СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Приложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал к уроку русского языка в 8-м классе по теме "Приложение".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Приложение"»

ОСОБЫЙ ВИД ОПРЕДЕЛЕНИЯ Автор: Гуркина Наталья Юрьевна,  учитель русского языка и литературы  МОУ «Дороховская СОШ» г. Бежецк -5, пос. Дорохово, Бежецкий район, Тверская область

ОСОБЫЙ ВИД ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Автор: Гуркина Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Дороховская СОШ» г. Бежецк -5,

пос. Дорохово, Бежецкий район, Тверская область

НАЙДИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1. Серый туман плыл над рекой. 2. По водосточной трубе стремительно бежали потоки дождя. 3. Моя игра понравилась зрителям. 4. Где роза без шипов растёт? 5. В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца. 6. У меня была мечта отправиться летом в горы.

НАЙДИТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • 1. Серый туман плыл над рекой.
  • 2. По водосточной трубе стремительно бежали потоки дождя.
  • 3. Моя игра понравилась зрителям.
  • 4. Где роза без шипов растёт?
  • 5. В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца.
  • 6. У меня была мечта отправиться летом в горы.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Серый туман плыл над рекой. 2. По водосточной трубе стремительно бежали потоки дождя . 3. Моя игра понравилась зрителям. 4. Где роза без шипов растёт? 5. В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца . 6. У меня была мечта отправиться летом в горы.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  • 1. Серый туман плыл над рекой.
  • 2. По водосточной трубе стремительно бежали потоки дождя .
  • 3. Моя игра понравилась зрителям.
  • 4. Где роза без шипов растёт?
  • 5. В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца .
  • 6. У меня была мечта отправиться летом в горы.
ПРИЛОЖЕНЕИЕ ? (прочитаем определение  в учебнике )  § 26 ПРИЛОЖЕНИЕ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, СОГЛАСОВАННЫМ С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ В ПАДЕЖЕ.

ПРИЛОЖЕНЕИЕ ?

(прочитаем определение

в учебнике ) § 26

ПРИЛОЖЕНИЕ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, СОГЛАСОВАННЫМ С ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ В ПАДЕЖЕ.

Дефис СТАВИТСЯ в следующих случаях: приложение и определяемое слово – нарицательные существительные: ученый-биолог, девочки-подростки, учитель-француз, город-герой ; приложение – имя собственное (чаще всего – географическое название) стоит перед определяемым словом – родовым наименованием: Москва-река, Ильмень-озеро, Астрахань-город . Устойчивые выражения  матушка-Русь, матушка-Земля, Волга-матушка  пишутся через дефис; после собственного имени лица, если это имя слилось с определяемым словом в одно целое: Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Аника-воин, Дюма-отец, Рокфеллер-старший.

Дефис СТАВИТСЯ в следующих случаях:

приложение и определяемое слово – нарицательные существительные:

ученый-биолог, девочки-подростки, учитель-француз, город-герой ;

приложение – имя собственное (чаще всего – географическое название) стоит перед определяемым словом – родовым наименованием:

Москва-река, Ильмень-озеро, Астрахань-город .

Устойчивые выражения  матушка-Русь, матушка-Земля, Волга-матушка  пишутся через дефис;

после собственного имени лица, если это имя слилось с определяемым словом в одно целое:

Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Аника-воин, Дюма-отец, Рокфеллер-старший.

Дефис НЕ СТАВИТСЯ в следующих случаях : * в сочетании двух нарицательных существительных приложение стоит перед определяемым словом и может быть заменено определением – качественным прилагательным: красавец мужчина – красивый мужчина  (но:  мужчина-красавец ) ;  Но если такое сочетание образует единый научный термин, то дефис ставится: заяц-русак, жук-плавунец, жук-олень.  ** Москва-река, Ильмень-озеро, Астрахань-город . При обратном порядке слов – нет дефиса: река Москва, озеро Ильмень, город Астрахань.

Дефис НЕ СТАВИТСЯ в следующих случаях :

* в сочетании двух нарицательных существительных приложение стоит перед определяемым словом и может быть заменено определением – качественным прилагательным:

красавец мужчина – красивый мужчина  (но:  мужчина-красавец )

Но если такое сочетание образует единый научный термин, то дефис ставится: заяц-русак, жук-плавунец, жук-олень.

** Москва-река, Ильмень-озеро, Астрахань-город .

При обратном порядке слов – нет дефиса:

река Москва, озеро Ильмень, город Астрахань.

* в сочетании двух нарицательных существительных первое из них обозначает родовое понятие, а второе – видовое: цветок хризантема, газ кислород, суп харчо. Обратите внимание:  без родового понятия невозможно понять, о чём идёт речь –  Мы поймали жука-оленя - Мы поймали оленя; первым элементом цельного сочетания являются слова  товарищ, господин : господин судья, товарищ капитан.

* в сочетании двух нарицательных существительных первое из них обозначает родовое понятие, а второе – видовое:

цветок хризантема, газ кислород, суп харчо.

Обратите внимание:  без родового понятия невозможно понять, о чём идёт речь –  Мы поймали жука-оленя - Мы поймали оленя;

первым элементом цельного сочетания являются слова  товарищ, господин :

господин судья, товарищ капитан.

