СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему : «Реализация АООП для детей РАС. Достижение личностных результатов освоения программы обучения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение :

В конце сентября и в конце апреля каждого учебного года на заседаниях Школьного психолого- педагогического консилиума с приглашением педагогов, работающих с обучающимися (воспитанниками) с РАС проводить диагностику, заполняя «Лист оценки жизненных компетенций»

- для постановки конкретных задач по формированию конкретных навыков основных жизненных компетенций и выбора конкретных эффективных технологий и методик для каждого ученика;

- для определения наличия или отсутствия изменений по отдельным жизненным компетенциям; -для представления полной картины динамики целостного развития каждого ученика с РАС.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему : «Реализация АООП для детей РАС. Достижение личностных результатов освоения программы обучения».»

Реализация АООП НОО для детей РАС.  Достижение личностных результатов освоения программы обучения.

Реализация АООП НОО для детей РАС. Достижение личностных результатов освоения программы обучения.

 Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с РАС разрабатывается на основе федеральной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (ФАОП НОО) и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к начальному уровню общего образования.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 (ред. от 17.07.2024))

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с РАС разрабатывается на основе федеральной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (ФАОП НОО) и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к начальному уровню общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)

Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 (ред. от 17.07.2024))

АООП НОО для обучающихся с РАС включает четыре варианта: - АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1); - АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2); - АООП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3);  - АООП НОО для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 8.4).

АООП НОО для обучающихся с РАС включает четыре варианта:

- АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1);

- АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2);

- АООП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3);

- АООП НОО для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 8.4).

ФИО Дата рождения 1 класс Дансару нов Владислав 21.02. 2017 Рекомендованная программа обучения Педагог-психолог АООП для О с РАС вариант 8.3-6 лет Учитель-логопед Помощь в адаптации к условиям школьной среды, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, формирование и развитие учебной мотивации и учебного поведения. Учитель-дефектолог Развитие понимания обращённой речи, накопление и активизация словаря, коррекция и развитие всех компонентов речи. Тьютор Формирование алгоритмов продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, формирование сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, формирование и развитие алгоритмов продуктивных предметных действий Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП, подбор и адаптация педагогических средств индивидуализация образовательного процесса; разработка и подбор методических средств

ФИО

Дата рождения

1 класс

Дансару нов Владислав

21.02. 2017

Рекомендованная программа обучения

Педагог-психолог

АООП для О

с РАС вариант 8.3-6 лет

Учитель-логопед

Помощь в адаптации к условиям школьной среды, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, формирование и развитие учебной мотивации и учебного поведения.

Учитель-дефектолог

Развитие понимания обращённой речи, накопление и активизация словаря, коррекция и развитие всех компонентов речи.

Тьютор

Формирование алгоритмов продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, формирование сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, формирование и развитие алгоритмов продуктивных предметных действий

Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП, подбор и адаптация педагогических средств индивидуализация образовательного процесса; разработка и подбор методических средств

ФИО Дата рождения 4 класс Антонов Матвей 07.08 2013 Рекомендованная программа обучения Педагог-психолог АООП НОО обучающихся с РАС Вариант 8.3 Учитель-логопед Занятие на «пространствие» алгоритма простого взаимодействия, формирование стереотипных, простейших игровых навыков. Учитель-дефектолог Занятия с логопедом по развитию элементарной фразовой речи, активазиации словарного запаса внимания к обращенной речи, понимания обращенной речи, развитию артикуляционных навыков речевого дыхания. Тьютор Услуга тьютора.

ФИО

Дата рождения

4 класс

Антонов Матвей

07.08

2013

Рекомендованная программа обучения

Педагог-психолог

АООП НОО обучающихся с РАС

Вариант 8.3

Учитель-логопед

Занятие на «пространствие» алгоритма простого взаимодействия, формирование стереотипных, простейших игровых навыков.

Учитель-дефектолог

Занятия с логопедом по развитию элементарной фразовой речи, активазиации словарного запаса внимания к обращенной речи, понимания обращенной речи, развитию артикуляционных навыков речевого дыхания.

Тьютор

Услуга тьютора.

Вариант 8.3 АООП НОО обучающихся с РАС.   Основные особенности реализации АООП НОО по варианту 8.3: По данному варианту осуществляется обучение детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными легкой степенью нарушения интеллекта Значительный акцент в процессе обучения делается на развитии жизненных компетенций, адаптации к социальному окружению. Пролонгированные сроки обучения: 6 лет (1–6 классы).

Вариант 8.3 АООП НОО обучающихся с РАС.

