СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Устаревшие слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по русскому языку в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Устаревшие слова"»

Ну, проверьте-ка, друзья,  Все ль на месте,  ВсЁ ль в порядке –  Ручки, книжки и тетрадки?  Все ли правильно сидят?  Все ль внимательно глядят?  Каждый хочет получить  Только лишь оценку «5»!   Друг другу все улыбаются…  наш урок начинается!

Ну, проверьте-ка, друзья, Все ль на месте, ВсЁ ль в порядке – Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить Только лишь оценку «5»! Друг другу все улыбаются… наш урок начинается!

Активизируем мыслительные процессы: верно ли утверждение? Мы изучаем тему «Лексика». Синонимы – это слова с противоположным лексическим значением. Общеупотребительные слова – это слова русского языка, которые известны всему народу. Профессиональными словами пользуются жители той или иной местности. Слова, связанные с профессиями, называются диалектными.  Винчестер, смартфон, навигатор – это неологизмы. Устаревшие слова выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений.

Активизируем мыслительные процессы: верно ли утверждение?

  • Мы изучаем тему «Лексика».
  • Синонимы – это слова с противоположным лексическим значением.
  • Общеупотребительные слова – это слова русского языка, которые известны всему народу.
  • Профессиональными словами пользуются жители той или иной местности.
  • Слова, связанные с профессиями, называются диалектными.
  • Винчестер, смартфон, навигатор – это неологизмы.
  • Устаревшие слова выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений.
Они во мне звучат едва-едва,  Старинные, забытые слова.  «Долонь», «десница», «выя», «рамена»,  Как некогда в иные времена…   В. Перкин «Старинные слова»

Они во мне звучат едва-едва, Старинные, забытые слова. «Долонь», «десница», «выя», «рамена», Как некогда в иные времена… В. Перкин «Старинные слова»

Устаревшие слова Урок русского языка в 6 классе

Устаревшие слова

Урок русского языка в 6 классе

Работаем с учебником,  с. 75

Работаем с учебником, с. 75

Работа в парах. Заполняем таблицу   Архаизмы Определение понятия Историзмы   Сфера применения     Примеры        

Работа в парах. Заполняем таблицу

 

Архаизмы

Определение понятия

Историзмы

 

Сфера применения

 

 

Примеры

 

 

 

 

Физкультминутка Каждый день зарядку делай –  Поморгай, да пошустрее! Будешь сильным, будешь смелым! На зарядку становись: Очи устают быстрее. Руки вверх, руки вниз! Вспомни, выя где твоя, Нет, постойте, господа! Ведь на ней сидит глава! Вспомним старые слова: Вправо – раз, Вот – десница, шуйца – вот, Влево – два, Протяни-ка их вперёд! Устарели здесь слова! А теперь их опусти, Раз, два, три, дыши ровней, Очи на себе найди. Станешь крепче и сильней!

Физкультминутка

Каждый день зарядку делай –

Поморгай, да пошустрее!

Будешь сильным, будешь смелым!

На зарядку становись:

Очи устают быстрее.

Руки вверх, руки вниз!

Вспомни, выя где твоя,

Нет, постойте, господа!

Ведь на ней сидит глава!

Вспомним старые слова:

Вправо – раз,

Вот – десница, шуйца – вот,

Влево – два,

Протяни-ка их вперёд!

Устарели здесь слова!

А теперь их опусти,

Раз, два, три, дыши ровней,

Очи на себе найди.

Станешь крепче и сильней!

Продолжаем мыслительный процесс!   Словарь: Ендова – низкая большая посуда, используемая для подачи напитков на пирах. Кафтан – старинная верхняя мужская одежда. Треуголка – головной убор с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Сажень – старорусская мера длины, примерно равная двум метрам. Веретено – приспособление для ручного прядения нитей шерсти. Кокошник – старинный русский женский головной убор. Кольчуга – доспехи, сплетённые из железных колец. Бояре – люди, принадлежавшие к высшему слою общества на Руси

Продолжаем мыслительный процесс! Словарь:

  • Ендова – низкая большая посуда, используемая для подачи напитков на пирах.
  • Кафтан – старинная верхняя мужская одежда.
  • Треуголка – головной убор с полями, загнутыми так, что они образуют три угла.
  • Сажень – старорусская мера длины, примерно равная двум метрам.
  • Веретено – приспособление для ручного прядения нитей шерсти.
  • Кокошник – старинный русский женский головной убор.
  • Кольчуга – доспехи, сплетённые из железных колец.
  • Бояре – люди, принадлежавшие к высшему слою общества на Руси
Назовите части тела человека

Назовите части тела человека

Исследовательская работа со словарём в группах В толковом словаре учебника найдите устаревшие слова. Вспомните, какая пометка для них имеется в словаре? Выпишите эти слова, с одним из них составьте предложение.

Исследовательская работа со словарём в группах

В толковом словаре учебника найдите устаревшие слова. Вспомните, какая пометка для них имеется в словаре?

Выпишите эти слова, с одним из них составьте предложение.

Подведем итоги  Что вы узнали об устаревших словах?  Что вы делали для того, чтобы узнать новое об устаревших словах?  Так верно или нет седьмое утверждение из приема верных и неверных утверждений? 7.Устаревшие слова выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений.  Где же полученные знания каждому из вас могут пригодиться? Нужно ли изучать данную тему?

Подведем итоги

  • Что вы узнали об устаревших словах?
  • Что вы делали для того, чтобы узнать новое об устаревших словах?
  • Так верно или нет седьмое утверждение из приема верных и неверных утверждений?

7.Устаревшие слова выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений.

  • Где же полученные знания каждому из вас могут пригодиться? Нужно ли изучать данную тему?
Домашнее задание Повторить изученное в разделе «Лексика», подготовиться к контрольной работе.

Домашнее задание

  • Повторить изученное в разделе «Лексика», подготовиться к контрольной работе.
Сегодня на уроке я научился … Было интересно… Я выполнял(а)… Я понял(а), что… Теперь я могу… Меня удивило… Свою работу на уроке я оценю на … Закончи предложения
  • Сегодня на уроке я научился …
  • Было интересно…
  • Я выполнял(а)…
  • Я понял(а), что…
  • Теперь я могу…
  • Меня удивило…
  • Свою работу на уроке я оценю на …

Закончи предложения

Урок окончен!  Спасибо за работу!

Урок окончен! Спасибо за работу!