СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. " Неопределённые местоимения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация создана для урока русского языка по новым ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 6 классе. " Неопределённые местоимения"»

Урок русского языка

Урок русского языка

Кто с работой дружен, нам сегодня нужен?  -  Нужен!  Кто с учёбой дружен, нам сегодня нужен?  - Нужен!  С русским языком кто дружен, нам сегодня нужен? -Нужен!  Таким ребятам хвала и честь! Такие ребята в классе есть? - Есть!

Кто с работой дружен, нам сегодня нужен? - Нужен! Кто с учёбой дружен, нам сегодня нужен? - Нужен! С русским языком кто дружен, нам сегодня нужен?

-Нужен!

Таким ребятам хвала и честь!

Такие ребята в классе есть?

- Есть!

Знаю Хочу узнать Узнал Разряды местоимений:    Личные Вопросительные Относительные Возвратное

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Разряды местоимений:

Личные

Вопросительные

Относительные

Возвратное

(  Не)кто  в двери постучал… - У кого(то)  ключ пропал? - Может кто(то) заблудился?  К нам нечаянно попал? - Хоть какой( нибудь)  намек!  Хоть бы кто(нибудь) помог! - Видно ветер понарошку  Чем(то)  бросил нам в окошко!

( Не)кто в двери постучал…

- У кого(то) ключ пропал?

- Может кто(то) заблудился?

К нам нечаянно попал?

- Хоть какой( нибудь) намек!

Хоть бы кто(нибудь) помог!

- Видно ветер понарошку

Чем(то) бросил нам в окошко!

Тема урока: «Неопределенные местоимения»

Тема урока:

«Неопределенные местоимения»

Знаю Хочу узнать Разряды местоимений: Узнал Личные  Вопросительные  Относительные  Возвратное Все о разряде неопределённых местоимений

Знаю

Хочу узнать

Разряды местоимений:

Узнал

Личные

Вопросительные

Относительные

Возвратное

Все о разряде неопределённых местоимений

Цель:  Познакомиться с особенностями неопределенных местоимений.  Задачи:  Узнать, как образуются Понять, как изменяются  Узнать, как пишутся с приставками не-, кое- и суффиксами -то, - либо, - нибудь  Понять, какую синтаксическую роль играют в предложении  неопределённые  местоимения неопределённые  местоимения неопределённые местоимения неопределённые местоимения

Цель:

Познакомиться с особенностями неопределенных местоимений.

Задачи:

  • Узнать, как образуются
  • Понять, как изменяются
  • Узнать, как пишутся с приставками не-, кое- и суффиксами -то, - либо, - нибудь
  • Понять, какую синтаксическую роль играют в предложении

неопределённые местоимения

неопределённые местоимения

неопределённые местоимения

неопределённые местоимения

( Не)кто в двери постучал… - У кого(то) ключ пропал? - Может кто(то) заблудился?  К нам нечаянно попал? - Хоть какой( нибудь) намек!  Хоть бы кто(нибудь) помог! - Видно ветер понарошку  Чем(то) бросил нам в окошко!

( Не)кто в двери постучал…

- У кого(то) ключ пропал?

- Может кто(то) заблудился?

К нам нечаянно попал?

- Хоть какой( нибудь) намек!

Хоть бы кто(нибудь) помог!

- Видно ветер понарошку

Чем(то) бросил нам в окошко!

План работы на уроке Работа с учебником  Работа в группах  Работа в парах  Самостоятельная работа Работа с учебником  Работа в группах  Работа в парах  Самостоятельная работа

План работы на уроке

  • Работа с учебником Работа в группах Работа в парах Самостоятельная работа
  • Работа с учебником
  • Работа в группах
  • Работа в парах
  • Самостоятельная работа

 1 Группа  1.От каких местоимений образуются неопределенные местоимения?  (учебник стр. 81 упр .471) Приведите примеры.  2.С помощью каких морфем образуются неопределенные местоимения?  ( учебник стр.81 упр.471)    Вывод : неопределенные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок НЕ, КОЕ - и суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ

1 Группа 1.От каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (учебник стр. 81 упр .471) Приведите примеры. 2.С помощью каких морфем образуются неопределенные местоимения? ( учебник стр.81 упр.471)

Вывод : неопределенные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок НЕ, КОЕ - и суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ

 2 группа. Правописание неопределенных местоимений.  Проанализировать, как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение.  Вечером к вам придет  некто  в черном. Я при этом испытал  некоторое  удивление.  Вывод 1:    Неопределенные местоимения с приставкой не- пишутся слитно.  В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ- приставка всегда под ударением и пишется слитно .

