Урок русского языка в 3 классе
Тема: Нулевое окончание. Окончание как изменяемая часть слова
Психологический настрой
Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!
Игра «Третий лишний»
Из каждой строчки исключите неродственное слово
- Водитель, водит, вода.
- Вода, водичка, водить.
- Коса, косичка, косить.
- Желток, железо, жёлтый.
- Часовщик, час, часть.
- Печурка, печать, печка.
- Циркуль, циркач, цирк.
________ ноября.
Классная работа.
вб бв вб бв
Проворонила ворона воронёнка.
С.нтябрь, б.рёза, т.традь, г.рох, м.рковь, тр.мвай.
Проверь себя !
,
,
,
С е нтябрь, б е рёза, т е традь, г о рох,
м о рковь, тр а мвай.
,
,
Всё на свете из чего-то состоит: Лес-из деревьев Облака-из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, атомы-из более мелких частиц. А слова сделаны из своего «строительного материала». «Строительные блоки» для слов называются морфемами . Их четыре: приставка суффикс корень окончание
приставка
Если знаешь части слова,
Ты напишешь их толково.
Запомнить значения каждой части слова можно благодаря этим стихам.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Не всегда, кто впереди-тот главный.
Без приставки можно жить-и славно.
А смотреть ребята нужно-в корень.
Главный смысл-в нём, и мы поспорим:
В слове нет морфемы важнее корня,
И неплохо бы об этом помнить!
корень
суффикс
окончание
основа
Прочитайте предложения.
Начался (дождь) .
дождь.
О (дождь) народ сложил разные приметы. Журавли кричат к (дождь) .
дожде
дождю .
Что нужно сделать, чтобы слова в предложении
были связаны по смыслу?
Надо изменить форму слова.
При этом изменилось окончание. Значит,
окончание служит для связи слов в предложении.
Что такое окончание?
Окончание – это изменяемая часть слова,
которая образует форму слова и служит для
связи слов в предложении и словосочетании.
где?
какая?
Ярк ая звезд а сверкал а над лес ом .
Как найти в слове окончание?
Чтобы найти окончание в слове, надо
изменить форму слова:
крыл о – крыль я , на крыл е ;
сильн ый – сильн ая , сильн ые ;
сид ит – сид ят ;
играл а – играл и .
Наша (страна) – Россия. 4 ноября в нашей ( страна) празднуется День народного единства. Мы гордимся нашей ( страна).
Как найти в слове окончание? нужно изменить слово
Выделяем окончание:
- 1 . Определяем часть речи.
- 2.Подбираем слова- помощники и изменяем слово.
- 3.Выделаем окончание.
- Определи окончание слов по данному алгоритму
Трава, играет, большой, журавли, ветка, синее, поёт, рябина, алая, пестреет.
Отгадай загадку
Сделаны они все из стекла, Предназначены для чая, сока, молока.
ст…каны
.
а
ст а кан
нулевое окончание
Отгадай загадку
На конце любого слова
что-то долго ищет Вова.
С другим словом держит связь.
Это в слове он найдёт,
Его в рамочку возьмёт.
11/05/2024
Тема нашего урока: Что такое нулевое окончание?
1.Узнать,
что такое нулевое окончание.
2. Исследовать
для чего нужно нулевое окончание.
3. Научиться
выделять нулевое окончания.
4. Оценивать
свои учебные действия.
ОКОНЧАНИЕ
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
ОСНОВА – это часть слова без окончания.
Прочитай слова .
обед
ужин
иней
лось
весел
думал
Нулевое окончание – такое окончание,
которое не выражено звуками (буквами).
Какое окончание в этих словах?
В этих словах окончание не выражено звуками
(буквами). Такое окончание называется нулевым .
Найди слова с нулевым окончанием.
ошибка
синица
молодец
дрозд
ошибка
ворона
ошибка
иволга
галка
ошибка
дятел
молодец
жаворонок
молодец
ошибка
сорока
ошибка
кукушка
ласточка
ошибка
чиж
молодец
Проверь, нажав на слово.
