Урок русского языка в 5 классе
Работа в парах
«Учитель-ученик»:
1 вариант: когда ставится запятая между однородными членами ;
2 вариант : когда запятая между однородными членами не ставится .
Цифровой диктант Выпишите номера предложений, в которых есть однородные члены.
1)Мы все хозяева природы. 2) Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные. 3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.4)Но и природа нуждается в нашей помощи. 5) Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!
Спишите предложение, подчеркните однородные члены как члены предложения. Составьте схему.
2) Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные.
3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.
5)Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!
2)Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные.
3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.
5)Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!
О
2) О,О, О, О и
3) О, О, О, О
5)
иО,и О,и О,и О
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
- Вы, наверное, устали?
- Ну, тогда все дружно встали.
- Ножками потопали,
- Ручками похлопали.
- Покрутились, повертелись
- И за парты все уселись.
- Глазки крепко закрываем,
- Дружно до 5 считаем.
- Открываем, поморгаем
- И работать продолжаем!
Игра «Четвёртое лишнее»
1) Сыроежки, грибы, подберёзовики, опята.
2) Жёлтый, красный, разноцветный, синий.
3)Пилить, строгать, сколачивать, трудиться.
4) Осень, времена года, зима, весна, лето.
1) Сыроежки, грибы , подберёзовики, опята.
2) Жёлтый, красный, разноцветны й , синий.
3)Пилить, строгать, сколачивать, трудиться .
4) Осень, времена года , зима, весна, лето.
Перед нами ряд
однородных членов:
колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики
Как можно назвать
все эти слова
одним словом?
Слово цветы вмещает в себя и колокольчики , и васильки , и ромашки , и незабудки , и одуванчики .
Это слово – как будто общий домик для всех остальных слов.
Внимание!
Такой общий домик для однородных членов называется по-научному обобщающим словом . Оно обобщает, вмещает в себя все остальные слова.
- На широком лугу росли цветы колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики.
- Обобщающее слово произносится с предупредительной интонацией.
ТЕМА:
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Знаки препинания при обобщающих словах.
Знать и уметь
- что такое обобщающие слова;
- находить обобщающие слова в предложении;
- какие части речи могут быть в роли обобщающих слов;
- определять, какими членами предложения являются обобщающие слова;
- какими членами предложения могут быть обобщающие слова;
- ставить знаки препинания при обобщающих словах
- какие знаки препинания ставятся в предложении при обобщающих словах;
Работа с учебником
- Чтение теоретического материала
Страница 96
Подберите к каждому ряду однородных членов обобщающие слова
Скворцы
Соловьи
Ласточки
Грачи
Береза
Клен
Осина
Липа
Кошка
Собака
Корова
Овца
Запомним !
.
- В наших лесах живут разные звери волки лисы медведи лоси .
Знаки препинания при обобщающих словах.
В наших лесах живут разные звери: волки, лисы, медведи, лоси .
а именно
.
:
,
.
и
Стрекозы, бабочки, мотыльки и кузнечики – все насекомые радовались солнцу.
это
,
,
-
.
и
- Всюду: на дорожках сада, на скамейке, на крыше дома - лежали опавшие листья.
.
Существуют коротенькие обобщающие слова, которые вмещают в себя самое большое количество однородных членов. Это слова:
ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, НИКТО, НИЧТО, ВЕЗДЕ
Потренируемся
- Работа с учебником. Упражнение 210.
ПРОВЕРЯЕМ №210
- В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб, берёза, клён.
- В реке мы ловили и мелкую и крупную рыбу: окуней, плотву, ершей, щук.
- Весной к нам вернулись перелётные птицы: скворцы, дрозды, дикие утки.
- Летом на лугах распускаются цветы: ромашки, васильки, колокольчики.
Рефлексия: Закончите предложение или предложения на выбор
1 . На уроке я понял…
2. Я узнал, что …
3. На уроке я научился…
4. Теперь я…
5. Но мне не понравилось…
Теперь поставьте сами себе оценку за урок
1. Все понял и могу рассказать… 10 баллов.
2. Все понял, но рассказать не могу….. 8 баллов.
3. Понял не все…. 6 баллов.
4. Ничего не понял, но старался… 4 балла.
Домашнее задание
1) знать теоретический материал учебника стр. 96
2)Письменно (на выбор):
- А) №21
- Б) Составить связный рассказ (5-6 предложений) « В осеннем лесу», используя предложения с однородными членами, в том числе с обобщающим словом.
СПАСИБО ЗА УРОК!