Основные особенности реализации АООП НОО по варианту 8.3:

  • По данному варианту осуществляется обучение детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными легкой степенью нарушения интеллекта
  • Значительный акцент в процессе обучения делается на развитии жизненных компетенций, адаптации к социальному окружению.
  • Пролонгированные сроки обучения: 6 лет (1–6 классы).
Год обучения учащегося с РАС  (по ФГОС НОО ОВЗ)   Класс, в котором обучается ребёнок с РАС 1-й год обучения (1-й класс)   1-й класс (первый поток учащихся) 2-й год обучения (1-й дополнительный класс) 1-й класс (второй поток учащихся) 3-й год обучения (1-й дополнительный класс)   1-й класс (третий поток учащихся) 2-й класс 3-й класс 4-й класс 4-й год обучения (2-й класс)   5-й год обучения (3-й класс)   6-й год обучения (4-й класс)

Год обучения учащегося с РАС

(по ФГОС НОО ОВЗ)

 

Класс, в котором обучается ребёнок с РАС

1-й год обучения (1-й класс)

 

1-й класс (первый поток учащихся)

2-й год обучения

(1-й дополнительный класс)

1-й класс (второй поток учащихся)

3-й год обучения

(1-й дополнительный класс)

 

1-й класс (третий поток учащихся)

2-й класс

3-й класс

4-й класс

4-й год обучения (2-й класс)

 

5-й год обучения (3-й класс)

 

6-й год обучения (4-й класс)

Вариант 8.4 АООП НОО обучающихся с РАС.   Основные особенности реализации АООП НОО по варианту 8.4: По данному варианту осуществляется обучение детей с РАС, имеющих дополнительные тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): нарушение интеллекта в умеренной, тяжелой или глубокой степени. Обучение ребенка нацелено на развитие жизненных компетенций. Пролонгированные сроки обучения: 6 лет (1–6 классы). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности конкретного ребенка с РАС.

Вариант 8.4 АООП НОО обучающихся с РАС.

Основные особенности реализации АООП НОО по варианту 8.4:

  • По данному варианту осуществляется обучение детей с РАС, имеющих дополнительные тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): нарушение интеллекта в умеренной, тяжелой или глубокой степени.
  • Обучение ребенка нацелено на развитие жизненных компетенций.
  • Пролонгированные сроки обучения: 6 лет (1–6 классы).
  • На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности конкретного ребенка с РАС.
 АООП НОО для обучающихся с РАС дополняется индивидуальной программой реабилитации, абилитации обучающегося с инвалидностью (ИПРА) в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи .

АООП НОО для обучающихся с РАС дополняется индивидуальной программой реабилитации, абилитации обучающегося с инвалидностью (ИПРА) в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи .

ФИО Дата рождения 1 класс  Ларионов Тимофей 09.10. 2015 Рекомендованная программа обучения Педагог-психолог АООП ОО УО (ИН) с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС Вариант 1 - 9/12/13 Учитель-логопед Формирование и развитие учебной мотивации и учебного поведения, формирование и развитие продуктивного взаимодействия, коррекция и развитие компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, Учитель-дефектолог Развитие понимания обращённой речи, накопление и активизация словаря, коррекция и развитие всех компонентов речи. Тьютор Формирование доступных продуктивных предметно-практических действий, коррекция и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного материала, формирование базовых учебных действий, крупной и мелкой моторики Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализация образовательного процесса; разработка и подбор методических средств

ФИО

Дата рождения

1 класс

Ларионов Тимофей

09.10. 2015

Рекомендованная программа обучения

Педагог-психолог

АООП ОО УО (ИН) с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС Вариант 1 - 9/12/13

Учитель-логопед

Формирование и развитие учебной мотивации и учебного поведения, формирование и развитие продуктивного взаимодействия, коррекция и развитие компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения,

Учитель-дефектолог

Развитие понимания обращённой речи, накопление и активизация словаря, коррекция и развитие всех компонентов речи.

Тьютор

Формирование доступных продуктивных предметно-практических действий, коррекция и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного материала, формирование базовых учебных действий, крупной и мелкой моторики

Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализация образовательного процесса; разработка и подбор методических средств

ФИО Дата рождения 2 класс Данцара нов Баясхалан 01.08.2014 Рекомендованная программа обучения Педагог-психолог АООП ОО УО (ИН) с учётом психофизи ческих особеннос тей обучающих ся с РАС Вариант 1 - 9/12/13 Учитель-логопед Формирование и развитие продуктивного взаимодействия, коррекция и развитие компетенций эмоциональной среды, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения. Учитель-дефектолог Развитие и понимание обращенной речи, накопление и активизация словаря, формирование подражательной речевой деятельности, формирование простой фразы. Тьютор Формирование и развитие социально- бытовых ориентировок, развитие познавательной активности.

ФИО

Дата рождения

2 класс

Данцара

нов

Баясхалан

01.08.2014

Рекомендованная программа обучения

Педагог-психолог

АООП ОО УО (ИН) с учётом психофизи ческих особеннос тей обучающих ся с РАС

Вариант 1 - 9/12/13

Учитель-логопед

Формирование и развитие продуктивного взаимодействия, коррекция и развитие компетенций эмоциональной среды, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения.