2 группа.

Правописание неопределенных местоимений.

Проанализировать, как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение.

  • Вечером к вам придет  некто  в черном.
  • Я при этом испытал  некоторое  удивление.

Вывод 1:

 

Неопределенные местоимения с приставкой не- пишутся слитно.

В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ- приставка всегда под ударением и пишется слитно .

 Проанализировать, как пишутся неопределённые местоимения  На берегу реки росла  какая-то  пышная зелень. Расскажите  что-нибудь  о вашей поездке по стране. Если вы заметите  что-либо  подозрительное, тут же сообщите мне. Кое-где  по стенам были развешаны картины. Кое с кем  случился истерический припадок .  Вывод 2  Вывод 2  Вывод 2 :. В неопределенных местоимениях с суффиксом  - то, -либо, -нибудь   и приставкой кое-  обязательно нужно ставить дефис. Если приставка кое- отделяется предлогом , то она пишется отдельно.

Проанализировать, как пишутся неопределённые местоимения

  • На берегу реки росла  какая-то  пышная зелень.
  • Расскажите  что-нибудь  о вашей поездке по стране.
  • Если вы заметите  что-либо  подозрительное, тут же сообщите мне.
  • Кое-где  по стенам были развешаны картины.
  • Кое с кем  случился истерический припадок .

Вывод 2

  • Вывод 2
  • Вывод 2

:. В неопределенных местоимениях с суффиксом  - то, -либо, -нибудь   и приставкой кое- обязательно нужно ставить дефис. Если приставка кое- отделяется предлогом , то она пишется отдельно.

Запоминалка Кое-, -то, -либо,-нибудь --- через дефис – не забудь!

Запоминалка

Кое-, -то, -либо,-нибудь ---

через дефис – не забудь!

 3 группа Склонение неопределенных местоимений Найти информацию в учебнике на стр.80. 1.Просклонять( изменить по числам, родам и падежам) местоимения: Кто-то; какой-то. . ед.ч  М.р Ж.р. С.р мн.ч. И. п. кто-то Какой-то — какая-то—какое-то; какие-то. Р. п. кого-то Д. п. кому-то В. п. кого-то Т.п. кем-то П. п. о ком-то Вывод :   неопределенные местоимения могут изменяться по падежам, числам и по родам в единственном числе.

3 группа

Склонение неопределенных местоимений

Найти информацию в учебнике на стр.80.

1.Просклонять( изменить по числам, родам и падежам) местоимения:

Кто-то; какой-то.

. ед.ч

М.р Ж.р. С.р мн.ч.

И. п. кто-то Какой-то — какая-то—какое-то; какие-то.

Р. п. кого-то

Д. п. кому-то

В. п. кого-то

Т.п. кем-то

П. п. о ком-то

Вывод :  

неопределенные местоимения могут изменяться по падежам, числам и по родам в единственном числе.

 2.Как изменяются неопределенные местоимения некто, нечто ( учебник стр.81 (вверху).  Вывод:   Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам, местоимение некто имеет форму только именительного падежа,а нечто- И.п.и В.п

2.Как изменяются неопределенные местоимения некто, нечто

( учебник стр.81 (вверху).

Вывод:  

Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам, местоимение некто имеет форму только именительного падежа,а нечто- И.п.и В.п

 4 группа Синтаксическая роль неопределённых местоимений 1 .По правилу учебника на стр.80 выясните , каким членом предложения могут быть неопределенные местоимения.  2. Подчеркните местоимения как член предложения.  Кто-то постучал в дверь… Летали какие-то  чайки… О чем-то кричали ему… Вывод: неопределённые местоимения в предложении могут быть подлежащими, определениями и дополнениями.

4 группа

Синтаксическая роль неопределённых местоимений

1 .По правилу учебника на стр.80 выясните , каким членом предложения могут быть неопределенные местоимения.

2. Подчеркните местоимения как член предложения.

