СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Теории происхождения жизни на Земле"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему  «Теории происхождения жизни на Земле»  с использованием технологии проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Теории происхождения жизни на Земле"»

Раздел VI. Происхождение и развитие жизни на Земле

Тема 6.1. Теории происхождения жизни на Земле (2 часа)


Продолжительность занятия: 90 мин.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления информации из темы «Теории происхождения жизни на Земле», используя технологию проблемного обучения.

Тип занятия:изучение нового материала.

Цели по содержанию занятия:

образовательные:

  • обобщение и расширение знаний о различных взглядах на возникновение жизни на Земле;

  • сформировать представления о гипотезах биогенеза и абиогенеза;

  • показать роль эксперимента в решении научных споров о возникновении жизни;

  • познакомить с современными взглядами на возникновение жизни;

развивающие:

  • развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, а также способность к рефлексии;

воспитательные:

  • формирование научного мировоззрения;

  • способствовать воспитанию у обучающихся позитивного отношения к учебному процессу.

Формы организации познавательной деятельности:

групповая,фронтальная, индивидуальная

Методы занятия:

репродуктивный и поисковый.

Прогнозируемые результаты к концу занятия:

обучающийся должен знать:

  • суть гипотез биогенеза и абиогенеза;

  • суть экспериментов Реди, Пастера, Опарина-Холдейна, Миллера;

  • суть современной теории биопоэза.

уметь:

  • анализировать полученные данные и отстаивать свою точку зрения в дискуссиях на тему теорий происхождения жизни на Земле.


Ход занятия

  1. Организационный момент: приветствие, мотивация к предстоящей деятельности.

Здравствуйте, сегодня у нас необычное занятие, наравне с вами новые знания будут получать ваши преподаватели. Постараемся, чтобы это занятие стало для нас всех не только познавательным, но и интересным, зарядимся позитивными эмоциями. Для начала разделимся на 3-4 группы (в зависимости от количества присутствующих).

  1. Изучение нового материала.

Постановка проблемы:

ЗАСТАВКА ИЗ ФИЛЬМА «ЖИЗНЬ»

- Вы в детстве играли в игру "съедобное - не съедобное"? Я предлагаю вам поиграть в игру в похожуюигру, но называться она будет "живое - неживое". Правила следующие: я говорю слово, бросаю вам мяч, вы его ловите и говорите "живое" или "неживое" в зависимости от названного мною слова. Начнем?

Преподавателем перечисляются слова, н-р:береза, река, тигр, камень, лилия, одуванчик, скалы, почва, водоросли, каменный уголь, газ и др.



- Возникали ли у вас затруднения при определении объектов на их принадлежность к живому и неживому"?

- По каким признакам вы относили перечисленные объекты к живому и неживому?

- Хорошо, тогда попытайтесь в группе дать определение живому. Запишите его на листе, который лежит у вас на столах. Время работы- 7 минут.



Листы с определениями от каждой группы вывешиваются на доску и озвучиваются представителем группы



- Испытывали ли вы затруднения при формулировании понятия "живое"? В чём заключались эти затруднения? Определение какой группы вы считаете наиболее точным? Почему?

- Итак, характеризуя живое не через какой-либо один признак, а через их совокупность, мы обнаруживаем такие объекты, которые обладая некоторыми признаками, свойственными живым телам, не обладают другими, очень важными признаками живого.

Таким образом, существует множество определений жизни или живого. Проанализируйте, в чём заключается их сходство и в чем - различие?Какое из представленных определений вы посчитаете наиболее точным? Время работы - 7 минут.

Работа с раздаточным материалом по группам. Выступление представителей из каждой группы



- Я бы хотела обратить ваше внимание на определение М.В. Волькенштейна: "Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот".

Анализ определения в форме фронтальной беседы



- Что такое открытая система? -Это система, которая обменивается веществом и энергией с окружающей средой. Высокая степень упорядоченности открытой системы достигается увеличением энтропии вне её.

Пояснение понятия энтропия

- Что значит саморегуляция и самовоспроизведение? - Эти два понятия основываются на свойствах, входящих в её состав белков и нуклеиновых кислот.

