Реализация АООП НОО для детей РАС. Достижение личностных результатов освоения программы обучения.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с РАС разрабатывается на основе федеральной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (ФАОП НОО) и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к начальному уровню общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 (ред. от 17.07.2024))
АООП НОО для обучающихся с РАС включает четыре варианта:
- АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1);
- АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.2);
- АООП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3);
- АООП НОО для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 8.4).
ФИО
Дата рождения
1 класс
Дансару нов Владислав
21.02. 2017
Рекомендованная программа обучения
Педагог-психолог
АООП для О
с РАС вариант 8.3-6 лет
Учитель-логопед
Помощь в адаптации к условиям школьной среды, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, формирование и развитие учебной мотивации и учебного поведения.
Учитель-дефектолог
Развитие понимания обращённой речи, накопление и активизация словаря, коррекция и развитие всех компонентов речи.
Тьютор
Формирование алгоритмов продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, формирование сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, формирование и развитие алгоритмов продуктивных предметных действий
Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП, подбор и адаптация педагогических средств индивидуализация образовательного процесса; разработка и подбор методических средств
ФИО
Дата рождения
4 класс
Антонов Матвей
07.08
2013
Рекомендованная программа обучения
Педагог-психолог
АООП НОО обучающихся с РАС
Вариант 8.3
Учитель-логопед
Занятие на «пространствие» алгоритма простого взаимодействия, формирование стереотипных, простейших игровых навыков.
Учитель-дефектолог
Занятия с логопедом по развитию элементарной фразовой речи, активазиации словарного запаса внимания к обращенной речи, понимания обращенной речи, развитию артикуляционных навыков речевого дыхания.
Тьютор
Услуга тьютора.
Вариант 8.3 АООП НОО обучающихся с РАС.
Основные особенности реализации АООП НОО по варианту 8.3:
- По данному варианту осуществляется обучение детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными легкой степенью нарушения интеллекта
- Значительный акцент в процессе обучения делается на развитии жизненных компетенций, адаптации к социальному окружению.
- Пролонгированные сроки обучения: 6 лет (1–6 классы).
Год обучения учащегося с РАС
(по ФГОС НОО ОВЗ)
Класс, в котором обучается ребёнок с РАС
1-й год обучения (1-й класс)
1-й класс (первый поток учащихся)
2-й год обучения
(1-й дополнительный класс)
1-й класс (второй поток учащихся)
3-й год обучения
(1-й дополнительный класс)
1-й класс (третий поток учащихся)
2-й класс
3-й класс
4-й класс
4-й год обучения (2-й класс)
5-й год обучения (3-й класс)
6-й год обучения (4-й класс)
Вариант 8.4 АООП НОО обучающихся с РАС.
Основные особенности реализации АООП НОО по варианту 8.4:
- По данному варианту осуществляется обучение детей с РАС, имеющих дополнительные тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): нарушение интеллекта в умеренной, тяжелой или глубокой степени.
- Обучение ребенка нацелено на развитие жизненных компетенций.
- Пролонгированные сроки обучения: 6 лет (1–6 классы).
- На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности конкретного ребенка с РАС.
АООП НОО для обучающихся с РАС дополняется индивидуальной программой реабилитации, абилитации обучающегося с инвалидностью (ИПРА) в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи .
ФИО
Дата рождения
1 класс
Ларионов Тимофей
09.10. 2015
Рекомендованная программа обучения
Педагог-психолог
АООП ОО УО (ИН) с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС Вариант 1 - 9/12/13
Учитель-логопед
Формирование и развитие учебной мотивации и учебного поведения, формирование и развитие продуктивного взаимодействия, коррекция и развитие компетенций эмоциональной сферы, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения,
Учитель-дефектолог
Развитие понимания обращённой речи, накопление и активизация словаря, коррекция и развитие всех компонентов речи.
Тьютор
Формирование доступных продуктивных предметно-практических действий, коррекция и развитие познавательной деятельности, мыслительных операций на основе изучаемого программного материала, формирование базовых учебных действий, крупной и мелкой моторики
Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализация образовательного процесса; разработка и подбор методических средств
ФИО
Дата рождения
2 класс
Данцара
нов
Баясхалан
01.08.2014
Рекомендованная программа обучения
Педагог-психолог
АООП ОО УО (ИН) с учётом психофизи ческих особеннос тей обучающих ся с РАС
Вариант 1 - 9/12/13
Учитель-логопед
Формирование и развитие продуктивного взаимодействия, коррекция и развитие компетенций эмоциональной среды, развитие произвольной регуляции деятельности и поведения.
Учитель-дефектолог
Развитие и понимание обращенной речи, накопление и активизация словаря, формирование подражательной речевой деятельности, формирование простой фразы.
Тьютор
Формирование и развитие социально- бытовых ориентировок, развитие познавательной активности.
