СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Классификация детской игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Классификация детской игры"»

Классификация детской игры Составила воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С 7 Кишкинская О.М.

Классификация детской игры

Составила воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С 7 Кишкинская О.М.

Подходы к классификации детских игр: - с точки зрения развития и воспитания (игры направлены на психическое, физическое развитие …); - учета возрастного подхода (игры дошкольников, младших школьников и т.д.); - с социально-психической точки зрения (массовые, групповые, индивидуальные); - с точки зрения управления игрой (стихийные, педагогически управляемые); - по происхождению (самодеятельные, дидактические и т.д.); - по характеру отражения действительности (репродуктивные, творческие); - по месту проведения (аттракционы, музыкальные, настолько-печатные…);

Подходы к классификации детских игр:

  • - с точки зрения развития и воспитания (игры направлены на психическое, физическое развитие …);
  • - учета возрастного подхода (игры дошкольников, младших школьников и т.д.);
  • - с социально-психической точки зрения (массовые, групповые, индивидуальные);
  • - с точки зрения управления игрой (стихийные, педагогически управляемые);
  • - по происхождению (самодеятельные, дидактические и т.д.);
  • - по характеру отражения действительности (репродуктивные, творческие);
  • - по месту проведения (аттракционы, музыкальные, настолько-печатные…);
Классификации игр

Классификации игр

Классификация игр Л.С. Новоселовой

Классификация игр Л.С. Новоселовой

Классификация игр  социоигровой направленности  ( Е.Е. Шулешко, Е.П Ершовой, В.М. Букатова) Игры для рабочего настроя. Игры-разминки (разрядки). Игры социоигрового приобщения к делу. Игры творческого самоутверждения. Игры вольные.

Классификация игр социоигровой направленности ( Е.Е. Шулешко, Е.П Ершовой, В.М. Букатова)

  • Игры для рабочего настроя.
  • Игры-разминки (разрядки).
  • Игры социоигрового приобщения к делу.
  • Игры творческого самоутверждения.
  • Игры вольные.
Традиционная классификация.  Два основных типа игр:  игры со скрытыми правилами - творческие (сюжетно-ролевые игры, в которых действия и поведение играющих определяется сюжетом и ролью, правила содержатся в них в скрытом виде); с открытыми (фиксированными) правилами (дидактические, подвижные, развивающие и т.д.)

Традиционная классификация. Два основных типа игр:

  • игры со скрытыми правилами - творческие (сюжетно-ролевые игры, в которых действия и поведение играющих определяется сюжетом и ролью, правила содержатся в них в скрытом виде);
  • с открытыми (фиксированными) правилами (дидактические, подвижные, развивающие и т.д.)
В современной дошкольной педагогике принята классификация игр С.А. Козловой, Т.А. Куликовой: творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры драматизации, режиссерские, строительные); дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные); подвижные игры.

В современной дошкольной педагогике принята классификация игр С.А. Козловой, Т.А. Куликовой:

  • творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры драматизации, режиссерские, строительные);
  • дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);
  • подвижные игры.
Творческие игры отражают: стремление детей к активности, самостоятельности; детское подражание; удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений; своеобразие взаимодействия в детском коллективе. С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит создание чего-то нового, оригинального.

Творческие игры отражают:

  • стремление детей к активности, самостоятельности;
  • детское подражание;
  • удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений;
  • своеобразие взаимодействия в детском коллективе.

С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит создание чего-то нового, оригинального.

Сюжетно-ролевая игра  Основой игры является мнимая или воображаемая ситуация.  Самостоятельность детей – одна из её характерных черт.  В игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.  Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Игры на патриотические темы Игры на бытовые сюжеты Сюжет игры Игры на производственные и общественные темы Игры на темы литературных произведений. Длительность сюжетной игры:  в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);  в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);  в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до нескольких дней).

Сюжетно-ролевая игра

  • Основой игры является мнимая или воображаемая ситуация.
  • Самостоятельность детей – одна из её характерных черт.
  • В игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.
  • Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

Игры на патриотические темы

Игры на бытовые сюжеты

Сюжет игры

Игры на производственные и общественные темы

Игры на темы литературных произведений.

