Урок русского языка
Кто с работой дружен, нам сегодня нужен? - Нужен! Кто с учёбой дружен, нам сегодня нужен? - Нужен! С русским языком кто дружен, нам сегодня нужен?
-Нужен!
Таким ребятам хвала и честь!
Такие ребята в классе есть?
- Есть!
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Разряды местоимений:
Личные
Вопросительные
Относительные
Возвратное
( Не)кто в двери постучал…
- У кого(то) ключ пропал?
- Может кто(то) заблудился?
К нам нечаянно попал?
- Хоть какой( нибудь) намек!
Хоть бы кто(нибудь) помог!
- Видно ветер понарошку
Чем(то) бросил нам в окошко!
Тема урока:
«Неопределенные местоимения»
Знаю
Хочу узнать
Разряды местоимений:
Узнал
Личные
Вопросительные
Относительные
Возвратное
Все о разряде неопределённых местоимений
Цель:
Познакомиться с особенностями неопределенных местоимений.
Задачи:
- Узнать, как образуются
- Понять, как изменяются
-
- Узнать, как пишутся с приставками не-, кое- и суффиксами -то, - либо, - нибудь
- Понять, какую синтаксическую роль играют в предложении
неопределённые местоимения
неопределённые местоимения
неопределённые местоимения
неопределённые местоимения
( Не)кто в двери постучал…
- У кого(то) ключ пропал?
- Может кто(то) заблудился?
К нам нечаянно попал?
- Хоть какой( нибудь) намек!
Хоть бы кто(нибудь) помог!
- Видно ветер понарошку
Чем(то) бросил нам в окошко!
План работы на уроке
- Работа с учебником Работа в группах Работа в парах Самостоятельная работа
- Работа с учебником
- Работа в группах
- Работа в парах
- Самостоятельная работа
1 Группа 1.От каких местоимений образуются неопределенные местоимения? (учебник стр. 81 упр .471) Приведите примеры. 2.С помощью каких морфем образуются неопределенные местоимения? ( учебник стр.81 упр.471)
Вывод : неопределенные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок НЕ, КОЕ - и суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ
2 группа.
Правописание неопределенных местоимений.
Проанализировать, как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение.
- Вечером к вам придет некто в черном.
- Я при этом испытал некоторое удивление.
Вывод 1:
Неопределенные местоимения с приставкой не- пишутся слитно.
В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ- приставка всегда под ударением и пишется слитно .
Проанализировать, как пишутся неопределённые местоимения
- На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
- Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
- Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.
- Кое-где по стенам были развешаны картины.
- Кое с кем случился истерический припадок .
Вывод 2
:. В неопределенных местоимениях с суффиксом - то, -либо, -нибудь и приставкой кое- обязательно нужно ставить дефис. Если приставка кое- отделяется предлогом , то она пишется отдельно.
Запоминалка
Кое-, -то, -либо,-нибудь ---
через дефис – не забудь!
3 группа
Склонение неопределенных местоимений
Найти информацию в учебнике на стр.80.
1.Просклонять( изменить по числам, родам и падежам) местоимения:
Кто-то; какой-то.
. ед.ч
М.р Ж.р. С.р мн.ч.
И. п. кто-то Какой-то — какая-то—какое-то; какие-то.
Р. п. кого-то
Д. п. кому-то
В. п. кого-то
Т.п. кем-то
П. п. о ком-то
Вывод :
неопределенные местоимения могут изменяться по падежам, числам и по родам в единственном числе.
2.Как изменяются неопределенные местоимения некто, нечто
( учебник стр.81 (вверху).
Вывод:
Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам, местоимение некто имеет форму только именительного падежа,а нечто- И.п.и В.п
4 группа
Синтаксическая роль неопределённых местоимений
1 .По правилу учебника на стр.80 выясните , каким членом предложения могут быть неопределенные местоимения.
2. Подчеркните местоимения как член предложения.
Кто-то постучал в дверь…
Летали какие-то чайки…
О чем-то кричали ему…
Вывод: неопределённые местоимения в предложении могут быть подлежащими, определениями и дополнениями.