 В предложении приложение следует отличать от несогласованного определения , которое также может быть выражено существительным. Несогласованное определение характеризует определённый признак предмета и всегда стоит в определённом падеже. Форма несогласованного определения не совпадает с формой определяемого слова, причем форма определения не меняется при склонении определяемого слова: женщина  в синем берете , с женщиной  в синем берете. Приложение вместе с определяемым словом служит для обозначения одного и того же предмета. Приложение либо стоит с определяемым словом в одном и том же падеже, либо сохраняет форму именительного падежа независимо от формы главного слова. Ср.:  сын- храбрец , у сына- храбрец а; о сыне- храбреце ; журнал  «Итоги», в журнале  «Итоги».

В предложении приложение следует отличать от несогласованного определения , которое также может быть выражено существительным.

Несогласованное определение характеризует определённый признак предмета и всегда стоит в определённом падеже. Форма несогласованного определения не совпадает с формой определяемого слова, причем форма определения не меняется при склонении определяемого слова:

женщина  в синем берете , с женщиной  в синем берете.

Приложение вместе с определяемым словом служит для обозначения одного и того же предмета. Приложение либо стоит с определяемым словом в одном и том же падеже, либо сохраняет форму именительного падежа независимо от формы главного слова.

Ср.:  сын- храбрец , у сына- храбрец а; о сыне- храбреце ; журнал  «Итоги», в журнале  «Итоги».

Выполните упражнения РАССТАВЬТЕ ДЕФИСЫ ТАМ, ГДЕ ЭТО ТРЕБУЕТСЯ: Девочки подростки, инженер конструктор, озеро Байкал, Волга река, Иван царевич, хищница лиса, гриб подосиновик, красавица весна, обезьяна горилла, город крепость, дерево осина, царь Василий, бедняк столяр, старик философ, брат студент, теплоход Волга, конфета ириска

Выполните упражнения

  • РАССТАВЬТЕ ДЕФИСЫ ТАМ, ГДЕ ЭТО ТРЕБУЕТСЯ:
  • Девочки подростки, инженер конструктор, озеро Байкал, Волга река, Иван царевич, хищница лиса, гриб подосиновик, красавица весна, обезьяна горилла, город крепость, дерево осина, царь Василий, бедняк столяр, старик философ, брат студент, теплоход Волга, конфета ириска
Великан дуб, красавица дочка, крошка сын, река Москва, соседка Алла. Дуб-великан , дочка- красавица, сын-крошка, Москва-река, Алла-соседка.

Великан дуб,

красавица дочка,

крошка сын,

река Москва,

соседка Алла.

Дуб-великан ,

дочка- красавица,

сын-крошка,

Москва-река,

Алла-соседка.

В каких словосочетаниях дефис не нужен? А) соседка (старушка)        Б) (врач) стоматолог    В) товарищ (майор)  Г) Китеж (град)

В каких словосочетаниях дефис не нужен?

А) соседка (старушка)     

  Б) (врач) стоматолог   

В) товарищ (майор) 

Г) Китеж (град)

Запишите предложения, вставляя в них авторские одиночные приложения Вот север тучи нагоняя дохнул завыл — и вот сама идёт ... зима (А. Пушкин) Блеснул мороз. И рады мы проказам ... зимы. (А. Пушкин) Чижа захлопнула... западня. (И. Крылов) Попрыгунья ... лето красное пропела. (И. Крылов)

Запишите предложения, вставляя в них авторские одиночные приложения

Вот север тучи нагоняя дохнул завыл — и вот сама идёт ... зима (А. Пушкин)

Блеснул мороз. И рады мы проказам ... зимы. (А. Пушкин)

Чижа захлопнула... западня. (И. Крылов)

Попрыгунья ... лето красное пропела. (И. Крылов)

Спишите. Поставьте там, где нужно дефис. В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом (Гоголь). Посередине мостовой шла группа солдат сапёров (Бондарев). Привычно смотрели со стен комнаты горновой доменщик и отдыхающий рыбак (Кочетов). Сердце камень тревогам закрыто (Шевелева). Металлическую трубу антенну монтируют сейчас на земле (Песков).

Спишите.

Поставьте там, где нужно дефис.

  • В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом (Гоголь).
  • Посередине мостовой шла группа солдат сапёров (Бондарев).
  • Привычно смотрели со стен комнаты горновой доменщик и отдыхающий рыбак (Кочетов).
  • Сердце камень тревогам закрыто (Шевелева).
  • Металлическую трубу антенну монтируют сейчас на земле (Песков).
ПРОВЕРИМ . В ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом (Гоголь). Посередине мостовой шла группа солдат-сапёров (Бондарев). Привычно смотрели со стен комнаты горновой доменщик и отдыхающий рыбак (Кочетов). Сердце-камень тревогам закрыто (Шевелева). Металлическую трубу-антенну монтируют сейчас на земле (Песков).

ПРОВЕРИМ .

  • В ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом (Гоголь).
  • Посередине мостовой шла группа солдат-сапёров (Бондарев).
  • Привычно смотрели со стен комнаты горновой доменщик и отдыхающий рыбак (Кочетов).
  • Сердце-камень тревогам закрыто (Шевелева).
  • Металлическую трубу-антенну монтируют сейчас на земле (Песков).
§ 26, Упр.142

§ 26, Упр.142

1. Русский язык. 8 класс. Учебник - Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.  Учебник. 2. https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/717-241_prilozhenie_kak_raznovidnost_opredeleniya.html

1. Русский язык. 8 класс. Учебник - Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Учебник.

2. https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/717-241_prilozhenie_kak_raznovidnost_opredeleniya.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!