СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 9 классе Придаточные дополнительные.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка адресована учителю, преподающему в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 9 классе Придаточные дополнительные.»

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по УМК В.В. Бабайцевой Придаточные дополнительные Выполнила учитель русского языка и литературы МКОУ «Василёвская СОШ» Воеводина В.В.

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по УМК В.В. Бабайцевой

Придаточные дополнительные

Выполнила учитель русского языка и литературы МКОУ «Василёвская СОШ» Воеводина В.В.

Цели урока:   Обучающие: развить умение видеть структуру СПП; помочь понять строение и особенности придаточных дополнительных предложений формировать умение применять на практике знания о СПП с придаточным дополнительным; развить умение усваивать информацию, применять на практике знания о СПП; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические, орфоэпические, пунктуационные умения.

Цели урока:

  • Обучающие:
  • развить умение видеть структуру СПП;
  • помочь понять строение и особенности придаточных дополнительных предложений
  • формировать умение применять на практике знания о СПП с придаточным дополнительным;
  • развить умение усваивать информацию, применять на практике знания о СПП;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические, орфоэпические, пунктуационные умения.
1. Орфографическая разминка.  Списать, отметить приставки, объяснить правописание: Низвергающийся водопад, рассерженный начальник, безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкусная одежда, сжатый воздух, взгляд исподлобья, безводная местность, вскочить от испуга, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, расписание движения, на месте сгиба, точный расчёт, бессердечный человек, беззвёздная ночь, взмолиться о пощаде, нисходящий поток

1. Орфографическая разминка. Списать, отметить приставки, объяснить правописание:

Низвергающийся водопад, рассерженный начальник, безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкусная одежда, сжатый воздух, взгляд исподлобья, безводная местность, вскочить от испуга, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, расписание движения, на месте сгиба, точный расчёт, бессердечный человек, беззвёздная ночь, взмолиться о пощаде, нисходящий поток

Среди данных предложений найти СПП, выписать и обосновать свой выбор. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах… (В. Г. Короленко -

Среди данных предложений найти СПП, выписать и обосновать свой выбор.

  • Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах… (В. Г. Короленко - "Дети Подземелья")
  • Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни.(К. Г. Паустовский - " Тёплый хлеб"). 
  • Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе. (А. П. Чехов – «Крыжовник »)
Работа в парах. Заполните рыбий скелет по заданию: В верхнюю часть «рыбьей кости» впишите характерные признаки СПП с придаточнымидополнительными, а в нижнюю – СПП с придаточными определительными. В «хвост» впишите, что общего у этих видов придаточных (можно воспользоваться теоретическим материалом п.214,213

Работа в парах. Заполните рыбий скелет по заданию:

В верхнюю часть «рыбьей кости» впишите характерные признаки СПП с придаточнымидополнительными, а в нижнюю – СПП с придаточными определительными. В «хвост» впишите, что общего у этих видов придаточных (можно воспользоваться теоретическим материалом п.214,213

. Творческая работа: - из данных слов составить и записать сложноподчиненное предложение. Произвести синтаксический разбор полученных предложений, построить схемы .     1. знать, часть, состоять, по, что, три, из, язык, мы, экзамен, русский 2. известно, мы, изложение, что, три, передать, в, микротемы, надо 3. посоветовать, мы, сочинение, третий, учитель, чтобы, выбирать, вариант 4. слово, в, который, из, надо, тест, записать, тринадцать, задание, состоять,ответ. 5. сдать, мы, что, успешно, надеяться, экзамен

. Творческая работа: - из данных слов составить и записать сложноподчиненное предложение. Произвести синтаксический разбор полученных предложений, построить схемы .

  • 1. знать, часть, состоять, по, что, три, из, язык, мы, экзамен, русский
  • 2. известно, мы, изложение, что, три, передать, в, микротемы, надо
  • 3. посоветовать, мы, сочинение, третий, учитель, чтобы, выбирать, вариант
  • 4. слово, в, который, из, надо, тест, записать, тринадцать, задание, состоять,ответ.
  • 5. сдать, мы, что, успешно, надеяться, экзамен
:  Работа в парах. Деловая игра

Работа в парах. Деловая игра "Корректор". Исправьте ошибки в предложениях без записи правильного варианта.

  • 1.  Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила.
  • 2.  Мне дали понять о том, что я жду напрасно.
  • 3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка.
  • 4. Он спросил, что долго ли художник работал над картиной.
Схематический диктант  с последующей взаимопроверкой. Не записывая предложения, составить схемы, определить тип придаточных:   1 .Я и не думала, что скоро вернусь сюда опять. 2. Я не раз замечал, как прекрасна земля ранним утром. 3. Летом я отдыхал в деревне, где живет моя бабушка. 4.Это была роща, которую я помнил с детства.