Учитель-дефектолог

Развитие и понимание обращенной речи, накопление и активизация словаря, формирование подражательной речевой деятельности, формирование простой фразы.

Тьютор

Формирование и развитие социально- бытовых ориентировок, развитие познавательной активности.

ФИО Дата рождения 3 класс Усов Даниил 31.07. 2012 Рекомендованная программа обучения Педагог-психолог АООП ОО УО (ИН) с учётом психофизических особенностей обучающихся с РАС Вариант 1 - 9/12/13 Учитель-логопед Формирование и развитие продуктивного взаимодействия, помощь в адаптации к условиям школьной среды, стимуляции сенсорно-перспективных, мнемических и интеллектуальных процессов, формирование и развитие учебной мотивации и учебного поведения, формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие эмоциональной сферы, коррекция нежелательного поведения. Учитель-дефектолог Накопление и активизация словаря, коррекция и развитие всех компонентов речи, формирование произвольного речевого высказывания. Тьютор Формирование навыков продуктивной предметно-практической деятельности, формирование и развитие элементарных представлений об окружающем мире, формирование и развитие социально-бытовых ориентировок, элементарных математических представлений. Не требуется

ФИО

Дата рождения

3 класс

Усов Даниил

31.07. 2012

Рекомендованная программа обучения

Педагог-психолог

АООП ОО УО (ИН) с учётом психофизических особенностей обучающихся с РАС

Вариант 1 - 9/12/13

Учитель-логопед

Формирование и развитие продуктивного взаимодействия, помощь в адаптации к условиям школьной среды, стимуляции сенсорно-перспективных, мнемических и интеллектуальных процессов, формирование и развитие учебной мотивации и учебного поведения, формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие эмоциональной сферы, коррекция нежелательного поведения.

Учитель-дефектолог

Накопление и активизация словаря, коррекция и развитие всех компонентов речи, формирование произвольного речевого высказывания.

Тьютор

Формирование навыков продуктивной предметно-практической деятельности, формирование и развитие элементарных представлений об окружающем мире, формирование и развитие социально-бытовых ориентировок, элементарных математических представлений.

Не требуется

ФИО Дата рождения 1 класс  Пушкарев Вадим 24.04. 2016 Рекомендованная программа обучения Педагог-психолог АООП ОО УО (ИН) с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС Вариант 2 – СИПР 12,13 лет Учитель-логопед Коррекция и развитие эмоциональной сферы, формирование и развитие учебной мотивации и учебного поведения, помощь в адаптации к условиям школьной среды, развитие коммуникативных навыков, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, гармонизация эмоциональных состояний и реакций Учитель-дефектолог Коррекция и развитие всех компонентов речи Тьютор Формирование базовых учебных действий, элементарных представлений об окружающем мире, доступных продуктивных предметно-практических действий, формирование и развитие навыков самообслуживания, социально-бытовых ориентировок Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП, подбор и адаптация педагогических средств индивидуализация образовательного процесса; разработка и подбор методических средств

ФИО

Дата рождения

1 класс

Пушкарев Вадим

24.04. 2016

Рекомендованная программа обучения

Педагог-психолог

АООП ОО УО (ИН) с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС Вариант 2 – СИПР 12,13 лет

Учитель-логопед

Коррекция и развитие эмоциональной сферы, формирование и развитие учебной мотивации и учебного поведения, помощь в адаптации к условиям школьной среды, развитие коммуникативных навыков, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, гармонизация эмоциональных состояний и реакций

Учитель-дефектолог

Коррекция и развитие всех компонентов речи

Тьютор

Формирование базовых учебных действий, элементарных представлений об окружающем мире, доступных продуктивных предметно-практических действий, формирование и развитие навыков самообслуживания, социально-бытовых ориентировок

Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП, подбор и адаптация педагогических средств индивидуализация образовательного процесса; разработка и подбор методических средств

Вариант 9.1 (9.2) АООП ОО с УО (ИН) с учётом психофизических особенностей обучающихся с РАС Основные особенности реализации : По данному варианту осуществляется обучение детей с нарушением интеллекта с учётом психофизических особенностей обучающихся с РАС Значительный акцент в процессе обучения делается на развитии жизненных компетенций, адаптации к социальному окружению.  Срок обучения в школе: 9/12/13 (12,13 лет)

Вариант 9.1 (9.2) АООП ОО с УО (ИН) с учётом психофизических особенностей обучающихся с РАС

Основные особенности реализации :

  • По данному варианту осуществляется обучение детей с нарушением интеллекта с учётом психофизических особенностей обучающихся с РАС
  • Значительный акцент в процессе обучения делается на развитии жизненных компетенций, адаптации к социальному окружению.
  • Срок обучения в школе: 9/12/13 (12,13 лет)
Расстройства аутистического  спектра являются достаточно  распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и  социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей .

Расстройства аутистического

спектра являются достаточно

распространенной проблемой

детского возраста и

характеризуются нарушением

развития коммуникации и

социальных навыков.

Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей .

 Личностные особенности детей с аутизмом: непереносимость обычных человеческих нагрузок (все воспринимает чрезмерно сильно и ярко), особенно близкого контакта с другим человеком и слабостью чувства Я; - плохое осознание своего тела; - нарушение пространственной ориентации; - нарушения разных видов восприятия (тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического); - низкая потребность в речевой деятельности и т.д.  

Личностные особенности детей с аутизмом:

  • непереносимость обычных человеческих нагрузок (все воспринимает чрезмерно сильно и ярко), особенно близкого контакта с другим человеком и слабостью чувства Я;

- плохое осознание своего тела;

- нарушение пространственной ориентации;

- нарушения разных видов восприятия (тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического);

- низкая потребность в речевой деятельности и т.д.

 

Поэтому значительный акцент  в процессе обучения детей с РАС делается на развитии жизненных компетенций , адаптации к социальному окружению . Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.

Поэтому значительный акцент

в процессе обучения детей с РАС

делается на развитии

жизненных компетенций ,

адаптации к социальному окружению .

Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.

Лист оценки жизненных компетенций.   Выпол няет самостоя тельно   САМООБСЛУЖИВАНИЕ Необ ходима помощь Навыки приема пищи Не выпол няет Пользуется столовыми приборами   + Прежде чем начать есть, пробует: горячая или холодная еда +       + Навыки одевания и раздевания Различает чистую и грязную одежду       Одевается и раздевается       +     Обувается   + +   Пользуется любыми застежками   + Носит одежду, соответствующую погоде, ситуации   +   Туалетные навыки   +   Чистит зубы     + Вытирает нос платком, сморкается приемлемым образом         Умывается, моет руки самостоятельно   + + Причесывается Навыки заботы о здоровье     + Идентифицирует ситуации,  когда необходима медицинская помощь             Сообщает о том, что плохо себя чувствует / болен   + Адекватно реагирует на медицинские процедуры +       +  

Лист оценки жизненных компетенций.

 

Выпол

няет самостоя

тельно

 

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Необ ходима помощь

Навыки приема пищи

Не

выпол

няет

Пользуется столовыми приборами

  +

Прежде чем начать есть, пробует: горячая или холодная еда

+

 

 

 

+

Навыки одевания и раздевания

Различает чистую и грязную одежду

 

 

 

Одевается и раздевается

 

 

  +

 

 

Обувается

  +

+

 

Пользуется любыми застежками

 

+

Носит одежду, соответствующую погоде, ситуации

 

+

 

Туалетные навыки

  +

 

Чистит зубы

 

 

+

Вытирает нос платком, сморкается приемлемым образом

 

 

 

 

Умывается, моет руки самостоятельно

 

+

+

Причесывается

Навыки заботы о здоровье

 

 

+

Идентифицирует ситуации, когда необходима медицинская помощь

 

 

 

 

 

 

Сообщает о том, что плохо себя чувствует / болен

 

+

Адекватно реагирует на медицинские процедуры

+

 

 

  +

 

  Выпол няет самостоя тельно   НАВЫКИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Необ ходима помощь Проявляет осторожность вблизи горячих предметов Не выпол няет + Аккуратно пользуется острыми предметами   Избегает опасных мест/ситуаций     Запирает дверь   + Открывает дверь + +     +   Демонстрирует действия, необходимые в чрезвычайных ситу­ациях       Демонстрирует способность принимать помощь   Владеет навыком безопасного хранения денег +   +   Ходит, катается на велосипеде по тротуару Останавливается перед проезжей частью     +   + + При переходе улицы смотрит по сторонам     Осознает проблему       Может оценить последствия +       Определяет/использует источник помощи +   + Определяет альтернативы +     Демонстрирует навык принятия решений       + +

 

Выпол

няет самостоя

тельно

 

НАВЫКИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Необ ходима помощь

Проявляет осторожность вблизи горячих предметов

Не

выпол

няет

+

Аккуратно пользуется острыми предметами

 

Избегает опасных мест/ситуаций

 

 

Запирает дверь

  +

Открывает дверь

+

+

 

 

+

 

Демонстрирует действия, необходимые в чрезвычайных ситу­ациях

 

 

 

Демонстрирует способность принимать помощь

 

Владеет навыком безопасного хранения денег

+

 

+

 

Ходит, катается на велосипеде по тротуару

Останавливается перед проезжей частью

 

  +

  +

+

При переходе улицы смотрит по сторонам

 

 

Осознает проблему

 

 

 

Может оценить последствия

+

 

 

 

Определяет/использует источник помощи

+

 

+

Определяет альтернативы

+

 

 

Демонстрирует навык принятия решений

 

 

 

