СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку в 5 классе "Сочинение на тему "Весна"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока развития речи, помогающая научиться писать сочинение по плану. В процессе урока также набираются материалы к сочинению (опорные слова, образные выражения и др.)

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 5 классе "Сочинение на тему "Весна"»

Урок развития речи.

Подготовка к сочинению-описанию «Весна».

5 класс.

Автор урока: учитель русского языка и литературы ОАНО «Лидеры» (Московская область, Одинцовский район, с. Ромашково) Скворцова Милена Витольдовна

Цели урока

Образовательные цели: научить писать сочинение по плану; научить собирать материалы к сочинению; продолжить работу по формированию грамотной и богатой устной и письменной речи; создать условия для написания собственного текста.

Воспитательные цели: воспитывать способность вдумчиво наблюдать за природой, её изменениями; воспитывать интерес к искусству (живописи, музыке, поэзии).

Развивающие цели: развивать способность системно собирать материал к сочинению; развитие мышления, внимания, эстетического взгляда на окружающий мир; развивать речь.

Задачи урока

Закрепить понятие описания как типа речи; научить составлять текст-описание с использованием средств выразительности, в частности, эпитетов; познакомиться с репродукциями русских художников.

Форма работы: фронтальная

Оборудование: проектор, экран, компьютер для презентации, карточка с таблицей для записи собранных материалов.



Урок.

На экране открыта презентация (слайд №1) с эпитетом А.Фета о весне: Как первый луч весенний ярок!

Какие в нём нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!
У детей на столах лежат карточки с таблицей для записи собранных материалов. Карточка (лист со строчками формата А4) выглядит следующим образом.

Материалы к сочинению на тему «Весна»

Пункт плана

Материалы к сочинению: опорные слова, словосочетания, эпитеты и др.

Русская весна. Какая она?



Переменчивая весна (три разных месяца)

Март:


Апрель:


Май:

Весна в картинах русских художников

Автор и название картины, чем понравилась:




За что любят весну?

Прощаемся с зимой:





Прилетают птицы:





Первые цветы:




Разливаются реки:






Свои аргументы:






За что я люблю весну?









Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник»

  1. Организационный момент

Учитель.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок необычный, творческий! Мы будем готовиться к сочинению на тему «Весна». Прочитайте эпитет о весне, постарайтесь сделать это выразительно (кто-то из детей читает эпитет). Знакомо ли вам имя А. Фет?

(Дети отвечают, что учили его стихи, что он русский знаменитый поэт, который много писал о природе.)

Учитель.

-А знакома ли вам эта музыка?

(Дети отвечают, если знают. Если нет, учитель называет имя композитора и название произведения.

Учитель акцентирует их внимание на том, что многие поэты, композиторы, живописцы писали произведения о весне.)

Учитель.

- Наша с вами задача тоже попробовать себя в творчестве и описать весну красиво, ярко. Как вы думаете, какой тип речи будет преобладать в нашем сочинении?

Дети:

- Описание.

Учитель.

-Какие изобразительные средства вы будете использовать, давайте вспомним?

Дети называют эпитеты, метафоры, олицетворения (больше всего они владеют эпитетами). Прошу привести примеры.

Учитель.

- А сейчас посмотрите в ваши карточки, которые помогут вам собрать материал к вашему сочинению. (Обращается внимание детей на то, что сочинение должно быть написано по плану, к которому мы постепенно придём. В левой колонке у нас заголовки того, что мы будем обсуждать, а в правую они должны будут после каждого обсуждения записать опорные слова, эпитеты, образные выражения. Это и есть их материалы для дальнейшего написания сочинения. Можно использовать то, что мы придумали все вместе, а можно и нужно добавлять что-то своё).

Слайд №2 (фотография весны)

Учитель.

- Русская весна. Какая она?

Дети дают характеристику (разные описания, эпитеты)

Учитель.

- Красивая, живописная

Далее в соответствующем пункте таблицы «Русская весна. Какая она?» дети делают записи («красивая, живописная» и добавляют что-то своё).

Слайды №3,4,5(изображения марта, апреля и мая).

Учитель.