Длительность сюжетной игры:

  • в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
  • в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
  • в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до нескольких дней).
Значение сюжетно-ролевой игры - происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми; - вызывает качественные изменения в психике ребенка.  Сюжетно-ролевой игре присущи основные черты: - эмоциональная насыщенность; - увлеченность детей; - самостоятельность; - активность; - творчество.

Значение сюжетно-ролевой игры

  • - происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми;
  • - вызывает качественные изменения в психике ребенка.

Сюжетно-ролевой игре присущи основные черты:

  • - эмоциональная насыщенность;
  • - увлеченность детей;
  • - самостоятельность;
  • - активность;
  • - творчество.
Компоненты сюжетно-ролевой игры. замысел, т.е. воображаемая ситуация (это образ игры; ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия); сюжет игры – последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих содержание игры (характер тех действий и отношений, которыми связаны участники игры); игровые роли – игровая позиция ребенка, в которой он отождествляет себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации; игровые действия – действия персонажей воображаемой ситуации.

Компоненты сюжетно-ролевой игры.

  • замысел, т.е. воображаемая ситуация (это образ игры; ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия);
  • сюжет игры – последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих содержание игры (характер тех действий и отношений, которыми связаны участники игры);
  • игровые роли – игровая позиция ребенка, в которой он отождествляет себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации;
  • игровые действия – действия персонажей воображаемой ситуации.
Центральное место в игре занимает роль Главное для детей в игре – это выполнение взятой на себя роли. Ей подчиняются и используемые предметы, и отношения между играющими Сюжет игры – это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре На сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Сюжеты чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка, изменяясь вместе с расширением его кругозора. Содержание игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их жизни

Центральное место в игре занимает роль

Главное для детей в игре – это выполнение взятой на себя роли.

Ей подчиняются и используемые предметы, и отношения между играющими

Сюжет игры – это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре

На сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность.

Сюжеты чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка, изменяясь вместе с расширением его кругозора.

Содержание игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их жизни

Уровни формирования взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре (по А.П. Усовой)

Уровни формирования взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре (по А.П. Усовой)

Театрализованные игры Театрализованные игры – разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов Виды театрализованных игр Режиссёрские игры Игры – драматизации

Театрализованные игры

Театрализованные игры – разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов

Виды театрализованных игр

Режиссёрские игры

Игры – драматизации

Условия развития театрализованных игр Учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребёнка к диалогу.  Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки.  Заботиться об оснащении театрализованных игр. К обновлению декораций, атрибутов подключать членов семей воспитанников.  Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр.  Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Условия развития театрализованных игр

  • Учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребёнка к диалогу.
  • Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки.
  • Заботиться об оснащении театрализованных игр. К обновлению декораций, атрибутов подключать членов семей воспитанников.
  • Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
Режиссёрские игры  Режиссёрские игры являются разновидностью творческих игр.  В основе сценария лежит непосредственный опыт ребёнка.  В режиссёрской игре речь – главный компонент.  В режиссёрской игре часто используется много персонажей но «активно действующих», т.е. тех, кого ребёнок представляет, обычно бывает не более трех-четырех.  В жизни ребёнка режиссёрская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и у другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра.  Особенностью режиссёрской игры является то, что партнёры (игрушки, их заместители) – неодушевлённые предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Режиссёрские игры

  • Режиссёрские игры являются разновидностью творческих игр.
  • В основе сценария лежит непосредственный опыт ребёнка.
  • В режиссёрской игре речь – главный компонент.
  • В режиссёрской игре часто используется много персонажей но «активно действующих», т.е. тех, кого ребёнок представляет, обычно бывает не более трех-четырех.
  • В жизни ребёнка режиссёрская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и у другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра.