Знаю
Хочу узнать
Разряды местоимений:
Узнал
Личные
Вопросительные
Относительные
Возвратное
Особенности неопределённых местоимений:
Все о разряде неопределённых местоимений
Образование
Правописание
Склонение
Синтаксическая роль
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
не -, кое-
-то, - либо, - нибудь
- кто-то
- что-то
- какой-то
- чей – либо
- какой-нибудь
- чей – нибудь
- кто – либо
- с кем - либо
- некто
- нечто
- некоторый
- некий
- несколько
- кое-кто
- кое-что
- кое- какой
Выпишите неопределённые местоимения из текста.
Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределёнными: некто , кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто-нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем», - вертится у него в голове.
Но никто за ним не заходит , и Витька зубрит дальше.
Чьи-то; несколько; кем-то; некто, кое-кто; кое в чём; кто-нибудь; с кем-нибудь; кое за кем
Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:
С некоторых деревьев опали листья.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
СКАЗУЕМОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Ой!
Умница!
21
Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:
Задача кое у кого не сошлась с ответом.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
СКАЗУЕМОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Ой!
Умница!
22
Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:
Летают по небу какие-то мушки.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
СКАЗУЕМОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Ой!
Умница!
23
Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:
Туристов кто-то сопровождал
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
СКАЗУЕМОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Ой!
Умница!
24
Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:
Нечто страшное пронеслось в моей голове.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
СКАЗУЕМОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Ой!
Умница!
25
Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:
Несколько человек покинуло вагон.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
СКАЗУЕМОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Ой!
Умница!
26
Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:
Муравей нашёл что-то в траве.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
СКАЗУЕМОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Ой!
Умница!
27
Укажи, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:
Некто шёл по дороге.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
СКАЗУЕМОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНЕНИЕ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Ой!
Умница!
28
Работа в паре
Вписать в текст подходящие местоимения.
Восстановите текст с помощью неопределённых местоимений .
… громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал верхушек деревьев и развалился на части. Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста под шагами и хриплое дыхание.
«Это из немцев», – подумал лётчик.
(По Б. Полевому)
Слова для справок: чьими - то, кто-нибудь, несколько, что-то, какое-то.
Что-то
несколько
чьими - то
какое-то
кто-нибудь
( Не)кто в двери постучал…
- У кого(то) ключ пропал?
- Может кто(то) заблудился?
К нам нечаянно попал?
- Хоть какой( нибудь) намек!
Хоть бы кто(нибудь) помог!
- Видно ветер понарошку
Чем(то) бросил нам в окошко!
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Некто в двери постучал…
- У кого - то ключ пропал?
- Может кто-то заблудился?
К нам нечаянно попал?
- Хоть какой -нибудь намек!
Хоть бы кто-нибудь помог!
- Видно ветер понарошку
Чем-то бросил нам в окошко!
Критерии оценивания:
0 ошибок - «5»
1 ошибка - «4»
2 ошибки - «3»
3 ошибки и более - «2»
Шифровка
Зашифруйте выделенные местоимения.
1.Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить.
2. Вишь , какая саранча!
3. Особенно поражала смесь какой-то врожденной, природной свирепости…
4.О себе дед рассказывать не любил.
5.Кому из литературных героев тебе хотелось бы подражать?
1
3
1
2
4
Шифр 1– неопределенное 2– возвратное 3– относительное 4– вопросительное
Код: 13124
Закончите предложение •Неопределённые местоимения пишутся с приставкой не-
с кое-; то-, либо-, нибудь-
• Неопределенные местоимения изменяются
…
• Неопределенные местоимения образуются
от
• Образуются при помощи приставок суффиксов
В предложении бывают
слитно
через дефис
по падежам, числам и родам
вопросительных
не-; кое-
-то; -либо; -нибудь
подлежащими, определениями, дополнениями
Домашнее задание
- 1. Выучить правила на стр.80-83.
- 2. Выполнить упр.475.
- я всё понял, мне было легко, я работал с большим интересом, урок мне понравился
- у меня были затруднения, но я работал с интересом, урок обычный, нормальный
- я ничего не понял, я работал без интереса, урок прошёл скучно
Ключ к тесту
Критерии оценивания:
0 ошибок - «5»
1 ошибка - «4»
2 ошибки - «3»
3 ошибки и более - «2»