ФИО
Дата рождения
3 класс
Усов Даниил
31.07. 2012
Рекомендованная программа обучения
Педагог-психолог
АООП ОО УО (ИН) с учётом психофизических особенностей обучающихся с РАС
Вариант 1 - 9/12/13
Учитель-логопед
Формирование и развитие продуктивного взаимодействия, помощь в адаптации к условиям школьной среды, стимуляции сенсорно-перспективных, мнемических и интеллектуальных процессов, формирование и развитие учебной мотивации и учебного поведения, формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие эмоциональной сферы, коррекция нежелательного поведения.
Учитель-дефектолог
Накопление и активизация словаря, коррекция и развитие всех компонентов речи, формирование произвольного речевого высказывания.
Тьютор
Формирование навыков продуктивной предметно-практической деятельности, формирование и развитие элементарных представлений об окружающем мире, формирование и развитие социально-бытовых ориентировок, элементарных математических представлений.
Не требуется
ФИО
Дата рождения
1 класс
Пушкарев Вадим
24.04. 2016
Рекомендованная программа обучения
Педагог-психолог
АООП ОО УО (ИН) с учетом психофизических особенностей обучающихся с РАС Вариант 2 – СИПР 12,13 лет
Учитель-логопед
Коррекция и развитие эмоциональной сферы, формирование и развитие учебной мотивации и учебного поведения, помощь в адаптации к условиям школьной среды, развитие коммуникативных навыков, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, гармонизация эмоциональных состояний и реакций
Учитель-дефектолог
Коррекция и развитие всех компонентов речи
Тьютор
Формирование базовых учебных действий, элементарных представлений об окружающем мире, доступных продуктивных предметно-практических действий, формирование и развитие навыков самообслуживания, социально-бытовых ориентировок
Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП, подбор и адаптация педагогических средств индивидуализация образовательного процесса; разработка и подбор методических средств
Вариант 9.1 (9.2) АООП ОО с УО (ИН) с учётом психофизических особенностей обучающихся с РАС
Основные особенности реализации :
- По данному варианту осуществляется обучение детей с нарушением интеллекта с учётом психофизических особенностей обучающихся с РАС
- Значительный акцент в процессе обучения делается на развитии жизненных компетенций, адаптации к социальному окружению.
- Срок обучения в школе: 9/12/13 (12,13 лет)
Расстройства аутистического
спектра являются достаточно
распространенной проблемой
детского возраста и
характеризуются нарушением
развития коммуникации и
социальных навыков.
Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей .
Личностные особенности детей с аутизмом:
- непереносимость обычных человеческих нагрузок (все воспринимает чрезмерно сильно и ярко), особенно близкого контакта с другим человеком и слабостью чувства Я;
- плохое осознание своего тела;
- нарушение пространственной ориентации;
- нарушения разных видов восприятия (тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического);
- низкая потребность в речевой деятельности и т.д.
Поэтому значительный акцент
в процессе обучения детей с РАС
делается на развитии
жизненных компетенций ,
адаптации к социальному окружению .
Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.
Лист оценки жизненных компетенций.
Выпол
няет самостоя
тельно
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Необ ходима помощь
Навыки приема пищи
Не
выпол
няет
Пользуется столовыми приборами
+
Прежде чем начать есть, пробует: горячая или холодная еда
+
+
Навыки одевания и раздевания
Различает чистую и грязную одежду
Одевается и раздевается
+
Обувается
+
+
Пользуется любыми застежками
+
Носит одежду, соответствующую погоде, ситуации
+
Туалетные навыки
+
Чистит зубы
+
Вытирает нос платком, сморкается приемлемым образом
Умывается, моет руки самостоятельно
+
+
Причесывается
Навыки заботы о здоровье
+
Идентифицирует ситуации, когда необходима медицинская помощь
Сообщает о том, что плохо себя чувствует / болен
+
Адекватно реагирует на медицинские процедуры
+
+
Выпол
няет самостоя
тельно
НАВЫКИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Необ ходима помощь
Проявляет осторожность вблизи горячих предметов
Не
выпол
няет
+
Аккуратно пользуется острыми предметами
Избегает опасных мест/ситуаций
Запирает дверь
+
Открывает дверь
+
+
+
Демонстрирует действия, необходимые в чрезвычайных ситуациях
Демонстрирует способность принимать помощь
Владеет навыком безопасного хранения денег
+
+
Ходит, катается на велосипеде по тротуару
Останавливается перед проезжей частью
+
+
+
При переходе улицы смотрит по сторонам
Осознает проблему
Может оценить последствия
+
Определяет/использует источник помощи
+
+
Определяет альтернативы