Кто-то постучал в дверь…

Летали какие-то чайки…

О чем-то кричали ему…

Вывод: неопределённые местоимения в предложении могут быть подлежащими, определениями и дополнениями.

Знаю Хочу узнать Разряды местоимений: Узнал Личные  Вопросительные  Относительные  Возвратное Особенности неопределённых местоимений:   Все о разряде неопределённых местоимений Образование Правописание Склонение Синтаксическая роль

Знаю

Хочу узнать

Разряды местоимений:

Узнал

Личные

Вопросительные

Относительные

Возвратное

Особенности неопределённых местоимений:

Все о разряде неопределённых местоимений

Образование

Правописание

Склонение

Синтаксическая роль

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ  не -, кое- -то, - либо, - нибудь кто-то что-то какой-то чей – либо какой-нибудь чей – нибудь кто – либо с кем - либо  некто нечто некоторый некий несколько кое-кто кое-что кое- какой

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

не -, кое-

-то, - либо, - нибудь

  • кто-то
  • что-то
  • какой-то
  • чей – либо
  • какой-нибудь
  • чей – нибудь
  • кто – либо
  • с кем - либо
  • некто
  • нечто
  • некоторый
  • некий
  • несколько
  • кое-кто
  • кое-что
  • кое- какой
Выпишите неопределённые местоимения из текста. Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределёнными: некто , кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто-нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем», - вертится у него в голове. Но никто за ним не заходит , и Витька зубрит дальше. Чьи-то; несколько; кем-то; некто, кое-кто; кое в чём; кто-нибудь; с кем-нибудь; кое за кем

Выпишите неопределённые местоимения из текста.

Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределёнными: некто , кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто-нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем», - вертится у него в голове.

Но никто за ним не заходит , и Витька зубрит дальше.

Чьи-то; несколько; кем-то; некто, кое-кто; кое в чём; кто-нибудь; с кем-нибудь; кое за кем

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении: С некоторых деревьев опали листья. ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО Ой! Умница! 21

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:

С некоторых деревьев опали листья.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Ой!

Умница!

21

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:   Задача кое у кого не сошлась с ответом. ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО Ой! Умница! 22

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:

  Задача кое у кого не сошлась с ответом.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Ой!

Умница!

22

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении: Летают по небу какие-то мушки.  ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО Ой! Умница! 23

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:

Летают по небу какие-то мушки. 

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Ой!

Умница!

23

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении: Туристов кто-то сопровождал ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО Ой! Умница! 24

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:

Туристов кто-то сопровождал

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Ой!

Умница!

24

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении: Нечто страшное пронеслось в моей голове. ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО Ой! Умница! 25

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:

Нечто страшное пронеслось в моей голове.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Ой!

Умница!

25

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении: Несколько человек покинуло вагон. ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО Ой! Умница! 26

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:

Несколько человек покинуло вагон.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Ой!

Умница!

26

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:   Муравей нашёл что-то  в траве. ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО Ой! Умница! 27

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:

  Муравей нашёл что-то в траве.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Ой!

Умница!

27

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении: Некто шёл по дороге. ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО Ой! Умница! 28

Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:

Некто шёл по дороге.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СКАЗУЕМОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

Ой!

Умница!

28

 Работа в паре  Вписать в текст подходящие местоимения.   Восстановите текст с помощью неопределённых местоимений . …   громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал верхушек деревьев и развалился на части. Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста под шагами и хриплое дыхание.  «Это из немцев», – подумал лётчик. (По Б. Полевому) Слова для справок:   чьими - то, кто-нибудь, несколько, что-то, какое-то.  Что-то несколько  чьими - то  какое-то кто-нибудь

Работа в паре

Вписать в текст подходящие местоимения.

  Восстановите текст с помощью неопределённых местоимений .

…   громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал верхушек деревьев и развалился на части. Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста под шагами и хриплое дыхание.

«Это из немцев», – подумал лётчик.

(По Б. Полевому)

Слова для справок:   чьими - то, кто-нибудь, несколько, что-то, какое-то.

Что-то

несколько

чьими - то

какое-то

кто-нибудь

( Не)кто в двери постучал… - У кого(то) ключ пропал? - Может кто(то) заблудился?  К нам нечаянно попал? - Хоть какой( нибудь) намек!  Хоть бы кто(нибудь) помог! - Видно ветер понарошку  Чем(то) бросил нам в окошко!

