СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах"»

Урок русского языка  в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

 Работа в парах  «Учитель-ученик»: 1 вариант: когда ставится запятая между однородными членами ; 2 вариант : когда запятая между однородными членами не ставится .

Работа в парах

«Учитель-ученик»:

1 вариант: когда ставится запятая между однородными членами ;

2 вариант : когда запятая между однородными членами не ставится .

  Цифровой диктант   Выпишите номера предложений,  в  которых есть  однородные члены.      1)Мы все хозяева природы. 2) Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные. 3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.4)Но и природа нуждается в нашей помощи. 5) Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!

Цифровой диктант Выпишите номера предложений, в  которых есть  однородные члены.

1)Мы все хозяева природы. 2) Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные. 3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.4)Но и природа нуждается в нашей помощи. 5) Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!

Спишите предложение, подчеркните однородные члены как члены предложения. Составьте схему. 2) Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные. 3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение. 5)Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!

Спишите предложение, подчеркните однородные члены как члены предложения. Составьте схему.

2) Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные.

3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.

5)Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!

2)Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные. 3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение. 5)Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!

2)Природная среда – это воздух, растения, водоёмы, птицы и животные.

3)Они помогают нам сохранить здоровье, силы, бодрость, хорошее настроение.

5)Мы должны беречь и леса, и реки, и птиц, и животных!

О 2) О,О, О, О и

О

2) О,О, О, О и

3) О, О, О, О

3) О, О, О, О

5) иО,и О,и О,и О

5)

иО,и О,и О,и О

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!   Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

  • Вы, наверное, устали?
  • Ну, тогда все дружно встали.
  • Ножками потопали,
  • Ручками похлопали.
  • Покрутились, повертелись
  • И за парты все уселись.
  • Глазки крепко закрываем,
  • Дружно до 5 считаем.
  • Открываем, поморгаем
  • И работать продолжаем!
 Игра «Четвёртое лишнее» 1)  Сыроежки, грибы, подберёзовики, опята. 2) Жёлтый, красный, разноцветный, синий. 3)Пилить, строгать, сколачивать, трудиться. 4) Осень, времена года, зима, весна, лето.

Игра «Четвёртое лишнее»

1) Сыроежки, грибы, подберёзовики, опята.

2) Жёлтый, красный, разноцветный, синий.

3)Пилить, строгать, сколачивать, трудиться.

4) Осень, времена года, зима, весна, лето.

1)  Сыроежки, грибы , подберёзовики, опята. 2) Жёлтый, красный, разноцветны й , синий. 3)Пилить, строгать, сколачивать, трудиться . 4) Осень, времена года , зима, весна, лето.

1) Сыроежки, грибы , подберёзовики, опята.

2) Жёлтый, красный, разноцветны й , синий.

3)Пилить, строгать, сколачивать, трудиться .

4) Осень, времена года , зима, весна, лето.

 Перед нами ряд однородных членов:  колокольчики,  васильки, ромашки, незабудки, одуванчики  Как можно назвать  все эти слова одним словом?

Перед нами ряд

однородных членов:

колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики

Как можно назвать

все эти слова

одним словом?

Слово цветы вмещает в себя и колокольчики , и васильки , и ромашки , и незабудки , и одуванчики . Это слово – как будто общий домик для всех остальных слов.      Внимание!  Такой общий домик для однородных членов называется по-научному обобщающим словом . Оно обобщает, вмещает в себя все остальные слова.

Слово цветы вмещает в себя и колокольчики , и васильки , и ромашки , и незабудки , и одуванчики .

Это слово – как будто общий домик для всех остальных слов.

Внимание!

Такой общий домик для однородных членов называется по-научному обобщающим словом . Оно обобщает, вмещает в себя все остальные слова.

На широком лугу росли цветы  колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики. Обобщающее слово произносится с предупредительной интонацией.
  • На широком лугу росли цветы колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики.
  • Обобщающее слово произносится с предупредительной интонацией.
ТЕМА: Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

ТЕМА:

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Знаки препинания при обобщающих словах.

