Просмотр содержимого документа
«Презентация к занятию Серебряный век русской поэзии»
Тема занятия
Серебряный век русской поэзии.
В поэме «Возмездие» А.Блок так писал о двадцатом веке:
Двадцатый век ... еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла… И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к отчизне ... И черная земная кровь. Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи...
Задачи нашего семинара-конференции:
- закрепить представление о литературных направлениях поэзии Серебряного века, жизни и творчестве поэтов Серебряного века;
- проверить умение работать с документальными источниками, словарями, Интернет-ресурсами;
- развивать познавательные, исследовательские и творческие способности;
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.
Цель семинара:
- подтвердить или опровергнуть выдвигаемый мною тезис о том, что Серебряный век — явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов .
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Тема .
2. Идея (основная мысль).
3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?
4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?
5. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Тема стихотворения
- Это о чем (или о ком) говорится в стихотворении.
- Очень часто тема отражается в заглавии.
Основная мысль (идея)
- Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до читателя (слушателя)
- Идея может быть выражена в заглавии или в какой-нибудь строке стихотворения. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать
Изобразительно-выразительные средства
- Эпитеты
- Сравнения
- Метафоры
- Олицетворения
- Антитеза
- Аллитерация
- Гипербола
Разрешение проблемной ситуации:
- нам нужно подтвердить или опровергнуть записанный нами в начале семинара тезис.
- Что же в этих движениях общего?
- На чем основано глубинное единство?
Вывод
- все поэты- современники, их объединяет время, сама эпоха;
- всем им было свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
- все они трепетно относятся к слову, образу, ритму;
- все они новаторы структуры поэтического произведения;
- их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.
Подведение итогов занятия.
- Какое значение имела поэзия Серебряного века для развития русской литературы 20 века?
-поэзия выражала настроение эпохи;
- определила поиски новых путей в искусстве;
- дала огромное разнообразие творческих индивидуальностей, таких поэтов, как Блок, Есенин, Ахматова;
- привлекала читателя к сотворчеству.