Схематический диктант  с последующей взаимопроверкой. Не записывая предложения, составить схемы, определить тип придаточных:

  • 1 .Я и не думала, что скоро вернусь сюда опять.
  • 2. Я не раз замечал, как прекрасна земля ранним утром.
  • 3. Летом я отдыхал в деревне, где живет моя бабушка.
  • 4.Это была роща, которую я помнил с детства.
Работа с учебником.  Записать предложения, указать СПП с придаточными дополнительными. Выделить грамматические основы, составить схемы предложений, указать средства связи придаточной части с главной. Союзы возьмите в овал, а союзные слова подчеркните как член предложения. Объяснить знаки препинания. (один учащийся записывает и комментирует предложения у доски

Работа с учебником. Записать предложения, указать СПП с придаточными дополнительными. Выделить грамматические основы, составить схемы предложений, указать средства связи придаточной части с главной. Союзы возьмите в овал, а союзные слова подчеркните как член предложения. Объяснить знаки препинания. (один учащийся записывает и комментирует предложения у доски

).  1.Ущелье, по которому мы шли было длинное и извилистое. 2.Алексей чувствовал, что слабеет от напряжения и боли. 3.Командир первой роты спросил, где кормить солдат. 4. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.5. Отец осторожно посмотрел, спят ли мальчики.6.Небо и море спорят друг с другом, кто лучше, кто тише.
  • ).  1.Ущелье, по которому мы шли было длинное и извилистое. 2.Алексей чувствовал, что слабеет от напряжения и боли. 3.Командир первой роты спросил, где кормить солдат. 4. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.5. Отец осторожно посмотрел, спят ли мальчики.6.Небо и море спорят друг с другом, кто лучше, кто тише.
Ролевая игра «Умный корректор» (Упражнение выполняется устно.)   Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики . 1.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (пропущен союз что) 2.Он считал, что будто мы неправильно его поняли. 3.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать подчинительный союз и частицу ли в роли союза). 4.Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать союз что и другое союзное слово).

Ролевая игра «Умный корректор» (Упражнение выполняется устно.)

  • Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики .
  • 1.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (пропущен союз что)
  • 2.Он считал, что будто мы неправильно его поняли.
  • 3.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать подчинительный союз и частицу ли в роли союза).
  • 4.Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать союз что и другое союзное слово).
. Комплексный анализ текста   Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и крепко, по-сыновьи, обнять ее только за то, что человек может так ее любить. Я впервые почувствовал тогда, как проснулось во мне что-то новое. Проснулось то, что я еще не умел назвать. Это была потребность выразить себя, донести до других свое видение, свои думы и ощущения, рассказать людям о красоте нашей земли так же вдохновенно, как это делал Данияр. Я замирал от безотчетного страха и радости перед чем-то неизвестным. Но и тогда я еще не понимал, что мне нужно взять в руки кисть.   Я любил рисовать с детства. Я срисовывал картинки с учебников. Ребята говорили, что у меня получается “точь-в-точь”. Учителя в школе тоже хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу стенгазету. А потом началась война… Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-  нибудь вспомню про них. Но песни Данияра всполошили мою душу. Я ходил точно во сне и смотрел на мир изумленными глазами, будто видел все впервые. Ч. Айтматов

. Комплексный анализ текста

  • Слушая Данияра, я хотел припасть к земле и крепко, по-сыновьи, обнять ее только за то, что человек может так ее любить. Я впервые почувствовал тогда, как проснулось во мне что-то новое. Проснулось то, что я еще не умел назвать. Это была потребность выразить себя, донести до других свое видение, свои думы и ощущения, рассказать людям о красоте нашей земли так же вдохновенно, как это делал Данияр. Я замирал от безотчетного страха и радости перед чем-то неизвестным. Но и тогда я еще не понимал, что мне нужно взять в руки кисть.  Я любил рисовать с детства. Я срисовывал картинки с учебников. Ребята говорили, что у меня получается “точь-в-точь”. Учителя в школе тоже хвалили меня, когда я приносил рисунки в нашу стенгазету. А потом началась война… Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда- нибудь вспомню про них. Но песни Данияра всполошили мою душу. Я ходил точно во сне и смотрел на мир изумленными глазами, будто видел все впервые.
  • Ч. Айтматов
Определите стиль и тип речи. Замените слово «всполошить» синонимом. Найдите предложения с придаточными дополнительными в 1 абзаце, зачитайте, докажите, задав вопрос.   Выпишите 1 предложение, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему. Во втором абзаце есть СПП с придаточными изъяснительными? Найдите в тексте слово с  корнем с чередованием. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне слова
  • Определите стиль и тип речи.
  • Замените слово «всполошить» синонимом.
  • Найдите предложения с придаточными дополнительными в 1 абзаце, зачитайте, докажите, задав вопрос.
  •   Выпишите 1 предложение, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.
  • Во втором абзаце есть СПП с придаточными изъяснительными?
  • Найдите в тексте слово с  корнем с чередованием.
  • Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне слова
Составление синквейна по теме урока  и использованием презентации. Подведение итогов урока. Рефлексия: 1.Какие новые знания вы сегодня открыли? 2. Что было трудно? Что понравилось? 3. Кто на сегодняшнем уроке был активен? 4. Поставьте оценку себе и товарищу в паре, обоснуйте её. Поставьте оценки в дневник.

Составление синквейна по теме урока и использованием презентации.

  • Подведение итогов урока.
  • Рефлексия:
  • 1.Какие новые знания вы сегодня открыли?
  • 2. Что было трудно? Что понравилось?
  • 3. Кто на сегодняшнем уроке был активен?
  • 4. Поставьте оценку себе и товарищу в паре, обоснуйте
  • её.
  • Поставьте оценки в дневник.
Запишите домашнее задание: Выучить теоретический материал п.214 Упр.152 (+ зад. 1-3) или упр.156 (+ задания, кроме творческого 2) (выбор) Спасибо за урок.

Запишите домашнее задание:

  • Выучить теоретический материал п.214
  • Упр.152 (+ зад. 1-3) или упр.156 (+ задания, кроме творческого 2) (выбор)
  • Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!