СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Кейс технологии на уроках истории и обществознания"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс - это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описания конкретной ситуации;  задания к кейсу.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Кейс технологии на уроках истории и обществознания"»

Кейс метод на уроках истории и обществознания Бадмаева Светлана Дашинимаевна учитель истории и обществознания МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ»

Кейс метод на уроках истории и обществознания

Бадмаева Светлана Дашинимаевна

учитель истории и обществознания МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ»

Метод анализа конкретных ситуаций. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный, необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. У нас в России кейс - технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. 

Метод анализа конкретных ситуаций.

  • Название технологии произошло от латинского casus – запутанный, необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.
  • У нас в России кейс - технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. 
Кратко об истории кейсов Кейс-метод в основе своей педагогический. Родиной современного метода являются Соединенные Штаты Америки, а более точно – Школа бизнеса Гарвардского университета. Учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г

Кратко об истории кейсов

Кейс-метод в основе своей педагогический. Родиной

современного метода являются Соединенные Штаты Америки, а более точно – Школа бизнеса Гарвардского университета. Учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г

"Метод Case Study" наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесу, а в последнее время нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики и других наук.

Актуальность   использования кейс-метода в практике школьного образования: формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет.

Актуальность

  • использования кейс-метода в практике школьного образования: формирование личности современного человека возможно лишь в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных для конкретного возраста проблем развивать с детских лет.
Сущность кейс-метода:   учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение  к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу; создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни; сама проблема  не имеет однозначных решений.

Сущность кейс-метода:

  • учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу; создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни; сама проблема не имеет однозначных решений.
Цель использования: формирование  и развитие навыков, умений   Навыки, умения, опыт  содержание Выявление, отбор  и решение проблем Развитие навыков анализа  и критического мышления; формирование готовности решать сложные вопросы Работа с информацией Осмысление значения деталей, описанных в ситуации;  анализ и синтез информации и аргументов;  работа с предположениями  и заключениями, оценка альтернатив

Цель использования: формирование и развитие навыков, умений

Навыки, умения, опыт

содержание

Выявление, отбор и решение проблем

Развитие навыков анализа и критического мышления; формирование готовности решать сложные вопросы

Работа с информацией

Осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями, оценка альтернатив

Цель использования: формирование  и развитие навыков, умений   Навыки, умения, опыт  содержание Принятие решений, персональная ответственность Самостоятельность мышления, оригинальность, уверенность в себе, самоконтроль Навыки общения Умение слушать и понимать других людей и вести доказательную полемику, умение принимать различные позиции и точки зрения

Цель использования: формирование и развитие навыков, умений

Навыки, умения, опыт

содержание

Принятие решений, персональная ответственность

Самостоятельность мышления, оригинальность, уверенность в себе, самоконтроль

Навыки общения

Умение слушать и понимать других людей и вести доказательную полемику, умение принимать различные позиции и точки зрения

СТРУКТУРА КЕЙСА Название кейса (краткое, запоминающееся) Введение (обычно даются сведения о главных действующих лицах кейса, рассказывается о предыстории рассматриваемой ситуации, обозначается личностно-значимый смысл проблемы, заключенной в ситуации). Основная часть – описание самой ситуации (содержит внутреннюю интригу, проблему, заключенную в предлагаемой для анализа ситуации). Заключение (здесь ситуация может «зависать» на том этапе развития, который требует решения проблемы).

СТРУКТУРА КЕЙСА

Название кейса (краткое, запоминающееся)

Введение (обычно даются сведения о главных действующих лицах кейса, рассказывается о предыстории рассматриваемой ситуации, обозначается личностно-значимый смысл проблемы, заключенной в ситуации).

Основная часть – описание самой ситуации (содержит внутреннюю интригу, проблему, заключенную в предлагаемой для анализа ситуации).

Заключение (здесь ситуация может «зависать» на том этапе развития, который требует решения проблемы).

СТРУКТУРА КЕЙСА (продолжение) Приложения (содержат важную, но косвенную информацию, связанную с внутренней проблемой кейса в форме текста, графиков, диаграмм, иллюстраций, аудио- и видеозаписей и т.д.). Специально сформулированные вопросы, позволяющие организовать работу с кейсом либо задание, которое необходимо выполнить. (+ четкие инструкции) Записка для преподавателя (обозначается авторский подход к анализу кейса и дается описание методических особенностей работы с предлагаемой ситуацией) Заключение по ситуации (предлагается «решение» ситуации)

СТРУКТУРА КЕЙСА (продолжение)

Приложения (содержат важную, но косвенную информацию, связанную с внутренней проблемой кейса в форме текста, графиков, диаграмм, иллюстраций, аудио- и видеозаписей и т.д.).