+

+

  Выпол няет самостоя тельно   БЫТОВЫЕ НАВЫКИ Необ ходима помощь                                   Выполняет простые домашние дела Не выпол няет •     выбрасывает мусор •     поливает цветы •     вытирает пыль, •     кормит питомца   Убирает вещи на место   Идентифицирует места, где можно купить продукты +     Определяет различные отделы в магазине +   +   При необходимости обращается за помощью к работникам магазина     Ждет свою очередь + +     Адекватным образом обращается с продуктами     Готовит простые блюда +     Идентифицирует испорченные продукты +       Идентифицирует грязную посуду +   Моет посуду     Накрывает на стол + +     + Убирает со стола     + Вытирает стол после еды   +   Называет свой номер телефона     + Пользуется телефоном       +   +

 

Выпол

няет самостоя

тельно

 

БЫТОВЫЕ НАВЫКИ

Необ ходима помощь

                                 

Выполняет простые домашние дела

Не

выпол

няет

•     выбрасывает мусор

•     поливает цветы

•     вытирает пыль,

•     кормит питомца

 

Убирает вещи на место

 

Идентифицирует места, где можно купить продукты

+

 

 

Определяет различные отделы в магазине

+

 

+

 

При необходимости обращается за помощью к работникам магазина

 

 

Ждет свою очередь

+

+

 

 

Адекватным образом обращается с продуктами

 

 

Готовит простые блюда

+

 

 

Идентифицирует испорченные продукты

+

 

 

 

Идентифицирует грязную посуду

+

 

Моет посуду

 

 

Накрывает на стол

+

+

 

 

+

Убирает со стола

 

 

+

Вытирает стол после еды

 

+

 

Называет свой номер телефона

 

 

+

Пользуется телефоном

 

 

 

+

 

+

  СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ                                                                                 Выпол няет самостоя тельно Необ ходима помощь   Имитирует выражение лица и действия другого человека Стремится вовлечь взрослого в игру Не выпол няет   Следует правилам в простых играх   + + Ждет свою очередь в игре     Помогает другим   +     + Играет вместе с другими детьми   Разрешает конфликтные ситуации приемлемым способом +       + Адекватно реагирует на чувства и действия других     Соблюдает правила безопасности во время совместных игр (например, не толкается на горке)     Действует совместно с другими детьми   +     Играет, не мешая другим   + + Приемлемым образом выражает и негативные, и позитивные чувства +   Вежливо обращается с просьбами, в том числе с просьбой о помощи   +         + +  

 

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ                                                                                

Выпол

няет самостоя

тельно

Необ ходима помощь

 

Имитирует выражение лица и действия другого человека

Стремится вовлечь взрослого в игру

Не

выпол

няет

 

Следует правилам в простых играх

 

+

+

Ждет свою очередь в игре

 

 

Помогает другим

 

+

 

 

+

Играет вместе с другими детьми

 

Разрешает конфликтные ситуации приемлемым способом

+

 

 

 

+

Адекватно реагирует на чувства и действия других

 

 

Соблюдает правила безопасности во время совместных игр (например, не толкается на горке)

 

 

Действует совместно с другими детьми

 

+

 

 

Играет, не мешая другим

 

+

+

Приемлемым образом выражает и негативные, и позитивные чувства

+

 

Вежливо обращается с просьбами, в том числе с просьбой о помощи

 

+

 

 

 

 

+

+

 

   Выпол няет самостоя тельно ДОМАШНИЙ ДОСУГ Читает/рассматривает интересующие его материалы Необ ходима помощь   Пользуется радио, телевизором Не выпол няет Играет в настольные игры   +   + Самостоятельно играет в игрушки + +          

 

Выпол

няет самостоя

тельно

ДОМАШНИЙ ДОСУГ

Читает/рассматривает интересующие его материалы

Необ ходима помощь

 

Пользуется радио, телевизором

Не

выпол

няет

Играет в настольные игры

 

+

 

+

Самостоятельно играет в игрушки

+

+

 

 

 

 

 

  РАННИЕ НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И БУДУЩЕГО ТРУДОУСТРОЙСТВА Выпол няет самостоя тельно Старается выполнить задание как можно лучше Необ ходима помощь В игре разыгрывает одну (или более) из распространенных профессий (врач, пожарный, почтальон, полицейский и пр.), к которым проявляет интерес   Не выпол няет     Интересуется основными профессиями Связывает основные профессии с соответствующими предметами (пожарный - пожарная машина, доктор - стетоскоп и пр.) +   Имитирует то, как взрослые действуют с различными инструментами и деньгами   +       Играет в магазин или ресторан, используя игрушечные или настоящие деньги + + Выполняет задание до конца в соответствии с инструкцией     +      Начинает работать в установленное время Выполняет речевые инструкции, состоящие из нескольких шагов + +   Делает попытку попробовать еще раз при неудаче   +   +   Понимает, что деньги можно обменять на что-то, что человек хочет, или в чем он нуждается         +   +

 

РАННИЕ НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И БУДУЩЕГО ТРУДОУСТРОЙСТВА

Выпол

няет самостоя

тельно

Старается выполнить задание как можно лучше

Необ ходима помощь

В игре разыгрывает одну (или более) из распространенных профессий (врач, пожарный, почтальон, полицейский и пр.), к которым проявляет интерес

 

Не

выпол

няет

 

 

Интересуется основными профессиями

Связывает основные профессии с соответствующими предметами (пожарный - пожарная машина, доктор - стетоскоп и пр.)