Особенностью режиссёрской игры является то, что партнёры (игрушки, их заместители) – неодушевлённые предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Строительно-конструктивные  (конструкторские) игры Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в объединении детей на основе общих интересов, совместной деятельности. Эти игры являются коллективными. Различие состоит в том , что в сюжетно-ролевой игре отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Строительно-конструктивные (конструкторские) игры

  • Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
  • Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в объединении детей на основе общих интересов, совместной деятельности. Эти игры являются коллективными.
  • Различие состоит в том , что в сюжетно-ролевой игре отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.
Конструкторские игры Снег Листья Природный Глина, песок, камни Шишки Материал для конструкторских игр Конструкторы Мозаика Модульные блоки Искусственный Бумага

Конструкторские игры

Снег

Листья

Природный

Глина, песок, камни

Шишки

Материал для конструкторских игр

Конструкторы

Мозаика

Модульные блоки

Искусственный

Бумага

Особенности конструкторских (строительных) игр В младшем дошкольном возрасте: - постройки носят единоличный характер; - построив постройку, ребенок ее рушит и заново строит. В среднем дошкольном возрасте: - тематика построек расширяется. В старшем дошкольном возрасте: - постройки большие и объединяются в комплексы.

Особенности конструкторских (строительных) игр

В младшем дошкольном возрасте:

  • - постройки носят единоличный характер;
  • - построив постройку, ребенок ее рушит и заново строит.

В среднем дошкольном возрасте:

  • - тематика построек расширяется.

В старшем дошкольном возрасте:

  • - постройки большие и объединяются в комплексы.
Игры с правилами Дидактические игры Подвижные игры

Игры с правилами

Дидактические игры

Подвижные игры

Дидактические игры Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Народные корни дидактической игры. Структура дидактической игры: 1.Обучающая (дидактическая) задача. 2.Игровые действия. 3.Правила.

Дидактические игры

  • Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
  • Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи.
  • Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
  • Народные корни дидактической игры.

Структура дидактической игры:

  • 1.Обучающая (дидактическая) задача.
  • 2.Игровые действия.
  • 3.Правила.
Дидактические игры Эстетическое воспитание Нравственное воспитание Физическое воспитание Дидактическая игра - средство всестороннего воспитания личности Трудовое воспитание Умственное воспитание Развитие коммуникативности

Дидактические игры

Эстетическое воспитание

Нравственное воспитание

Физическое воспитание

Дидактическая игра - средство всестороннего воспитания личности

Трудовое воспитание

Умственное воспитание

Развитие коммуникативности

Подвижные игры Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. В многообразии детских подвижных игр выделяют несколько основных типов: Игры, основанные на ловкости, физической умелости. Игры, основанные на удаче (где результат не зависит от физической подготовки или умственной компетенции играющих). Педагогические подходы организации детских подвижных игр: Выбор игры. Предложение игры детям. Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Развитие игровой ситуации Правила игры.

Подвижные игры

  • Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

В многообразии детских подвижных игр выделяют несколько основных типов:

  • Игры, основанные на ловкости, физической умелости.
  • Игры, основанные на удаче (где результат не зависит от физической подготовки или умственной компетенции играющих).

Педагогические подходы организации детских подвижных игр:

  • Выбор игры.
  • Предложение игры детям.
  • Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура.
  • Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.
  • Развитие игровой ситуации
  • Правила игры.
Народные игры Народные игры Индивидуальные Коллективные Сюжетные Игры - ловишки Сезонно - обрядовые Бытовые Игры - забавы Игры - аттракционы Театрализованные игры

Народные игры

Народные игры

Индивидуальные

Коллективные

Сюжетные

Игры - ловишки

Сезонно - обрядовые

Бытовые

Игры - забавы

Игры - аттракционы

Театрализованные игры

Культивирование игры происходит, прежде всего, через игрушку  Игрушка – это специально изготовленный предмет детской игры. Она является одним из средств обеспечения игровой деятельности. Игрушка – активное средство воспитания. Игрушки делятся по видам детских игр, но все игрушки обладают многообразными функциями, что позволяет использовать одну и ту же игрушку в разных видах игр.

Культивирование игры происходит, прежде всего, через игрушку

  • Игрушка – это специально изготовленный предмет детской игры.
  • Она является одним из средств обеспечения игровой деятельности.
  • Игрушка – активное средство воспитания.
  • Игрушки делятся по видам детских игр, но все игрушки обладают многообразными функциями, что позволяет использовать одну и ту же игрушку в разных видах игр.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!