Достижения в работе учителя начальной школы. Изменения современного урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы)
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №41 г.Брянска
Комарова Людмила Валерьевна
«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем» Конфуций
Социальный заказ
Современному обществу нужны образованные,
нравственные, предприимчивые люди,
которые могут :
- анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Только
с помощью
действия!!!
Как помочь его самоопределению?
Методологическая основа стандартов второго поколения сводится к следующей модели:
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – Я умею! У меня получится!!!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так, потому что…. (формирование мировоззрения)
УУД Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Виды УУД
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Регулятивные учебные действия
Саморегуляция
Прогнозирование
Планирование
Коррекция
Контроль
Оценка
Целеполагание
Используемые приемы
- Совместная формулировка учебной проблемы.
- Работа по предложенному плану , использование необходимых средств (учебник, приборы и инструменты…)
- Планирование учебной деятельности на уроке.
- Проговаривание последовательности действий на уроке.
- Совместная эмоциональная оценка деятельности класса на уроке.
- Отличие верно выполненного задания от неверного.
- Высказывание своей версии, попытка предлагать способ её проверки.
- Определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные учебные действия
Логические действия и операции
Поиск, отбор, структурирование информации
Способы решения задач
Моделирование
Используемые приемы
- Учимся ориентироваться в учебнике (на развороте, в
оглавлении, в словаре),
- Отвечаем на вопросы, используя учебник, Интернет,
дополнительную литературу, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
- Делаем выводы в результате совместной работы всего
класса, группы, пары.
- Сравниваем и группируем предметы .
- Находим закономерности в расположении слов, фигур по значению одного признака.
- Называем последовательность простых знакомых
действий, нахождение пропущенного действия в знакомой
последовательности.
- Исследовательская работа.
- Конструирование вопросов .
Коммуникативные учебные действия обеспечивают
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности:
- умение слушать и вступать в диалог ; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера;
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Основные правила работы в паре и группе:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку»
- распределять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Правила для учителя :
• Давать учащимся время на обдумывание их ответов. • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации). • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Рефлексия
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ), собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Виды рефлексий:
- Физическая (успел – не успел);
- Сенсорная ( самочувствие: комфортно - дискомфортно);
- Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Линеечки оценивания
Правильно Красиво Быстро Самостоятельно
х
х х
х
Каким должен быть современный учитель?
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!