+

 

Имитирует то, как взрослые действуют с различными инструментами и деньгами

  +

 

 

 

Играет в магазин или ресторан, используя игрушечные или настоящие деньги

+

+

Выполняет задание до конца в соответствии с инструкцией

 

 

 

 

Начинает работать в установленное время

Выполняет речевые инструкции, состоящие из нескольких шагов

+

+

 

Делает попытку попробовать еще раз при неудаче

 

+

 

+

 

Понимает, что деньги можно обменять на что-то, что человек хочет, или в чем он нуждается

 

 

 

 

+

 

+

  НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИ В ШКОЛЬНУЮ СРЕДУ Выпол няет самостоя тельно Личная ответственность Необ ходима помощь Выполняет задание до конца Не выпол няет   Следует школьному расписанию     Соблюдение правил класса +     Выполняет инструкции учителя   +   Поднимает руку   +   Выполняет задание, не отвлекаясь         Работает вместе с другими согласно правилам +   + Взаимодействие с другими     Слушает других в больших и маленьких группах       +   +      

 

НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИ В ШКОЛЬНУЮ СРЕДУ

Выпол

няет самостоя

тельно

Личная ответственность

Необ ходима помощь

Выполняет задание до конца

Не

выпол

няет

 

Следует школьному расписанию

 

 

Соблюдение правил класса

+

 

 

Выполняет инструкции учителя

 

+

 

Поднимает руку

 

+

 

Выполняет задание, не отвлекаясь

 

 

 

 

Работает вместе с другими согласно правилам

+

 

+

Взаимодействие с другими

 

 

Слушает других в больших и маленьких группах

 

 

 

+

 

+

 

 

 

После проведения данной диагностической процедуры выявляются навыки, которые у обучающегося не сформированы на достаточном уровне (ему либо необходима помощь взрослого в осуществлении этих действий, либо действие не выполняется совсем). Для каждого ребенка на учебный год приоритетными для развития могут быть выбраны, например: -навыки интеграции в школьную среду; -социальные навыки; -бытовые навыки.

После проведения данной диагностической процедуры выявляются навыки, которые у обучающегося не сформированы на достаточном уровне (ему либо необходима помощь взрослого в осуществлении этих действий, либо действие не выполняется совсем).

Для каждого ребенка на учебный год приоритетными для развития могут быть выбраны, например:

-навыки интеграции в школьную среду;

-социальные навыки;

-бытовые навыки.

По результатам диагностической процедуры и после выбора приоритетных навыков для формирования жизненных компетенций обучающегося, определяются основные цели обучения: 1. Учить делиться игрушками, школьными принадлежностями с одноклассниками, избегая споров и конфликтов; 2. Учить играть вместе с другими детьми, соблюдая правила, спокойно реагировать на проигрыш; 3. Учить пользоваться простым сотовым телефоном (находить и набирать нужный номер в контактах телефона). Благодаря приобретению данных навыков, которыми обучающийся сможет сразу пользоваться, он станет более самостоятельным и независимым, а его жизнь - разнообразнее и интересней.

По результатам диагностической процедуры и после выбора приоритетных навыков для формирования жизненных компетенций обучающегося, определяются основные цели обучения:

1. Учить делиться игрушками, школьными принадлежностями с одноклассниками, избегая споров и конфликтов;

2. Учить играть вместе с другими детьми, соблюдая правила, спокойно реагировать на проигрыш;

3. Учить пользоваться простым сотовым телефоном (находить и набирать нужный номер в контактах телефона).

Благодаря приобретению данных навыков, которыми обучающийся сможет сразу пользоваться, он станет более самостоятельным и независимым, а его жизнь - разнообразнее и интересней.

Для формирования жизненных компетенций обучающегося, в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями, выбираются наиболее эффективные методы, например : -использование визуальной поддержки; - видеомоделирование. Видеомоделирование – это метод формирования навыков, предполагающий использование видеозаписей и демонстрационного оборудования, создающий визуальную модель формируемого поведения или навыка. Особенности метода: - обучающиеся с РАС лучше воспринимают визуальную информацию; - просмотр видеороликов является мотивационным видом деятельности и иногда даже используется в качестве поощрения.

Для формирования жизненных компетенций обучающегося, в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями, выбираются наиболее эффективные методы, например :

-использование визуальной поддержки;

- видеомоделирование.

Видеомоделирование – это метод формирования навыков, предполагающий использование видеозаписей и демонстрационного оборудования, создающий визуальную модель формируемого поведения или навыка.

