы?

Ученики:    Да, эти пословицы синонимичны, так как  у них общий смысл.

Учитель: Какой?

Ученики: Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок – это большое дело, которое складывается из маленьких, т.е. ты чего-то добьешься, если будешь трудиться, что – то делать.

Учитель: спишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы.

Ученики списывают.

2. Распределительный диктант.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся безударные гласные в корне слова?

Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

СЛАЙД № 2

Безударные гласные в корне слова

Проверяемые

Непроверяемые

Чередующиеся

лежачий

камень


вода

ягодке


не течёт

кузовок

















Учитель:   Распределите слова из записанных пословиц  по видам орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. Работаем в паре. (По окончании выполнения задания).  Проверьте правильность выполненного задания. (Ученики сравнивают свою запись с записью на слайде). Оцените свою работу при выполнении задания

Учитель: Прочитайте слова в первом столбце, докажите, что безударные гласные в них проверяемые.

Ученики читают, называя к каждому слову проверочное. Лежачий-лежа, вода-воды, не течет-течь

2.  Выявление места и причины затруднения

Учитель: Какие слова  остались без нашего внимания?

Ученики: Собирай, наберёшь.

Учитель: Запишите его на новой строке. Выделим корень.

Ученики  называют корень, подобрав однокоренные слова БЕРЁШЬ, СОБЕРУТ, ВЫБЕРЕШЬ и т.д.

Учитель: Какая же гласная в корне этого слова?

Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Ученики: Чередование звуков Е-И.

Учитель: Что такое чередование звуков?

Ученики: Это замена одного звука другим.

Учитель: Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.

3. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

Ученики:  Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Сформулируем тему урока.

Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием.

СЛАЙД № 4

ТЕМА УРОКА

БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

5. Реализация построенного проекта.

      Создание проблемной ситуации.

Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим «открыть» новые знания. Обнаружить их, вам поможет небольшое исследование, которое я предлагаю вам сейчас провести.

Учитель: А что означает слово исследование? Научное изучение

Запишите в тетрадочки слово исследование

Учитель: Представьте, что наш класс – исследовательский центр. Вы ученые - лингвисты. Вам предстоит решить небольшую исследовательскую задачу: почему в одних словах в корне пишется Е, а в других – И.

 Работаем с раздаточным материалом.  Слова, какой части речи вы видите на карточках?

Ученики: Это глаголы.

Учитель: Определите их вид.

Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы  ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? Несовершенный вид что делать? Что делал?

Учитель: Подберите  к каждому глаголу видовую пару

По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде.

СЛАЙД №5

РАСТЕРЕТЬ -  РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ -  РАЗБИРАТЬ ОТПЕРЕТЬ  - ОТПИРАТЬ

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ   ЗАМЕРЕТЬ -  ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ -  РАССТИЛАТЬ  ВЫЖЕГ -  ВЫЖИГАТЬ

Учитель: Оцените свою работу

Учитель: Назовём и выпишем корни глаголов с чередованием.

 На доске (учитель)  и в тетрадях запись:

-ТЕР -  -ТИР- - БЕР-  - БИР- - МЕР- МИР- - ЖЕГ -  - ЖИГ-

- ПЕР - -ПИР- - ДЕР- -ДИР- - СТЕЛ - СТИЛ-

Учитель: Выполняя задание, какую закономерность вы заметили  в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары!

Ученики:  В глаголах  совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.

Учитель: Наблюдение верное. Но ваш вывод касается только глаголов.  А как же мы будем поступать со словами других частей речи?

Определите части речи. Внимание на экран.

(часть речи появляется по мере ответов)

СЛАЙД № 5 (добавляются слова)

ИЗБИРАТЕЛИ  - существительное

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ  - прилагательное

Учитель: Как видите,  чередование букв Е-И  происходит в корнях разных частей речи. От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Кто готов представить своё «открытие»?

Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е.

Учитель: Откроем учебник, стр. 96, параграф 28, и проверим, правильный ли мы сделали вывод?

Ученики (читают правило): Правильный.

Учитель: вернёмся к записи  «Корни с чередованием», составим кластер (ученик у доски).

Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем  в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».

Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде.

СЛАЙД №6

1. Выделяю в слове     (корень).

2. Ставлю   (знак ударения).

3. Нахожу   (безударную гласную в корне).

4. Вспоминаю  (корни с  чередованием Е-И).

5. Проверяю, (есть ли  суффикс А после корня).

6. Если  (есть суффикс  А, пишу   И), если (нет – Е).

Учитель: Как графически будем выделять орфограмму?

Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ, объясняет графическое выделение

Физминутка «Хлопок»

Учитель диктует слова с чередующимися е и и в корне. Слово с и – хлопок, слово с е-два хлопка

СобИрать-собЕру

ЗапИрать-запЕреть

ОтдИрать-отдЕру

ЗамИрать-замЕреть

БлИстать-блЕстеть

ЗастИлать-застЕлить

6. Первичное закрепление.

1) 2 группы  по 5+6 человек работают с  карточками, 1 группа записывают слова в корнях с чередованием пишется буква Е, (2-ая группа) – буква И.

      Слова для карточек с пропусками орфограммы на обоих столах одинаковые:  ЗАЖ_ГАЮТСЯ В НОЧИ,   СОБ_РАЮТ МЁД,   ЗАМ_РАТЬ ОТ ВОСТОРГА,  ВЫБ_РАТЬ  ПРОГРАММУ,  БЛ_СТАТЕЛЬНАЯ ПОБЕДА,  СТ_РЕТЬ С ДОСКИ,  БЛ_СТЯЩЕЕ  ПЛАТЬЕ,  УМ_РЕТЬ ОТ СТРАХА,  ВЫТ_РЛА РУКИ,  РАССТ_ЛИТЬ КОВЁР.

Карандашом вписывают букву, объясняют выбор. Называют записанные слова 1 группа, 2 группа и объясняют, оценивают свою работу

             2) Учебник, стр. 97, упр. 216 оценивают свою работу                  3) Устная работа.             

Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием  и объяснить правописание.

1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.  2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.

 3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.   4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.

 5)  РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ.

 6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ.  7)  МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.

 8)  ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.

           7) Самостоятельная работа с текстом.

  1. Выпишите слова с изученной орфограммой.

  2. Докажите, что это текст.

  3. Определите тему текста.

  4. Расстилается (морфемный разбор).

Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.

  8. Рефлексия учебной деятельности.

1.Фронтальный опрос.

- Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Перечислите корни, в которых происходит это чередование

- От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Мы её достигли?

      2. Работа с рефлексивным листом.

Рефлексивный лист
1.Результатом своей личной работы считаю, что я…
А). Понял смысл изучаемой темы.
Б). Научился применять изучаемое правило. В). Повторил изученный материал.
2.Чего вам не хватало на уроке при выполнении заданий?
А). Знаний. Б). Времени. В). Желания. Г). Выполнял хорошо.
3. Кто оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А) Одноклассники. Б). Учитель. В). Учебник. Г). Никто.

4. Оцените ваше отношение к уроку:





Домашнее задание (дифференцированный подход):

стр. 96, правило

1.Составить связный текст на тему «Как я убираю комнату», используя слова с чередующимися гласными е-и в корне

2. упр. 214, стр.96


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!