Человек должен жить для человека
8 занятие
Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Тема нашего занятия: «Человек должен жить для человека».
-Как вы понимаете смысл этих слов?
Жить – значит жить для других. Все мы питаемся друг от друга. Пусть хоть иногда теплится огонек доброты... Не надо отказываться от нее. Доброта придает человеку силы, если ему трудно живется.
Эрих Мария Ремарк
Педагогические задачи для размышления:
1 задача.
Галя и Петя жили на даче. По утрам они любили собирать грибы в маленькой рощице около участка. Однажды они увидели кем-то потерянные мужские часы и красный дамский зонтик. Дети опрометью бросились с находкой к себе на участок:
-Мама! Папа! - запыхавшись, радостно кричали они.
-Вот какие подарки мы нашли вам ко дню рождения!
Вопрос:
-Какие качества личности проявились у этих детей?
2 задача.
В лагерь в один из субботних дней ко многим детям приехали родители и, конечно, привезли гостинцы. В комнате, где жили шесть девочек, к пяти приехали из дома, а к одной-нет. Вечером, перед сном, девочки жевали различные сладости, а одна из них-взятый из столовой хлеб.
Вопросы:
- Какие качества проявились у всех девочек?
- Как бы они могли поступить иначе?
3 задача.
Лида с Соней дружили. У Лиды тяжело заболел папа, и она очень переживала. Как-то девочки зашли к Оле, их сверстнице. В разговоре Оля и Соня, рассказывая страшные истории и всякие случаи, завели речь о разных болезнях. Лида попросила Соню перестать, но та отмахнулась. Лида ушла, а потом ночью долго плакала, что у неё теперь нет подруги.
Вопрос:
-Какие качества девочек проявились в этой ситуации?
Мудрые мысли
«Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя». А. Стендаль.
«Человек становиться сильнее даже после маленькой победы над собой».
М. Горький
«Человек должен слышать человека. Может быть, это и есть самое главное в жизни? Может быть, это та самая ось, вокруг которой вертится вся наша жизнь. Человек должен спешить на выручку человеку, спешить на помощь…»
А. Маркуша
В. Осеева «Печенье»
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…
-Вот вы послушали рассказ. Вам стало весело или грустно? Почему?
- Кто герои рассказа?
- Как можно назвать их одним словом?
- Понравилась вам эта семья?
- Прочитаем текст ещё раз и немного побеседуем по содержанию.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
-Где происходит действие?
-Для кого мама принесла печенье?
-Какое настроение было в семье в начале рассказа?
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- С какими словами обратился Миша к Вове?
- С какими словами обратился Миша к бабушке?
- Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему?
-Изменилось настроение у мамы и бабушки?
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…
-Итак, главный вопрос: правильно ли разделили мальчики печенье?
-А вы поступаете также?
-Итак, давайте сравним, как начинался и как закончился вечерний чай для всей семьи?
Мальчики поступили неправильно, повели себя плохо. Какими же растут Вова и Миша? Подберите слова для характеристики героев рассказа.
Вежливый Невнимательный Эгоист
Жадный Добрый Бессовестный
– Кто такой эгоист?
- А хотели бы вы иметь таких друзей?
- Можно ли назвать эту историю поучительной? Чему она учит?
- А может быть нам стоит придумать счастливое окончание этой истории? Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс исправиться, не стать совсем уж чёрствыми, невнимательными, бездушными? Подумайте и сочините к этой истории хороший конец.
Вывод:
Помогая, сопереживая, даря добро, любовь и заботу, мы живем ради других людей. Жизнь только для себя скучна и бессмысленна, ведь тот момент, когда ты понимаешь, что чья -то жизнь стала лучше благодаря тебе, невозможно заменить ничем. Именно жизнь, прожитая для других, самая прекрасная.
Рефлексия
– Было ли что-то на занятие, тронувшее вас? – С чем вы уходите с данного занятия, что взяли в голову и в душу?