Особенности метода:

- обучающиеся с РАС лучше воспринимают визуальную информацию;

- просмотр видеороликов является мотивационным видом деятельности и иногда даже используется в качестве поощрения.

При работе с обучающимся с РАС могут использоваться несколько разновидностей видеомоделирования: 1. Базовое (целевой навык демонстрирует другой человек, а не сам ученик); 2. Видеомоделирование самого себя (на видео записываются действия самого обучающегося); 3. Видео подсказки (дробление целевого навыка на мелкие шаги, после которых следует пауза, во время которой обучающийся повторяет действия, просмотренные в записи).

При работе с обучающимся с РАС могут использоваться несколько разновидностей видеомоделирования:

1. Базовое (целевой навык демонстрирует другой человек, а не сам ученик);

2. Видеомоделирование самого себя (на видео записываются действия самого обучающегося);

3. Видео подсказки (дробление целевого навыка на мелкие шаги, после которых следует пауза, во время которой обучающийся повторяет действия, просмотренные в записи).

Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача школы. Это касается и детей нейротипичных, и детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Для того чтобы приступить к обучению, прежде всего следует выбрать конкретную цель и определить метод, с помощью которого эта цель будет достигнута. Это привычно и понятно в тех случаях, когда детей обучают академическим навыкам: письму, чтению, счету и прочее . Сложнее сформулировать задачу при обучении навыкам, необходимым для самостоятельной жизни, тем более, если обучаем, воспитываем ребенка с РАС .  Гибкость подходов к построению и проведению каждого занятия по принципу «идти за ребенком».

Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача школы. Это касается и детей нейротипичных, и детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).

Для того чтобы приступить к обучению, прежде всего следует выбрать конкретную цель и определить метод, с помощью которого эта цель будет достигнута.

Это привычно и понятно в тех случаях, когда детей обучают академическим навыкам: письму, чтению, счету и прочее .

Сложнее сформулировать задачу при обучении навыкам, необходимым для самостоятельной жизни, тем более, если обучаем, воспитываем ребенка с РАС .

Гибкость подходов к построению и проведению каждого занятия по принципу «идти за ребенком».

Решение : В конце сентября и в конце апреля каждого учебного года на заседаниях Школьного психолого- педагогического консилиума с приглашением педагогов, работающих с обучающимися (воспитанниками) с РАС проводить диагностику, заполняя «Лист оценки жизненных компетенций» - для постановки конкретных задач по формированию конкретных навыков основных жизненных компетенций и выбора конкретных эффективных технологий и методик для каждого ученика; для определения наличия или отсутствия изменений по отдельным жизненным компетенциям; для представления полной картины динамики целостного развития каждого ученика с РАС.  

Решение :

В конце сентября и в конце апреля каждого учебного года на заседаниях Школьного психолого- педагогического консилиума с приглашением педагогов, работающих с обучающимися (воспитанниками) с РАС проводить диагностику, заполняя «Лист оценки жизненных компетенций»

- для постановки конкретных задач по формированию конкретных навыков основных жизненных компетенций и выбора конкретных эффективных технологий и методик для каждого ученика;

  • для определения наличия или отсутствия изменений по отдельным жизненным компетенциям;
  • для представления полной картины динамики целостного развития каждого ученика с РАС.

 

Лист оценки жизненных компетенций обучающегося 1 класса Л. Тимофея    Сентябрь 2024 г САМООБСЛУЖИВАНИЕ Выполняет сам-но Навыки приема пищи Необх. помощь Не выполняет Апрель 2025 г Пьет Жует/глотает + + Выполняет сам-но Ест руками + Необх. помощь + +   Не выполняет Пользуется столовыми приборами +   Прежде чем начать есть, пробует: горячая или холодная еда + Навыки одевания и раздевания + + Различает чистую и грязную одежду   Одевается и раздевается +   + + Обувается   +   Пользуется любыми застежками + + Носит одежду, соответствующую погоде, ситуации   + +   + +   +   +     +   +  

Лист оценки жизненных компетенций обучающегося 1 класса Л. Тимофея

 

Сентябрь 2024 г

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Выполняет сам-но

Навыки приема пищи

Необх. помощь

Не выполняет

Апрель 2025 г

Пьет

Жует/глотает

+

+

Выполняет сам-но

Ест руками

+

Необх.