+
Демонстрирует навык принятия решений
+
+
Выпол
няет самостоя
тельно
БЫТОВЫЕ НАВЫКИ
Необ ходима помощь
Выполняет простые домашние дела
Не
выпол
няет
• выбрасывает мусор
• поливает цветы
• вытирает пыль,
• кормит питомца
Убирает вещи на место
Идентифицирует места, где можно купить продукты
+
Определяет различные отделы в магазине
+
+
При необходимости обращается за помощью к работникам магазина
Ждет свою очередь
+
+
Адекватным образом обращается с продуктами
Готовит простые блюда
+
Идентифицирует испорченные продукты
+
Идентифицирует грязную посуду
+
Моет посуду
Накрывает на стол
+
+
+
Убирает со стола
+
Вытирает стол после еды
+
Называет свой номер телефона
+
Пользуется телефоном
+
+
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Выпол
няет самостоя
тельно
Необ ходима помощь
Имитирует выражение лица и действия другого человека
Стремится вовлечь взрослого в игру
Не
выпол
няет
Следует правилам в простых играх
+
+
Ждет свою очередь в игре
Помогает другим
+
+
Играет вместе с другими детьми
Разрешает конфликтные ситуации приемлемым способом
+
+
Адекватно реагирует на чувства и действия других
Соблюдает правила безопасности во время совместных игр (например, не толкается на горке)
Действует совместно с другими детьми
+
Играет, не мешая другим
+
+
Приемлемым образом выражает и негативные, и позитивные чувства
+
Вежливо обращается с просьбами, в том числе с просьбой о помощи
+
+
+
Выпол
няет самостоя
тельно
ДОМАШНИЙ ДОСУГ
Читает/рассматривает интересующие его материалы
Необ ходима помощь
Пользуется радио, телевизором
Не
выпол
няет
Играет в настольные игры
+
+
Самостоятельно играет в игрушки
+
+
РАННИЕ НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И БУДУЩЕГО ТРУДОУСТРОЙСТВА
Выпол
няет самостоя
тельно
Старается выполнить задание как можно лучше
Необ ходима помощь
В игре разыгрывает одну (или более) из распространенных профессий (врач, пожарный, почтальон, полицейский и пр.), к которым проявляет интерес
Не
выпол
няет
Интересуется основными профессиями
Связывает основные профессии с соответствующими предметами (пожарный - пожарная машина, доктор - стетоскоп и пр.)
+
Имитирует то, как взрослые действуют с различными инструментами и деньгами
+
Играет в магазин или ресторан, используя игрушечные или настоящие деньги
+
+
Выполняет задание до конца в соответствии с инструкцией
+
Начинает работать в установленное время
Выполняет речевые инструкции, состоящие из нескольких шагов
+
+
Делает попытку попробовать еще раз при неудаче
+
+
Понимает, что деньги можно обменять на что-то, что человек хочет, или в чем он нуждается
+
+
НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИ В ШКОЛЬНУЮ СРЕДУ
Выпол
няет самостоя
тельно
Личная ответственность
Необ ходима помощь
Выполняет задание до конца
Не
выпол
няет
Следует школьному расписанию
Соблюдение правил класса
+
Выполняет инструкции учителя
+
Поднимает руку
+
Выполняет задание, не отвлекаясь
Работает вместе с другими согласно правилам
+
+
Взаимодействие с другими
Слушает других в больших и маленьких группах
+
+
После проведения данной диагностической процедуры выявляются навыки, которые у обучающегося не сформированы на достаточном уровне (ему либо необходима помощь взрослого в осуществлении этих действий, либо действие не выполняется совсем).
Для каждого ребенка на учебный год приоритетными для развития могут быть выбраны, например:
-навыки интеграции в школьную среду;
-социальные навыки;
-бытовые навыки.
По результатам диагностической процедуры и после выбора приоритетных навыков для формирования жизненных компетенций обучающегося, определяются основные цели обучения:
1. Учить делиться игрушками, школьными принадлежностями с одноклассниками, избегая споров и конфликтов;
2. Учить играть вместе с другими детьми, соблюдая правила, спокойно реагировать на проигрыш;
3. Учить пользоваться простым сотовым телефоном (находить и набирать нужный номер в контактах телефона).
Благодаря приобретению данных навыков, которыми обучающийся сможет сразу пользоваться, он станет более самостоятельным и независимым, а его жизнь - разнообразнее и интересней.
Для формирования жизненных компетенций обучающегося, в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями, выбираются наиболее эффективные методы, например :
-использование визуальной поддержки;
- видеомоделирование.
Видеомоделирование – это метод формирования навыков, предполагающий использование видеозаписей и демонстрационного оборудования, создающий визуальную модель формируемого поведения или навыка.
Особенности метода:
- обучающиеся с РАС лучше воспринимают визуальную информацию;
- просмотр видеороликов является мотивационным видом деятельности и иногда даже используется в качестве поощрения.
