СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения".

Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"»

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока Закрепить и углубить представления учащихся об обобщающем слове при однородных членах предложения; углубить знания о знаках препинания при обобщающем слове; развивать творческие способности учащихся.

Цель урока

  • Закрепить и углубить представления учащихся об обобщающем слове при однородных членах предложения;
  • углубить знания о знаках препинания при обобщающем слове;
  • развивать творческие способности учащихся.
Синтаксический разбор предложения. 1 вариант – Ветер сильно раздувал огонь, вздымал тысячу искр кверху, кружил их в воздухе. 2 вариант – Семья Чеховых была талантливой, шумной и весёлой. 3 вариант – Хороший вкус – это развитое чувство меры.

Синтаксический разбор предложения.

1 вариант – Ветер сильно раздувал огонь, вздымал тысячу искр кверху, кружил их в воздухе.

2 вариант – Семья Чеховых была талантливой, шумной и весёлой.

3 вариант – Хороший вкус – это развитое чувство меры.

Теоретическая разминка Какие члены предложения называются однородными? Какие члены предложения могут быть однородными? Какие слова в предложении являются обобщающими? Каким членом предложения могут быть обобщающие слова? Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?

Теоретическая разминка

  • Какие члены предложения называются однородными?
  • Какие члены предложения могут быть однородными?
  • Какие слова в предложении являются обобщающими?
  • Каким членом предложения могут быть обобщающие слова?
  • Какие знаки препинания ставятся при обобщающих словах?
Распознавание обобщающего слова в предложении.   1. Всё было привлекательно: небо, и озеро, и пасмурные дали, и остров.  2. В вещевой мешок уложили всё: продукты, мыло, зубную щётку, иголку с нитками.  3. Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.  4. В сыром туманном воздухе слышны разнообразные звуки: скрип ворот, топот, мычание.

Распознавание обобщающего слова в предложении.

1. Всё было привлекательно: небо, и озеро, и пасмурные дали, и остров.

2. В вещевой мешок уложили всё: продукты, мыло, зубную щётку, иголку с нитками.

3. Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.

4. В сыром туманном воздухе слышны разнообразные звуки: скрип ворот, топот, мычание.

Распознавание обобщающего слова в предложении.  1. В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.  2. Ни суровый климат, ни густые леса, ни болота – ничто не пугало натуралистов.  3. И зимой, и летом, и осенью, и весной – во все времена года нужно заниматься спортом.  4. В наших лесах растут ель, сосна, береза, дуб, осина – разные смолистые и лиственные деревья.

Распознавание обобщающего слова в предложении.

1. В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.

2. Ни суровый климат, ни густые леса, ни болота – ничто не пугало натуралистов.

3. И зимой, и летом, и осенью, и весной – во все времена года нужно заниматься спортом.

4. В наших лесах растут ель, сосна, береза, дуб, осина – разные смолистые и лиственные деревья.

Знаки препинания  Какие знаки препинания ставятся в предложении, если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения?  - Какие знаки препинания ставятся в предложении, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения?

Знаки препинания

  • Какие знаки препинания ставятся в предложении, если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения?

- Какие знаки препинания ставятся в предложении, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения?

Повторение изученного. Расставить знаки препинания.  1. В памяти её вставало всё, пережитое со Степаном длинные зимние вечера вспугнутая куропатка близ реки лёгкая звезда падавшая с неба счастье долгих спокойных дней. 2. Грядка луку в огороде сажень улицы в селе никаких других угодий не имел он на земле. 3. Коля сел к столу, начал выдвигать ящики и перебирать уже позабытые вещи школьные тетради коллекцию уральских камней развинченный на части старинный телефон альбом с почтовыми марками высушенные листья дуба клёна берёзы каштана. 4. Всякая рыба щука карась линь водится в нашей реке.

Повторение изученного. Расставить знаки препинания.

1. В памяти её вставало всё, пережитое со Степаном длинные зимние вечера вспугнутая куропатка близ реки лёгкая звезда падавшая с неба счастье долгих спокойных дней. 2. Грядка луку в огороде сажень улицы в селе никаких других угодий не имел он на земле. 3. Коля сел к столу, начал выдвигать ящики и перебирать уже позабытые вещи школьные тетради коллекцию уральских камней развинченный на части старинный телефон альбом с почтовыми марками высушенные листья дуба клёна берёзы каштана. 4. Всякая рыба щука карась линь водится в нашей реке.

Повторение изученного. Проверка.  1. В памяти её вставало всё, пережитое со Степаном : длинные зимние вечера , вспугнутая куропатка близ реки , лёгкая звезда , падавшая с неба , счастье долгих спокойных дней. 2. Грядка луку в огороде , сажень улицы в селе — никаких других угодий не имел он на земле. 3. Коля сел к столу, начал выдвигать ящики и перебирать уже позабытые вещи : школьные тетради , коллекцию уральских камней , развинченный на части старинный телефон , альбом с почтовыми марками , высушенные листья дуба , клёна , берёзы , каштана. 4. Всякая рыба : щука , карась , линь водится в нашей реке.

Повторение изученного. Проверка.