Нулевое окончание
- Обед
- (без) обеда
- (к) обеду
- (за) обедом
- Ужин
- (без) ужина
- (к) ужину
- (за) ужином
Измените слова. Что вы заметили?
Стол, огонь, кровать, класс.
Физ. минутка
Работа в парах
1 вариант называют существительное с нулевым окончанием,
2 вариант это же существительное только
с предлогом.
лось
у лося
Работа по рядам
1 ряд называет существительное с
нулевым окончанием,
2 ряд называет это сущ. с предлогом,
3 ряд составляют словосочетания.
Стол, у стола, стоял у стола.
Неизменяемые слова
Иноязычные имена существительные
Предлоги
Союзы
и, а, но, или
на, в, по, для, за, над и др.
пальто, кино, радио, кафе, такси, кофе
и др.
Неизменяемые слова не имеют окончания .
Выбери неизменяемые слова.
зеркало
полотенце
пальто
пути
дороги
шоссе
облако
трамваи
такси
пироги
фильм
кино
Кафе
Метро
Такси
Кофе
Шоссе
Кино
Пальто
Радио
Эскимо
Неизменяемые существительные
Нет окончания
Измените слово
Кино
Кафе
- Зашел за…
- Стою перед…
- Смотрю на…
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи
После корня будет суффикс,
А приставки – впереди.
КОРЕНЬ
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи дарит корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
- У корней иных, представьте-ка, Есть дама гордая – Приставка, Стоит всегда лишь перед ним. За корнем суффиксу нашлось местечко, Заняв его, конечно, он сел навечно
Алгоритм разбора слова по составу
- Найди окончание (для этого измени форму слова)
- Выдели основу
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова)
- …
- …
Запомни!
Чтобы выделить окончание, нужно
изменить слово по числам
береза-березы
растёт –растут
белое - белые
дом -дома
Мам… слушала дочк…
Мам а слушала дочк у .
Мам у слушала дочк а .
ОКОНЧАНИЕ служит для связи слов в предложении.
Работа с учебником . Упр. 149 (с.82)
- Прочитайте слова.
- Что можно сказать о выделенных словах?
- Что меняется в словах?
- Выполните письменное задание к упражнению.
- Прочитайте формы слов обед и ужин и назовите окончания слов.
Самостоятельная работа. Упражнение 150 .
хвост (лиса)
подкрался к (лиса)
увидел (лиса)
рассказ о (лиса)
Охотился за (лиса)
1. Прочитайте текст, вставьте разные формы слова «рыбка» и выделите в них окончания.
Я давно мечтал о _____________. И вот наступил мой день рожденья. Просыпаюсь утром и вижу аквариум. В нём плавают четыре ___________. Одна _____________ золотая, а остальные чёрные в крапинку. Я очень обрадовался _______________.
2. Дайте ответы на вопросы и запишите их, используя слова в скобках. Выделите окончания в данных словах.
Кого вызвали к больному? (Врач)
Кому дал книгу Вася? (Товарищ)
Чем наполнена корзина? (Овощ и)
3.Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Выделите окончания в словах-предметах.
Новую, построили, городе, школа, в.
Светлые, уютные, и, школа, кабинеты.
Площадка, находится, школой, спортивный, за.
Ведут, дорожка, аккуратные, школа, к.
Кр .
Жёлт
Зел
1. В каком ряду все слова являются формами одного и того же слова.
1) сосна, сосной, ( к) сосне.
2) лес, ( в) лесу, лесник.
2. Как выделяют окончание в словах?
1) Дугой 2) рамочкой
Собери слово из морфем
Это будет слово, однокоренное со словом «лётчик».
Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать».
Запишите слово в тетрадь, разберите его по составу.
Подведём итог:
- Что такое окончание?
- Каким может быть окончание?
- Для чего служит окончание?
- Что ещё служит для связи слов в предложении?
- Как найти окончание?
-Что такое нулевое
окончание?
11/05/2024
Рефлексия
Спасибо
за
работу !
11/05/2024