- Наша весна ещё и переменчивая (3 разных месяца). Опишите красочно весенние месяцы.

(Дети, рассматривая слайды, говорят об изменениях природы, описывают каждый месяц. Вносятся опорные слова и словосочетания в таблицу к пункту «Переменчивая весна».)

Слайды №6,7,8,9 (картины).

Учитель.

-Весну изображали многие художники. Посмотрите, какие разные картины (на слайдах представлены следующие картины: К. Венецианов «Весна. Трудовая пора.», Саврасов «Грачи прилетели», Коровин «Ранняя весна», Горбатов «Ранняя весна»)

- Какая вам понравилась больше всего? Почему?

(Ученики рассматривают картины, делятся впечатлениями. После этого в пункт плана «Весна в картинах русских художников» вносится 1-2 названия картин и их авторов. Подбираются синонимы к словам «художник», «картина» (живописец, полотно, произведение).

Слайды №10, 11, 12, 13 (За что люди любят весну? Иллюстрации к ответам: уходит суровая зима- тающие сосульки, птицы возвращаются, появляются цветы, тает лёд на реках)

Учитель.

- За что любят весну? (Дети вносят свои предположения, а после мы вместе смотрим слайды. Как правило, некоторые мысли детей совпадают с пунктами на слайдах: уходит суровая зима, птицы возвращаются, появляются цветы, тает лёд на реках). Далее дети записывают в пункт таблицы «За что любят весну?» ответы со слайдов и добавляют собственные.

Слайд 14 (за что я люблю весну?)

Учитель.

- Вы, наверное, уже заметили, какими разными были ваши ответы и наблюдения! Каждый человек находит в весне что-то особенное, своё. Этот пункт называется «За что я люблю весну» и принадлежит только вам. Напишите, чем каждому из вас особенно нравится весна (подразумеваются какие-то личные праздники, поездки, спорт и т.д.) Дети заполняют таблицу.

Слайд 15 (план сочинения)

Учитель.

- Вот мы и подошли к самому главному- к написанию сочинения.

- Все пункты нашей таблицы являются пунктами плана нашего сочинения. В нем есть пункты и подпункты, их раскрывающие. Как называется такой план? (дети знают и отвечают, что это сложный план). Дети видят на слайде план сочинения:

  1. Вступление. Русская весна – какая она?

  1. Живописная, красивая.

  2. Переменчивая (3 разных месяца).

  1. Многие русские художники изображали весну (Венецианов, Левитан, Саврасов, Коровин. Горбатов).

  2. За что мы любим весну?

  1. Прощаемся с суровой зимой, чувство обновления, пробуждения жизни.

  2. Прилетают птицы из теплых стран.

  3. Первые весенние цветы.

  4. Разливаются реки.

4. Заключение. За что я люблю весну, какие чувства она на меня навевает?



- Посмотрите внимательно, сколько частей будет в сочинении и какие это части (вступление, два пункта в основной части и заключение).

- Сколько абзацев будет в сочинении? (4 абзаца)

- А раскрывать эти пункты вы будете, используя собранные вами материалы.

Слайд № 16 (словарная работа)

Учитель.

- Давайте обратим внимание на значение и правописание некоторых слов (читаем слова, объясняем их значение). Дети могут выписать нужные слова. Дети видят на слайде «Словарная работа» следующие слова:

  • Живописец, художник.

  • Картина, полотно.

  • Первые весенние листочки, подснежники, нарциссы, майский ландыш.

  • Проталины, половодье.

  • Небо: прозрачное, бледно-голубое, золотистая дымка.



Слайд №17(рефлексия)

Учитель.

-Итак, вспомним, какая у нас стояла задача? (Красиво и ярко описать весну.) Мы справились?

- Что должно нам помочь в написании сочинения? (Собранные материалы и план сочинения. План будет позже открыт на экране).

- Охарактеризуйте, каким получился наш урок? (Возможны разные ответы: интересным, полезным, необычным, ярким…)

- На следующем уроке мы будем писать наше сочинение «Весна». Желаю вам успеха!



Примечание: перед слайдами № 10 проводится небольшая физкультминутка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!