Специально сформулированные вопросы, позволяющие организовать работу с кейсом либо задание, которое необходимо выполнить. (+ четкие инструкции)

Записка для преподавателя (обозначается авторский подход к анализу кейса и дается описание методических особенностей работы с предлагаемой ситуацией)

Заключение по ситуации (предлагается «решение» ситуации)

     К кейс технологиям относятся    :   метод инцидента;  метод разбора деловой корреспонденции;  метод ситуационного анализа.

К кейс технологиям относятся :

метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; метод ситуационного анализа.

Метод инцидента.   Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.

Метод инцидента.

  • Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать необходимую информацию. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.
 Метод инцидента.     «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек».    (Аргументы и факты)  Вопросы на основе текста . 1.В чем заключается проблема? 2.Как государство ее решает? 3.Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

Метод инцидента.

  «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек».  

(Аргументы и факты)

Вопросы на основе текста .

1.В чем заключается проблема?

2.Как государство ее решает?

3.Какие способы решения проблемы вы можете предложить?

  Метод разбора деловой корреспонденции.   Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Метод разбора деловой корреспонденции.

  • Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
 Работа с документами : «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».  « Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?»   Вопросы: 1. Какое право нарушено? 2.Кем нарушено? 3.На какие нормативные документ можно ссылаться, защищая свое право? 4.Что нужно сделать для его восстановления? 5.Кто обязан это сделать?

Работа с документами : «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

« Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?»

Вопросы:

1. Какое право нарушено?

2.Кем нарушено?

3.На какие нормативные документ

можно ссылаться, защищая свое право?

4.Что нужно сделать для его восстановления?

5.Кто обязан это сделать?

Метод ситуационного анализа. Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Метод ситуационного анализа.

  • Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Задания, опирающиеся на позицию современного человека  Ты – человек XXI века, попал в 1095 г. и слышишь призыв Римского папы Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов. Поддержал бы ты Папу или убедил его отказаться от походов? Какие аргументы бы ты привел?

Задания, опирающиеся на позицию современного человека

  • Ты – человек XXI века, попал в 1095 г. и слышишь призыв Римского папы Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов. Поддержал бы ты Папу или убедил его отказаться от походов? Какие аргументы бы ты привел?

Задания на основе анализа произведений живописи Сделай запись в дневник Ивана Грозного о событии, изображенном на картине И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Постарайся выразить чувства отца, подумай оправдывал ли он свой поступок и чем объяснял?

Задания на основе анализа произведений живописи

Сделай запись в дневник Ивана Грозного о событии, изображенном на картине И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Постарайся выразить чувства отца, подумай оправдывал ли он свой поступок и чем объяснял?

 Преимущества метода:   Активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Возможность работы группы на едином проблемном поле. Возможность выработки навыков простейших обобщений, возможность знакомства с реальной жизнью. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.

Преимущества метода:

  • Активная учебно-познавательная деятельность учащихся.
  • Возможность работы группы на едином проблемном поле.
  • Возможность выработки навыков простейших обобщений, возможность знакомства с реальной жизнью.
  • Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку.

Недостатки чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводиться к знанию множества ситуаций  без определённой системы.

Недостатки

  • чрезмерное увлечение ситуационным анализом может привести к тому, что все знания будут сводиться к знанию множества ситуаций без определённой системы.
Классификация кейсов                                   Практические кейсы Обучающие кейсы  Научно-исследовательские кейсы

Классификация кейсов

Практические кейсы

Обучающие кейсы

Научно-исследовательские кейсы

Информационные источники содержания кейсов           Художественная и публицистическая литература Анализ научных статей, монографий, научных отчетов Статистические материалы Материалы из Интернет

Информационные источники содержания кейсов

Художественная и публицистическая литература

Анализ научных статей, монографий, научных отчетов

Статистические материалы

Материалы из Интернет

 Требования, предъявляемые к кейсу:   1 Соответствовать чётко поставленной цели создания . 2 Иметь уровень трудности в соответствии  с возможностями учащихся. 3 Быть актуальным на сегодняшний день. 4 Быть ориентированным на коллективную выработку решений . 5 Иметь несколько решений, многоальтернативность решений, чем провоцировать дискуссию.

Требования, предъявляемые к кейсу:

1

Соответствовать чётко поставленной цели создания .

2

Иметь уровень трудности в соответствии с возможностями учащихся.

3

Быть актуальным на сегодняшний день.

4

Быть ориентированным на коллективную выработку решений .

5

Иметь несколько решений, многоальтернативность решений, чем провоцировать дискуссию.

  1 группа.   1 ситуация. Решение: В соответствии с п.3. ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Следовательно, своими действиями учитель нарушает требования Закона РФ «Об образовании». Вы можете обратиться в администрацию школы, для решения возникшего конфликта.