- Мы говорим о живом и неживом. Попытались с вами дать определение живому, тем самым найти принципиальные отличия живого и неживого.



Тема занятия: ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ



- А как возникла жизнь на Земле?



ФРАГМЕНТ «Происхождение жизни на Земле» 3.13-4.00



Работа в группах

- Я попрошу каждую группу выдвинуть гипотезу о происхождении жизни на Земле, дать ей название и в нескольких словах объяснить её суть. У вас - 5 минут.

Обсуждение предложенных гипотез



- Учёными и философами было высказано немало гипотез о происхождении жизни на Земле, например:

1. теория самозарождения

2. теория вечности жизни (Г. Рихтер, 1865 год)

3. теория панспермии (В. Прейер, 1880 год)

4. материалистическая теория возникновения жизни и др.

- Проанализировав их все, ученые в наше время пришли к выводу, что всё их многообразие сводится к 2-м взаимоисключающим точкам зрения.

Происхождение жизни на Земле


теории


биогенеза

"всё живое - из живого"

абиогенеза

"всё живое - из неживого"



ФРАГМЕНТ «Происхождение жизни на Земле» 15.12-17.35

- Одной из распространённых теорий до середины XVII века была теория самозарождения жизни. Большинство учёных того времени считали возможным самозарождение живых существ из неживой материи. Но вопрос заключался в трактовке этого понятия:



САМОЗАРОЖДЕНИЕ


мистическое учение

"духовное начало"

материалистическое учение

"естественный процесс образования живых существ"



- Споры о возможности и невозможности самозарождения жизни продолжались:

САМОЗАРОЖДЕНИЕ


возможно

- Лейбниц - "жизненная сила" живых существ;

- Ламарк - возможность самозарождения грибков

не возможно

- опыт с мясом Ф. Реди;




- Эксперимент Л. Пастера – поддержал теорию биогенеза, т.о., была доказана невозможность зарождения живого из неживого. Сторонникам теории абиогенеза пришлось несладко, так как авторитет Пастера был использован для утверждения невозможности перехода костной материи к живым существам.



- Прорыв в осознании учёных в вопросе зарождения жизни на Земле был достигнут только в начале XXвека, когда в 1924 году А.И. Опарин представил свою гипотезу возникновения жизни на Земле. Суть её заключалась в том, что появлению живого обязательно должно было предшествовать абиогенное образование органических соединений.

В 1928 году англичанин Дж. Холдейн независимо от Опарина пришел к сходным выводам. А источником энергии для образования орг. Веществ служило УФ-излучение.



ФРАГМЕНТ «Раскрывая тайну жизни на Земле» 15.12-17.35



1953 год американские исследователи Миллер и Юри провели эксперимент, в котором имитировали условия, существовавшие на Земле 4000 млн. лет назад.



ФРАГМЕНТ «Происхождение жизни на Земле» 18.30-19.09

Современная теория возникновения жизни на Земле сформулирована в 1947 году англичанином Дж. Берналом и называется теория биопоэза, в которой Бернал выделил три стадии:

  1. Абиотическое возникновение биологических мономеров;

  2. Образование биологических полимеров;

  3. Формирование мембранных структур и первичных организмов-протобионтов.



  1. Обобщение знаний:

Ответьте на вопросы:

    1. Почему представление о божественном происхождении жизни нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть?

    2. Почему ученые считают гипотезу абиогенного зарождения жизни в процессе биохимической эволюции наиболее приемлемой?

    3. Возможно ли в наше время возникновение новых форм жизни?



Выберите три правильных ответа их предложенных

Верными являются следующие утверждения:

    1. первичная атмосфера имела восстановительный характер;

    2. первичная атмосфера имела окислительный характер;

    3. свободный кислород появился в атмосфере в результате деятельности гетеротрофов;

    4. в первичной атмосфере отсутствовали метан и аммиак;

    5. свободный кислород появился в атмосфере в результате деятельности автотрофов;

    6. в первичной атмосфере присутствовали водород и водяные пары.



Верный ответ: 1, 5, 6

  1. Домашнее задание: Параграф 53,54.

  2. Организационный момент. Выставление оценок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!