1. В памяти её вставало всё, пережитое со Степаном : длинные зимние вечера , вспугнутая куропатка близ реки , лёгкая звезда , падавшая с неба , счастье долгих спокойных дней. 2. Грядка луку в огороде , сажень улицы в селе никаких других угодий не имел он на земле. 3. Коля сел к столу, начал выдвигать ящики и перебирать уже позабытые вещи : школьные тетради , коллекцию уральских камней , развинченный на части старинный телефон , альбом с почтовыми марками , высушенные листья дуба , клёна , берёзы , каштана. 4. Всякая рыба : щука , карась , линь водится в нашей реке.

Расставить знаки препинания 1. Дети старики женщины всё смешалось в живом потоке. 2. В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. 3. Ни голоса ни песни ни лай собак ничто не нарушало ночной тишины. 4. Все звери попрятались в свои жилища медведи волки лисы. 5. Скорбь утрат усталость боль разлуки все мы испытали. 6. Всюду вверху внизу раздавался шум непрекращающейся работы. 7. Ничто ни музы ни труды ни радости досуга не заменят единственного друга.

Расставить знаки препинания

1. Дети старики женщины всё смешалось в живом потоке.

2. В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

3. Ни голоса ни песни ни лай собак ничто не нарушало ночной тишины.

4. Все звери попрятались в свои жилища медведи волки лисы.

5. Скорбь утрат усталость боль разлуки все мы испытали.

6. Всюду вверху внизу раздавался шум непрекращающейся работы.

7. Ничто ни музы ни труды ни радости досуга не заменят единственного друга.

Расставить знаки препинания. Проверка. 1. Дети старики женщины —  всё смешалось в живом потоке. 2. В человеке должно быть всё прекрасно : и лицо и одежда и душа и мысли. 3. Ни голоса , ни песни , ни лай собак — ничто не нарушало ночной тишины. 4. Все звери попрятались в свои жилища : медведи , волки , лисы. 5. Скорбь утрат , усталость , боль разлуки — всё мы испытали. 6. Всюду : вверху , внизу раздавался шум непрекращающейся работы. 7. Ничто : ни музы , ни труды , ни радости досуга не заменят единственного друга.

Расставить знаки препинания. Проверка.

1. Дети старики женщины всё смешалось в живом потоке.

2. В человеке должно быть всё прекрасно : и лицо и одежда и душа и мысли.

3. Ни голоса , ни песни , ни лай собак ничто не нарушало ночной тишины.

4. Все звери попрятались в свои жилища : медведи , волки , лисы.

5. Скорбь утрат , усталость , боль разлуки всё мы испытали.

6. Всюду : вверху , внизу раздавался шум непрекращающейся работы.

7. Ничто : ни музы , ни труды , ни радости досуга не заменят единственного друга.

Укажите предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка. 1. В степи, за рекой, за дорогой: везде было пусто. 2. Нагнулся старый атаман и стал отыскивать свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома. 3. Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единственного друга. 4. Из-под сена виднелись разные предметы – самовар, кадка и ещё кое-какие коробочки.

Укажите предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.

1. В степи, за рекой, за дорогой: везде было пусто.

2. Нагнулся старый атаман и стал отыскивать свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома.

3. Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единственного друга.

4. Из-под сена виднелись разные предметы – самовар, кадка и ещё кое-какие коробочки.

Укажите предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка. Проверка. 1. В степи, за рекой, за дорогой: — везде было пусто. 2. Нагнулся старый атаман и стал отыскивать свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома. 3. Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единственного друга. 4. Из-под сена виднелись разные предметы – : самовар, кадка и ещё кое-какие коробочки.

Укажите предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка. Проверка.

1. В степи, за рекой, за дорогой: везде было пусто.

2. Нагнулся старый атаман и стал отыскивать свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома.

3. Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единственного друга.

4. Из-под сена виднелись разные предметы – : самовар, кадка и ещё кое-какие коробочки.

Придумать предложения, используя схемы:  :  ,  ,  .  :  ,  ,  - ...  ,  ,   -  . …  :  ,  ,  .

Придумать предложения, используя схемы:

: , , .

: , , - ...

, , - .

: , , .

Подведение итогов  - Какие члены предложения являются однородными?  - Как распознать обобщающее слово при однородных членах предложения?  - Какие знаки препинания необходимо поставить, если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения?  -Какие знаки препинания необходимо поставить, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения?

Подведение итогов

- Какие члены предложения являются однородными?

- Как распознать обобщающее слово при однородных членах предложения?

- Какие знаки препинания необходимо поставить, если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения?

-Какие знаки препинания необходимо поставить, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения?

Рефлексия Я хорошо усвоил тему «Обобщающие слова при однородных членах предложения». Да / Нет. Все задания были интересными. Да / Нет. Во время урока у меня было хорошее настроение. Да / Нет. За свою работу на уроке я ставлю себе оценку: __

Рефлексия

  • Я хорошо усвоил тему «Обобщающие слова при однородных членах предложения». Да / Нет.
  • Все задания были интересными. Да / Нет.
  • Во время урока у меня было хорошее настроение. Да / Нет.
  • За свою работу на уроке я ставлю себе оценку: __


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!