 Знать и уметь - что такое обобщающие слова;  - находить обобщающие слова в предложении; - какие части речи могут быть в роли обобщающих слов; - определять, какими членами предложения являются обобщающие слова;  - какими членами предложения могут быть обобщающие слова;  - ставить знаки препинания при обобщающих словах - какие знаки препинания ставятся в предложении при обобщающих словах;

Знать и уметь

- что такое обобщающие слова;

- находить обобщающие слова в предложении;

- какие части речи могут быть в роли обобщающих слов;

- определять, какими членами предложения являются обобщающие слова;

- какими членами предложения могут быть обобщающие слова;

- ставить знаки препинания при обобщающих словах

- какие знаки препинания ставятся в предложении при обобщающих словах;

Работа с учебником   Чтение теоретического материала Страница 96

Работа с учебником

  • Чтение теоретического материала

Страница 96

Подберите к каждому ряду однородных членов обобщающие слова  Скворцы Соловьи Ласточки Грачи Береза Клен Осина Липа Кошка Собака Корова Овца

Подберите к каждому ряду однородных членов обобщающие слова

Скворцы

Соловьи

Ласточки

Грачи

Береза

Клен

Осина

Липа

Кошка

Собака

Корова

Овца

 Запомним ! .

Запомним !

.

В наших лесах живут разные звери волки лисы медведи лоси .
  • В наших лесах живут разные звери волки лисы медведи лоси .
 Знаки препинания при обобщающих словах. В наших лесах живут разные звери: волки, лисы, медведи, лоси . а именно . : , . и

Знаки препинания при обобщающих словах.

В наших лесах живут разные звери: волки, лисы, медведи, лоси .

а именно

.

:

,

.

и

Стрекозы, бабочки, мотыльки и кузнечики – все насекомые радовались солнцу. это , , - . и

Стрекозы, бабочки, мотыльки и кузнечики – все насекомые радовались солнцу.

это

,

,

-

.

и

Всюду: на дорожках сада, на скамейке, на крыше дома - лежали опавшие листья. .
  • Всюду: на дорожках сада, на скамейке, на крыше дома - лежали опавшие листья.

.

Существуют коротенькие обобщающие слова, которые вмещают в себя самое большое количество однородных членов. Это слова: ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, НИКТО, НИЧТО, ВЕЗДЕ

Существуют коротенькие обобщающие слова, которые вмещают в себя самое большое количество однородных членов. Это слова:

ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, НИКТО, НИЧТО, ВЕЗДЕ

Потренируемся Работа с учебником.  Упражнение 210.

Потренируемся

  • Работа с учебником. Упражнение 210.
ПРОВЕРЯЕМ №210 В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб, берёза, клён. В реке мы ловили и мелкую и крупную рыбу: окуней, плотву, ершей, щук. Весной к нам вернулись перелётные птицы: скворцы, дрозды, дикие утки. Летом на лугах распускаются цветы: ромашки, васильки, колокольчики.

ПРОВЕРЯЕМ №210

  • В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб, берёза, клён.
  • В реке мы ловили и мелкую и крупную рыбу: окуней, плотву, ершей, щук.
  • Весной к нам вернулись перелётные птицы: скворцы, дрозды, дикие утки.
  • Летом на лугах распускаются цветы: ромашки, васильки, колокольчики.
Рефлексия: Закончите предложение или предложения на выбор  1 . На уроке я понял… 2. Я узнал, что … 3. На уроке я научился… 4. Теперь я… 5. Но мне не понравилось…

Рефлексия: Закончите предложение или предложения на выбор

1 . На уроке я понял…

2. Я узнал, что …

3. На уроке я научился…

4. Теперь я…

5. Но мне не понравилось…

Теперь поставьте сами себе оценку за урок  1. Все понял и могу рассказать… 10 баллов. 2. Все понял, но рассказать не могу….. 8 баллов. 3. Понял не все…. 6 баллов. 4. Ничего не понял, но старался… 4 балла.

Теперь поставьте сами себе оценку за урок

1. Все понял и могу рассказать… 10 баллов.

2. Все понял, но рассказать не могу….. 8 баллов.

3. Понял не все…. 6 баллов.

4. Ничего не понял, но старался… 4 балла.

Домашнее задание 1) знать теоретический материал учебника стр. 96 2)Письменно (на выбор): А) №21 Б) Составить связный рассказ (5-6 предложений) « В осеннем лесу», используя предложения с однородными членами, в том числе с обобщающим словом.

Домашнее задание

1) знать теоретический материал учебника стр. 96

2)Письменно (на выбор):

  • А) №21
  • Б) Составить связный рассказ (5-6 предложений) « В осеннем лесу», используя предложения с однородными членами, в том числе с обобщающим словом.
СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!