Классификация детской игры
Составила воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С 7 Кишкинская О.М.
Подходы к классификации детских игр:
- - с точки зрения развития и воспитания (игры направлены на психическое, физическое развитие …);
- - учета возрастного подхода (игры дошкольников, младших школьников и т.д.);
- - с социально-психической точки зрения (массовые, групповые, индивидуальные);
- - с точки зрения управления игрой (стихийные, педагогически управляемые);
- - по происхождению (самодеятельные, дидактические и т.д.);
- - по характеру отражения действительности (репродуктивные, творческие);
- - по месту проведения (аттракционы, музыкальные, настолько-печатные…);
Классификации игр
Классификация игр Л.С. Новоселовой
Классификация игр социоигровой направленности ( Е.Е. Шулешко, Е.П Ершовой, В.М. Букатова)
- Игры для рабочего настроя.
- Игры-разминки (разрядки).
- Игры социоигрового приобщения к делу.
- Игры творческого самоутверждения.
- Игры вольные.
Традиционная классификация. Два основных типа игр:
- игры со скрытыми правилами - творческие (сюжетно-ролевые игры, в которых действия и поведение играющих определяется сюжетом и ролью, правила содержатся в них в скрытом виде);
- с открытыми (фиксированными) правилами (дидактические, подвижные, развивающие и т.д.)
В современной дошкольной педагогике принята классификация игр С.А. Козловой, Т.А. Куликовой:
- творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры драматизации, режиссерские, строительные);
- дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);
- подвижные игры.
Творческие игры отражают:
- стремление детей к активности, самостоятельности;
- детское подражание;
- удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений;
- своеобразие взаимодействия в детском коллективе.
С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит создание чего-то нового, оригинального.
Сюжетно-ролевая игра
- Основой игры является мнимая или воображаемая ситуация.
- Самостоятельность детей – одна из её характерных черт.
- В игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.
- Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Игры на патриотические темы
Игры на бытовые сюжеты
Сюжет игры
Игры на производственные и общественные темы
Игры на темы литературных произведений.
Длительность сюжетной игры:
- в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
- в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
- в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до нескольких дней).
Значение сюжетно-ролевой игры
- - происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми;
- - вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Сюжетно-ролевой игре присущи основные черты:
- - эмоциональная насыщенность;
- - увлеченность детей;
- - самостоятельность;
- - активность;
- - творчество.
Компоненты сюжетно-ролевой игры.
- замысел, т.е. воображаемая ситуация (это образ игры; ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия);
- сюжет игры – последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих содержание игры (характер тех действий и отношений, которыми связаны участники игры);
- игровые роли – игровая позиция ребенка, в которой он отождествляет себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации;
- игровые действия – действия персонажей воображаемой ситуации.
Центральное место в игре занимает роль
Главное для детей в игре – это выполнение взятой на себя роли.
Ей подчиняются и используемые предметы, и отношения между играющими
Сюжет игры – это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре
На сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность.
Сюжеты чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка, изменяясь вместе с расширением его кругозора.
Содержание игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их жизни
Уровни формирования взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре (по А.П. Усовой)
Театрализованные игры
Театрализованные игры – разыгрывание определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов
Виды театрализованных игр
Режиссёрские игры
Игры – драматизации
Условия развития театрализованных игр
- Учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребёнка к диалогу.
- Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки.
- Заботиться об оснащении театрализованных игр. К обновлению декораций, атрибутов подключать членов семей воспитанников.
- Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
Режиссёрские игры
- Режиссёрские игры являются разновидностью творческих игр.
- В основе сценария лежит непосредственный опыт ребёнка.
- В режиссёрской игре речь – главный компонент.
- В режиссёрской игре часто используется много персонажей но «активно действующих», т.е. тех, кого ребёнок представляет, обычно бывает не более трех-четырех.
- В жизни ребёнка режиссёрская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Но у той и у другой общие корни, а именно: сюжетно-отобразительная игра.
Особенностью режиссёрской игры является то, что партнёры (игрушки, их заместители) – неодушевлённые предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.
Строительно-конструктивные (конструкторские) игры
- Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
- Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в объединении детей на основе общих интересов, совместной деятельности. Эти игры являются коллективными.
- Различие состоит в том , что в сюжетно-ролевой игре отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.
Конструкторские игры
Снег
Листья
Природный
Глина, песок, камни
Шишки
Материал для конструкторских игр
Конструкторы
Мозаика
Модульные блоки
Искусственный
Бумага
Особенности конструкторских (строительных) игр
В младшем дошкольном возрасте:
- - постройки носят единоличный характер;
- - построив постройку, ребенок ее рушит и заново строит.
В среднем дошкольном возрасте:
- - тематика построек расширяется.
В старшем дошкольном возрасте:
- - постройки большие и объединяются в комплексы.
Игры с правилами
Дидактические игры
Подвижные игры
Дидактические игры
- Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
- Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи.
- Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
- Народные корни дидактической игры.
Структура дидактической игры:
- 1.Обучающая (дидактическая) задача.
- 2.Игровые действия.
- 3.Правила.
Дидактические игры
Эстетическое воспитание
Нравственное воспитание
Физическое воспитание
Дидактическая игра - средство всестороннего воспитания личности
Трудовое воспитание
Умственное воспитание
Развитие коммуникативности
Подвижные игры
- Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
В многообразии детских подвижных игр выделяют несколько основных типов:
- Игры, основанные на ловкости, физической умелости.
- Игры, основанные на удаче (где результат не зависит от физической подготовки или умственной компетенции играющих).
Педагогические подходы организации детских подвижных игр:
- Выбор игры.
- Предложение игры детям.
- Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура.
- Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.
- Развитие игровой ситуации
- Правила игры.
Народные игры
Народные игры
Индивидуальные
Коллективные
Сюжетные
Игры - ловишки
Сезонно - обрядовые
Бытовые
Игры - забавы
Игры - аттракционы
Театрализованные игры
Культивирование игры происходит, прежде всего, через игрушку
- Игрушка – это специально изготовленный предмет детской игры.
- Она является одним из средств обеспечения игровой деятельности.
- Игрушка – активное средство воспитания.
- Игрушки делятся по видам детских игр, но все игрушки обладают многообразными функциями, что позволяет использовать одну и ту же игрушку в разных видах игр.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!