«Как животные готовятся к зиме».
Средняя группа
Цель: привить детям любовь к животным, развить нравственный потенциал у детей.
Задачи:
-продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.
-Закрепление обобщающего понятия «Дикие животные», развитие умения отгадывать описательные загадки о диких животных.
-Закрепление знания детей о диких и домашних животных.
-Расширение кругозора детей через ознакомление детей с животными.
Ход занятия:
«Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как «дикие животные готовятся к зимовке»
Ребятки, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.
Сердитый недотрога,
Живет в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки не одной (Еж)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед.
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)
Длинные ушки,
Быстрые лапки,
Серый, но не мышка.
Кто это? (Заяц)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (Белка)
|
Воспитатель: Ребята молодцы все загадки вы отгадали, а ответьте мне пожалуйста,
-как мы всех этих животных назовем одним словом? (если не могут ответить, задаю наводящие вопросы). Например: Ребята, а где они живут? Какие домашние животные вы знаете? А почему они домашние? Каких диких животных вы знаете? Правильно ребята, назовем мы всех этих животных дикими. Какие же вы умные.
Наступила поздняя осень: грустная, дождливая и холодная. Не за горами и зима. У животных леса самая тяжелая пора наступает зимой.
Они мерзнут и не могут добыть себе пищу.
Ребята, а вы знаете, как звери готовятся встретить зиму?
Ответы детей (меняют шерсть, готовят норы, берлоги, запасы на зиму)
Воспитатель: Звери, как и вся природа, тоже готовятся к зиме. Одни будут спать до самой весны в своих домиках (медведь, еж), другие звери не спят, а делают на зиму запасы, утепляют свои норки, меняют летнюю шубку, на зимнюю.
Медведь — хозяин леса.
Его дом — берлога. Устраивает ее мишка в укромном месте, под корягами. Носит туда мох, листья. Зимой снег пойдет и сверху накроет берлогу, ее и видно не будет совсем.
Медведи едят орехи, ягоды, корешки, рыбу, личинок разных. Едят и накапливают жировой слой. В ноябре медведь забирается в берлогу и погружается в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить свою берлогу и сделать другую.
В берлоге у медведя рождаются малыши — медвежата, 1-2. Они очень маленькие.
Лисы и волки.
Эти хищники зимой не спят. Они тоже меняют свой наряд, утепляются. У зверей начинается линька, а потом отрастает густой мех, который помогает выдержать холода.
Волки зимой объединяются в стаи, охотятся на кабанов, зайцев, косуль.
Лисы охотятся в сумерках или ночью, ловят мышей, зайцев и птиц. Подкрадываются к добыче, бросаются неожиданно на нее, хватая острыми зубами. Лиса нюхает снег и ищет мышей.
Дом лисицы? (нора).
Дом волка? (логово).
Еще один житель леса - белка.
Летом этот зверек носит рыженькую шубку, а зимой становится серой.
Где живет белка? (в дупле)
Как белка готовится к зиме?
Летом делает запасы: собирает грибы, орехи, прячет их в лесную подстилку, дупло. Грибы нанизывает на ветки.
Гнездо белка делает на высоких соснах и елях. Белки в спячку не впадают, но в сильные морозы могут в дупле заснуть.
Ёжик.
Рано осенью ежик готовит домик для зимовки — норку. Носит в нее листья, мягкий мох. У ежей осенью еды мало: трудно находить лягушек, ящериц и червей. Поэтому ежик впадает в спячку.
Зароется в листочки, свернется клубочком и спит всю зиму до весны, пока солнышко не начнет греть.
Заяц.
Зайчик к зиме меняет серую шубку на белую. Зачем? Чтобы его не было видно на снегу и не попался на обед хищникам.
Зимой зайцы питаются ветками деревьев: осины, березы, ивы. А также грызут кору.
Постоянного домика у зайчишки нет, в сильные морозы зайцы прячутся под кустами.
Осенью у зайчихи появляются детки — зайчата. Это происходит во время листопада. Зайчат так и называют, листопадничками.
Зайчиха их покормит и убегает, чтобы по запаху хищники не нашли зайчат. Молока хватает на 3 дня. Потом зайчиха возвращается или прибегает чужая мама и кормит всех зайчат, даже чужих.
Воспитатель: - Ребята, что нового вы на занятии узнали? Какие животные приходили к нам на занятие? Дикие. Где они живут? В лесу. Какие слова мы с вами выучили? Ребята, белочка и еж говорят вам большое спасибо и они вам тоже принесли подарок книгу о них, о животных.