1 группа.

  • 1 ситуация.
  • Решение: В соответствии с п.3. ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Следовательно, своими действиями учитель нарушает требования Закона РФ «Об образовании». Вы можете обратиться в администрацию школы, для решения возникшего конфликта.

 1 группа.   2 ситуация. Решение: Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, что регламентируется в ст.43 Конституции РФ и в преамбуле Закона РФ «Об образовании». При этом, в соответствии с п.2 ст. 51 ФЗ «Об образовании» совершеннолетние граждане, (интересы ребенка представляют родители, опекуны, попечители) имеют право на выбор образовательного учреждения. Обратитесь в Департамент образования для решения данного вопроса.

1 группа.

  • 2 ситуация.
  • Решение: Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, что регламентируется в ст.43 Конституции РФ и в преамбуле Закона РФ «Об образовании». При этом, в соответствии с п.2 ст. 51 ФЗ «Об образовании» совершеннолетние граждане, (интересы ребенка представляют родители, опекуны, попечители) имеют право на выбор образовательного учреждения. Обратитесь в Департамент образования для решения данного вопроса.
2 группа 1 ситуация. Решение: Использование телефона не должно мешать проведению учебных занятий в школе, т.к. ученик обязан соблюдать порядок в классе. Однако учитель не имеет права выгонять с урока, так как данный метод воспитания является непедагогичным, а согласно ФЗ «Об образовании РФ» от 10.07.1992 №3266-1 дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. А что касается учителя, то в соответствии с ч. 1 ст. 50 ФЗ «Об образовании» права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. Изъять телефон он также не вправе, поскольку лишение гражданина собственности допускается только по решению суда.

2 группа

  • 1 ситуация.
  • Решение: Использование телефона не должно мешать проведению учебных занятий в школе, т.к. ученик обязан соблюдать порядок в классе. Однако учитель не имеет права выгонять с урока, так как данный метод воспитания является непедагогичным, а согласно ФЗ «Об образовании РФ» от 10.07.1992 №3266-1 дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. А что касается учителя, то в соответствии с ч. 1 ст. 50 ФЗ «Об образовании» права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. Изъять телефон он также не вправе, поскольку лишение гражданина собственности допускается только по решению суда.
2 группа 2 ситуация. Решение: В соответствие с Федеральным Законом «Об образовании» директор не имеет право исключить вашего ребенка из школы. Руководство школы имеет право оставить ребенка на второй год или перенести сдачу экзаменов на осень. Родители имеют право перевести своего ребенка на семейную форму образования (организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения). Граждане, получившие образование в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

2 группа

  • 2 ситуация.
  • Решение: В соответствие с Федеральным Законом «Об образовании» директор не имеет право исключить вашего ребенка из школы. Руководство школы имеет право оставить ребенка на второй год или перенести сдачу экзаменов на осень. Родители имеют право перевести своего ребенка на семейную форму образования (организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения). Граждане, получившие образование в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.
3 группа 1 ситуация. Решение: В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 2012 «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от места жительства. Родители могут обратиться в районный отдел образования или же в прокуратуру с заявлением о дискриминации вашего ребёнка по месту жительства.

3 группа

  • 1 ситуация.
  • Решение: В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 2012 «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от места жительства. Родители могут обратиться в районный отдел образования или же в прокуратуру с заявлением о дискриминации вашего ребёнка по месту жительства.
3 группа 2 ситуация. Учитель не имеет права выгонять ученика с урока или не пускать на урок ни при каких обстоятельствах. В Уставе каждой школы должно содержаться положение о том, что учителя и администрация школы несет ответственность за жизнь, здоровье и психическое состояние учеников во время занятий. В пункте 1статьи 51, Закона «Об образовании» говорится о том, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Соответственно, выгоняя вас с урока, учитель уже не выполняет свою обязанность гарантирования охраны здоровья. Более того, юридически не допуск к занятиям расценивается, как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное конвенцией ООН о правах ребенка, а также, как нарушение права гражданина России на получение образования.

3 группа

  • 2 ситуация.
  • Учитель не имеет права выгонять ученика с урока или не пускать на урок ни при каких обстоятельствах. В Уставе каждой школы должно содержаться положение о том, что учителя и администрация школы несет ответственность за жизнь, здоровье и психическое состояние учеников во время занятий. В пункте 1статьи 51, Закона «Об образовании» говорится о том, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Соответственно, выгоняя вас с урока, учитель уже не выполняет свою обязанность гарантирования охраны здоровья. Более того, юридически не допуск к занятиям расценивается, как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное конвенцией ООН о правах ребенка, а также, как нарушение права гражданина России на получение образования.
   УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ,  ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

УДАЧИ ВАМ ВО ВСЁМ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!