( Не)кто в двери постучал…

- У кого(то) ключ пропал?

- Может кто(то) заблудился?

К нам нечаянно попал?

- Хоть какой( нибудь) намек!

Хоть бы кто(нибудь) помог!

- Видно ветер понарошку

Чем(то) бросил нам в окошко!

ПРОВЕРЬ СЕБЯ  Некто в двери постучал… - У кого - то ключ пропал? - Может кто-то заблудился?  К нам нечаянно попал? - Хоть какой -нибудь намек!  Хоть бы кто-нибудь помог! - Видно ветер понарошку  Чем-то бросил нам в окошко!   Критерии оценивания: 0 ошибок - «5» 1 ошибка - «4» 2 ошибки - «3» 3 ошибки и более - «2»

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Некто в двери постучал…

- У кого - то ключ пропал?

- Может кто-то заблудился?

К нам нечаянно попал?

- Хоть какой -нибудь намек!

Хоть бы кто-нибудь помог!

- Видно ветер понарошку

Чем-то бросил нам в окошко!

Критерии оценивания:

0 ошибок - «5»

1 ошибка - «4»

2 ошибки - «3»

3 ошибки и более - «2»

 Шифровка  Зашифруйте выделенные местоимения. 1.Кто-то  в поле стал ходить и пшеницу шевелить. 2. Вишь , какая  саранча! 3. Особенно поражала смесь  какой-то  врожденной, природной свирепости… 4.О себе  дед рассказывать не любил. 5.Кому  из литературных героев тебе хотелось бы подражать? 1 3 1 2 4 Шифр  1– неопределенное  2– возвратное  3– относительное  4– вопросительное   Код: 13124

Шифровка

Зашифруйте выделенные местоимения.

1.Кто-то  в поле стал ходить и пшеницу шевелить.

2. Вишь , какая  саранча!

3. Особенно поражала смесь  какой-то  врожденной, природной свирепости…

4.О себе  дед рассказывать не любил.

5.Кому  из литературных героев тебе хотелось бы подражать?

1

3

1

2

4

Шифр 1– неопределенное 2– возвратное 3– относительное 4– вопросительное

Код: 13124

 Закончите предложение  •Неопределённые местоимения пишутся с приставкой не-  с кое-; то-, либо-, нибудь-  •  Неопределенные местоимения  изменяются …  •  Неопределенные местоимения  образуются от  •  Образуются  при помощи приставок суффиксов В предложении бывают    слитно через дефис по падежам, числам и родам вопросительных не-; кое- -то; -либо; -нибудь подлежащими, определениями, дополнениями

Закончите предложение •Неопределённые местоимения пишутся с приставкой не-

с кое-; то-, либо-, нибудь-

•  Неопределенные местоимения  изменяются

•  Неопределенные местоимения  образуются

от

•  Образуются  при помощи приставок суффиксов

В предложении бывают

слитно

через дефис

по падежам, числам и родам

вопросительных

не-; кое-

-то; -либо; -нибудь

подлежащими, определениями, дополнениями

Домашнее задание 1. Выучить правила на стр.80-83. 2. Выполнить упр.475.

Домашнее задание

  • 1. Выучить правила на стр.80-83.
  • 2. Выполнить упр.475.
- я всё понял, мне было легко, я работал с большим интересом, урок мне понравился - у меня были затруднения, но я работал с интересом, урок обычный, нормальный - я ничего не понял, я работал без интереса, урок прошёл скучно

- я всё понял, мне было легко, я работал с большим интересом, урок мне понравился

- у меня были затруднения, но я работал с интересом, урок обычный, нормальный

- я ничего не понял, я работал без интереса, урок прошёл скучно

 Ключ к тесту 1. 3 2. 1 3. 1 4. 3 5. 1  Критерии оценивания: 0 ошибок - «5» 1 ошибка - «4» 2 ошибки - «3» 3 ошибки и более - «2»

Ключ к тесту

  • 1. 3
  • 2. 1
  • 3. 1
  • 4. 3
  • 5. 1

Критерии оценивания:

0 ошибок - «5»

1 ошибка - «4»

2 ошибки - «3»

3 ошибки и более - «2»