При работе с обучающимся с РАС могут использоваться несколько разновидностей видеомоделирования:
1. Базовое (целевой навык демонстрирует другой человек, а не сам ученик);
2. Видеомоделирование самого себя (на видео записываются действия самого обучающегося);
3. Видео подсказки (дробление целевого навыка на мелкие шаги, после которых следует пауза, во время которой обучающийся повторяет действия, просмотренные в записи).
Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача школы. Это касается и детей нейротипичных, и детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).
Для того чтобы приступить к обучению, прежде всего следует выбрать конкретную цель и определить метод, с помощью которого эта цель будет достигнута.
Это привычно и понятно в тех случаях, когда детей обучают академическим навыкам: письму, чтению, счету и прочее .
Сложнее сформулировать задачу при обучении навыкам, необходимым для самостоятельной жизни, тем более, если обучаем, воспитываем ребенка с РАС .
Гибкость подходов к построению и проведению каждого занятия по принципу «идти за ребенком».
Решение :
В конце сентября и в конце апреля каждого учебного года на заседаниях Школьного психолого- педагогического консилиума с приглашением педагогов, работающих с обучающимися (воспитанниками) с РАС проводить диагностику, заполняя «Лист оценки жизненных компетенций»
- для постановки конкретных задач по формированию конкретных навыков основных жизненных компетенций и выбора конкретных эффективных технологий и методик для каждого ученика;
- для определения наличия или отсутствия изменений по отдельным жизненным компетенциям;
- для представления полной картины динамики целостного развития каждого ученика с РАС.
Лист оценки жизненных компетенций обучающегося 1 класса Л. Тимофея
Сентябрь 2024 г
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Выполняет сам-но
Навыки приема пищи
Необх. помощь
Не выполняет
Апрель 2025 г
Пьет
Жует/глотает
+
+
Выполняет сам-но
Ест руками
+
Необх.
помощь
+
+
Не
выполняет
Пользуется столовыми приборами
+
Прежде чем начать есть, пробует: горячая или холодная еда
+
Навыки одевания и раздевания
+
+
Различает чистую и грязную одежду
Одевается и раздевается
+
+
+
Обувается
+
Пользуется любыми застежками
+
+
Носит одежду, соответствующую погоде, ситуации
+
+
+
+
+
+
+
+
Лист оценки жизненных компетенций обучающегося 1 класса Ларионова Тимофей
Сентябрь 2024 г
Туалетные навыки
Выполняет сам-но
Необх. помощь
Понимает, что хочет пойти в туалет, или что мокрый/грязный
Апрель 2025 г
Не выполняет
Пользуется туалетом дома
Выполняет сам-но
Пользуется туалетной бумагой
+
Необх.
помощь
+
Пользуется туалетом в школе и других общественных местах
Не
выполняет
+
Гигиенические навыки
Чистит зубы
+
+
Вытирает нос платком, сморкается приемлемым образом
+
+
Умывается, моет руки самостоятельно
Причесывается
+
+
+
+
+
+
+
Сентябрь 2024 г
БЫТОВЫЕ НАВЫКИ
Выполняет сам-но
Убирает вещи на место
Необх. помощь
Убирает со стола
Апрель 2025 г
Не выполняет
Вытирает стол после еды
Выполняет сам-но
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Необх.
помощь
+
Помогает другим
+
Не
выполняет
Играет вместе с другими детьми
+
+
+
Адекватно реагирует на чувства и действия других
Соблюдает правила безопасности во время совместных игр (например, не толкается на горке)
+
Действует совместно с другими детьми
+
+
+
+
+
+
+
+
+ (столовая )
+
Сентябрь 2024 г
НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИ В ШКОЛЬНУЮ СРЕДУ
Выполняет сам-но
Необх. помощь
Личная ответственность
Не выполняет
Апрель 2025 г
Выполняет задание до конца
Выполняет сам-но
Соблюдение правил класса
Необх.
помощь
+
Выполняет инструкции учителя
Не
выполняет
Взаимодействие с другими
+
+
+
+
Делится с другими игрушками, спортивным инвентарем и пр.
Возвращает вещи на свои места
Бережно обращается с чужим имуществом
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Решение :
В конце сентября и в конце апреля каждого учебного года на заседаниях Школьного психолого- педагогического консилиума с приглашением педагогов, работающих с обучающимися (воспитанниками) с РАС проводить диагностику, заполняя «Лист оценки жизненных компетенций»
- для постановки конкретных задач по формированию конкретных навыков основных жизненных компетенций и выбора конкретных эффективных технологий и методик для каждого ученика;
- для определения наличия или отсутствия изменений по отдельным жизненным компетенциям;
- для представления полной картины динамики целостного развития каждого ученика с РАС.
Спасибо за внимание!