помощь

+

+

 

Не

выполняет

Пользуется столовыми приборами

+

 

Прежде чем начать есть, пробует: горячая или холодная еда

+

Навыки одевания и раздевания

+

+

Различает чистую и грязную одежду

 

Одевается и раздевается

+

 

+

+

Обувается

 

+

 

Пользуется любыми застежками

+

+

Носит одежду, соответствующую погоде, ситуации

 

+

+

 

+

+

 

+

 

+

 

 

+

 

+

 

Лист оценки жизненных компетенций обучающегося 1 класса Ларионова Тимофей  Сентябрь 2024 г   Туалетные навыки Выполняет сам-но Необх. помощь Понимает, что хочет пойти в туалет, или что мокрый/грязный Апрель 2025 г Не выполняет Пользуется туалетом дома Выполняет сам-но Пользуется туалетной бумагой + Необх. помощь + Пользуется туалетом в школе и других общественных местах Не выполняет + Гигиенические навыки Чистит зубы + + Вытирает нос платком, сморкается приемлемым образом +   + Умывается, моет руки самостоятельно   Причесывается +     +   +   +     + + +

Лист оценки жизненных компетенций обучающегося 1 класса Ларионова Тимофей

Сентябрь 2024 г

 

Туалетные навыки

Выполняет сам-но

Необх. помощь

Понимает, что хочет пойти в туалет, или что мокрый/грязный

Апрель 2025 г

Не выполняет

Пользуется туалетом дома

Выполняет сам-но

Пользуется туалетной бумагой

+

Необх.

помощь

+

Пользуется туалетом в школе и других общественных местах

Не

выполняет

+

Гигиенические навыки

Чистит зубы

+

+

Вытирает нос платком, сморкается приемлемым образом

+

  +

Умывается, моет руки самостоятельно

 

Причесывается

+

 

  +

 

+

  +

 

  +

+

+

Сентябрь 2024 г   БЫТОВЫЕ НАВЫКИ                       Выполняет сам-но Убирает вещи на место Необх. помощь Убирает со стола Апрель 2025 г   Не выполняет Вытирает стол после еды Выполняет сам-но     СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ Необх. помощь   + Помогает другим + Не выполняет Играет вместе с другими детьми +   +   + Адекватно реагирует на чувства и действия других Соблюдает правила безопасности во время совместных игр (например, не толкается на горке)   + Действует совместно с другими детьми   + +     + +   + +   + + + (столовая ) +

Сентябрь 2024 г

 

БЫТОВЫЕ НАВЫКИ                      

Выполняет сам-но

Убирает вещи на место

Необх. помощь

Убирает со стола

Апрель 2025 г

 

Не выполняет

Вытирает стол после еды

Выполняет сам-но

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Необх.

помощь

  +

Помогает другим

+

Не

выполняет

Играет вместе с другими детьми

+

 

+

 

+

Адекватно реагирует на чувства и действия других

Соблюдает правила безопасности во время совместных игр (например, не толкается на горке)

 

+

Действует совместно с другими детьми

 

+

+

 

 

+

+

  +

+

  +

+

+ (столовая )

+

Сентябрь 2024 г   НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИ В ШКОЛЬНУЮ СРЕДУ Выполняет сам-но Необх. помощь Личная ответственность Не выполняет Апрель 2025 г   Выполняет задание до конца Выполняет сам-но     Соблюдение правил класса Необх. помощь   + Выполняет инструкции учителя   Не выполняет Взаимодействие с другими   +     + + +   Делится с другими игрушками, спортивным инвентарем и пр.       Возвращает вещи на свои места Бережно обращается с чужим имуществом     +   + + + +   +   + + + + +

Сентябрь 2024 г

 

НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИ В ШКОЛЬНУЮ СРЕДУ

Выполняет сам-но

Необх. помощь

Личная ответственность

Не выполняет

Апрель 2025 г

 

Выполняет задание до конца

Выполняет сам-но

 

 

Соблюдение правил класса

Необх.

помощь

  +

Выполняет инструкции учителя

 

Не

выполняет

Взаимодействие с другими

 

+

 

  +

+

+

 

Делится с другими игрушками, спортивным инвентарем и пр.

 

 

 

Возвращает вещи на свои места

Бережно обращается с чужим имуществом

 

 

+

  +

+

+

+

 

+

  +

+

+

+

+

Решение : В конце сентября и в конце апреля каждого учебного года на заседаниях Школьного психолого- педагогического консилиума с приглашением педагогов, работающих с обучающимися (воспитанниками) с РАС проводить диагностику, заполняя «Лист оценки жизненных компетенций» - для постановки конкретных задач по формированию конкретных навыков основных жизненных компетенций и выбора конкретных эффективных технологий и методик для каждого ученика; для определения наличия или отсутствия изменений по отдельным жизненным компетенциям; для представления полной картины динамики целостного развития каждого ученика с РАС.  

Решение :

В конце сентября и в конце апреля каждого учебного года на заседаниях Школьного психолого- педагогического консилиума с приглашением педагогов, работающих с обучающимися (воспитанниками) с РАС проводить диагностику, заполняя «Лист оценки жизненных компетенций»

- для постановки конкретных задач по формированию конкретных навыков основных жизненных компетенций и выбора конкретных эффективных технологий и методик для каждого ученика;

  • для определения наличия или отсутствия изменений по отдельным жизненным компетенциям;
  • для представления полной картины динамики целостного развития каждого ученика с РАС.

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!