СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 8 классе п теме: "Обстоятельство и его виды"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 8 классе п теме: "Обстоятельство и его виды"»

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Укажите словосочетания в которые входят выделенные слова. Какой частью речи являются эти слова? А каким членом предложения?    Щуки и судаки рядками дремлют в тёмных ложбинках. Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движется она медленно , не то, что летом, когда она молнией бросалась на добычу. И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит хитрец между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает сонных рыбёшек.

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Укажите словосочетания в которые входят выделенные слова. Какой частью речи являются эти слова? А каким членом предложения?

Щуки и судаки рядками дремлют в тёмных ложбинках. Прожорливой щуке плохо спится. Узкая, с хищными глазами, с огромной пастью, нет-нет и прогуляется она по реке, поглотает сонной рыбы. Но движется она медленно , не то, что летом, когда она молнией бросалась на добычу. И только один налим всю зиму живо и весело разгуливает по реке. Проворно ходит хитрец между спящими рыбьими стадами, ищет и глотает сонных рыбёшек.

Обстоятельство и его виды Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает, место, время, причину, цель, способ действия. Отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? с какой целью? с какого момента времени? до какого момента времени? и другие. Подчёркивается _._._._._._._ Обстоятельство может быть выражено наречием, именем существительным с предлогом, словосочетанием.

Обстоятельство и его виды

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает, место, время, причину, цель, способ действия. Отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? с какой целью? с какого момента времени? до какого момента времени? и другие. Подчёркивается _._._._._._._ Обстоятельство может быть выражено наречием, именем существительным с предлогом, словосочетанием.

Упражнение 2. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Перед обстоятельствами пишите вопросы, на которые они отвечают.    1)Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Ночью ворвался в город северный ветер. 3) Однажды в воскресенье отец с матерью собрались на ярмарку. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) Он с досадой отвернулся от окна и уставился в книгу.

Упражнение 2. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Перед обстоятельствами пишите вопросы, на которые они отвечают.

1)Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Ночью ворвался в город северный ветер. 3) Однажды в воскресенье отец с матерью собрались на ярмарку. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) Он с досадой отвернулся от окна и уставился в книгу.

Упражнение 3. Запишите предложения, объясните орфограммы; подчеркните члены предложения, определите, какими частями речи выражены обстоятельства.   1) Осенью пышным цветом расцветает голубоглазая хризантема. 2) Около улья в маленьких ёлках кто-то ворочался. 3) Из дупла выглянула белка и юркнула обратно. 4) Маша стояла у окна и не оглядывалась. 5) Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке. 6) Иногда ворона сердито каркала во сне. 7) Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья по имени Пашка.

Упражнение 3. Запишите предложения, объясните орфограммы; подчеркните члены предложения, определите, какими частями речи выражены обстоятельства.

1) Осенью пышным цветом расцветает голубоглазая хризантема.

2) Около улья в маленьких ёлках кто-то ворочался.

3) Из дупла выглянула белка и юркнула обратно.

4) Маша стояла у окна и не оглядывалась.

5) Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке.

6) Иногда ворона сердито каркала во сне.

7) Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья по имени Пашка.

Домашнее задание: Добавьте в данные предложения обстоятельства. 1) Максим отстал от своих товарищей ... (обстоятельство причины). 2) Мы отправились в лес ... (обстоятельство цели). 3) Ребята поспешили на речку ... (обстоятельство цели). 4) (Обстоятельство места) ... поднималось солнце. 5) (Обстоятельство времени) ... над лесом занялся пожар. 6) Туристы отправились в поход (обстоятельство времени). 7) Белая чайка (обстоятельство образа действия) скользнула над кормой. 8) (Обстоятельство времени) хлынул ливень и затопил полоску земли. 9) На солнце нельзя (обстоятельство времени) смотреть. 10) Пингвины (обстоятельство образа действия) топают друг за другом к морю.

Домашнее задание:

Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1) Максим отстал от своих товарищей ... (обстоятельство причины).

2) Мы отправились в лес ... (обстоятельство цели).

3) Ребята поспешили на речку ... (обстоятельство цели).

4) (Обстоятельство места) ... поднималось солнце.

5) (Обстоятельство времени) ... над лесом занялся пожар.

6) Туристы отправились в поход (обстоятельство времени).

7) Белая чайка (обстоятельство образа действия) скользнула над кормой.

8) (Обстоятельство времени) хлынул ливень и затопил полоску земли.

9) На солнце нельзя (обстоятельство времени) смотреть.

10) Пингвины (обстоятельство образа действия) топают друг за другом к морю.

Урок 2

Урок 2

Упражнение 5. Подчеркните обстоятельства, сверху надпишите, какими частями речи они выражены. 1) Он встряхнул кудрями и самоуверенно глянул вверх. 2) Мы пошли на вал — возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. 3) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк. 4) За фабрикой тянулось обширное болото, поросшее ельником и берёзой. 5) В 1812 г. в России бушевала народная война. 6) Чук и Гек говорили долго, размахивая руками. 7) Мятежники скрылись и через час показались из-за горы.

Упражнение 5.

Подчеркните обстоятельства, сверху надпишите, какими частями речи они выражены.

1) Он встряхнул кудрями и самоуверенно глянул вверх. 2) Мы пошли на вал — возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом.

3) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк.

4) За фабрикой тянулось обширное болото, поросшее ельником и берёзой.

5) В 1812 г. в России бушевала народная война. 6) Чук и Гек говорили долго, размахивая руками. 7) Мятежники скрылись и через час показались из-за горы.

Упражнение 9. Запишите, комментируя предложения. Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств. 1) В октябре за туманами где-то затерялось недавнее лето. 2) На другой день, в воскресенье ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки. 3) В самый разгар игры меня зачем-то позвали домой. 4) Скамейка в саду почернела от времени. 5) Едет парень верхом. 6) Струя воды сияет на стекле, как след звезды. 7) Катает ядра гром с небесной светлой кручи. Подуло холодком от подступившей тучи. 9) Замерли в шеренге, как солдаты, восемь кипарисов у дворца. 10) Небыстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. 11) Долго мы на берегу стояли. (С. Щипачев.)

Упражнение 9.

Запишите, комментируя предложения. Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств.

1) В октябре за туманами где-то затерялось недавнее лето. 2) На другой день, в воскресенье ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки. 3) В самый разгар игры меня зачем-то позвали домой. 4) Скамейка в саду почернела от времени. 5) Едет парень верхом. 6) Струя воды сияет на стекле, как след звезды. 7) Катает ядра гром с небесной светлой кручи. Подуло холодком от подступившей тучи. 9) Замерли в шеренге, как солдаты, восемь кипарисов у дворца. 10) Небыстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. 11) Долго мы на берегу стояли. (С. Щипачев.)

Упражнение 8. На месте скобок вставьте подходящие по смыслу слова или сочетания «предлог + существительное». 1.  (Обстоятельство времени) ехала (обстоятельство места). 2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места). 3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали. 4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство) куковала. 5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов. 6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобожден от занятий физкультурой. 7. Мы пойдем (обстоятельство места) (обстоятельство цели).

Упражнение 8.

На месте скобок вставьте подходящие по смыслу слова или сочетания «предлог + существительное».

1. (Обстоятельство времени) ехала (обстоятельство места). 2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места). 3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали. 4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство) куковала. 5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов. 6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобожден от занятий физкультурой. 7. Мы пойдем (обстоятельство места) (обстоятельство цели).