Поколение Z: поколение клипового мышления и визуальной культуры :
плюсы и минусы клипового мышления
Какой же наш современный подросток? Деградирует ли современное молодое поколение? Кого мы воспитываем? Каждый из учителей, хоть раз задавался этими вопросами.
Подростковый возраст является в развитии личности сложным и определяющим одновременно. В это время молодые люди должны справиться с гораздо большим количеством задач развития, чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания среди сверстников, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей как основу собственного поведения.
Неумение справиться с какой-либо из задач может привести к нарушениям адаптации и социализации, проявлениям отклоняющегося поведения, любым негативным зависимостям, не только токсическим, но и нехимическим.
Молодое поколение XXI века — это поколение, которое формируют цифровые технологии. Поколение, которое выросло в новом цифровом обществе. Британские ученые из университетского колледжа Лондона утверждают, что одним из последствий цифровой революции может стать изменение способа мышления людей .
Молодое поколение способно одновременно решать несколько задач, «перелетая с одного сайта на другой». Но большинство подростков не способны выполнять линейные задания, к примеру, читать и писать, поскольку внимание рассеивается. Молодое поколение не умеет самостоятельно решать поставленные задачи, а ищет готовые ответы в Интернете. Кузнецова Н. П. Портрет современного подростка
В последние годы нейропсихологи активно обсуждают яркий популяционный синдром — синдром функциональной несформированности лобных отделов , в основном левого полушария.
Именно эти особенности строения мозга наблюдаются у людей, имеющих склонность к азартным играм, наркотикам, алкоголю, компьютерным играм.
Такие дети неспособны к длительной усидчивой работе, импульсивны, непоследовательны, крайне эмоциональны.
Обнаружить лобную несформированность невозможно без консультации профессионального нейропсихолога.
Однако существуют признаки, которые должны заставить забеспокоиться: родители и педагоги жалуются, что ребенок плохо учится, отвлекается, ничем не интересуется, тратит на домашние задания по 5 часов, а если его контролируют — хватает и одного, решает арифметическую задачу без проверки, половину слов не дописывает, пропускает буквы.
Такой ребенок принадлежит к новой генерации
людей с более примитивным строением мозга.
Это отклонение так распространено, что может
считаться нормой.
XXI век – век информации
Остро стоит проблема ее организации и структурирования - информационный мир представляет собой в настоящее время, скорее информационный хаос, чем информационный космос.
Экспансия информационных технологий порождает ряд специфических проблем
- Информационное поле, по подсчетам Ф. Данна, за последние 30 лет увеличилось также как в предыдущие 5000 лет; объем информации удваивается каждые 5 лет.
- Средства массовых коммуникаций используют техники воздействия на подсознание, стремятся управлять, манипулировать человеческим поведением.
- Все это серьезно осложняет процесс познания и ценностного освоения действительности, выявления общечеловеческого и личностного смысла информации .
«Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе , и линейная последовательность знаков перестает быть базой культуры» (М. Маклюэн)
Ге́рберт Ма́ршалл Маклю́эн — канадский философ, филолог, литературный критик, эколог средств коммуникации и теоретик воздействия артефактов как средств коммуникации. «Понимание медиа: внешние расширения человека».
Учителя – Ученики
ЧТО делать?
Учителя бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний.
Им не под силу прочитать «Войну и мир» даже по главам. Они неспособны конспектировать, написать реферат, не задумываются, что при решении задачи не может получиться 2,5 человека, а из 8 км невозможно вычесть 3 часа.
При выполнении домашних заданий стараются воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями, решебниками.
Проблема «отцов и детей»
Молодёжь подвергалась критике со стороны старших во все времена. Не так думают, не так одеваются, не так говорят...
Однако сегодня критика становится всё чаще не просто причитаниями, а вполне обоснованными претензиями.
Современные дети и подростки не хотят читать, не хотят учиться, часами сидят за мониторами и не признают авторитета старших.
Их интересы, цели, стремления не понятны их родителям и вызывают опасения у социологов и психологов.
Так чего же можно ожидать от тех, кто скоро будет создавать новое общество?
Теория поколений
« Теория поколений»
появилась относительно недавно.
В 1991 году она была создана американскими учёными
Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом .
Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как «поколение».
Теория возникла на стыке экономики, демографии, истории, психологии и быстро набрала популярность.
Поколение - это группа людей, рождённых в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями.
Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение.
Эти ценности действуют незаметно и во многом определяют поведение.
В России сегодня живут
представители шести поколений
Поколение GI,
или поколение Победителей
Молчаливое поколение
1900—1923
Поколение
1923—1943
Поколение Х ,
Беби-Бумеров
г. р.
или Неизвестное поколение
г. р.
1943—1963
Поколение Y,
1963—1984
Поколение Z,
г. р.
или Поколение Миллениум, Next
Или Цифровое поколение
г. р.
1984—2000
c 2000 г. р.;
г. р.
+/- 2-3 года
В России сегодня живут
представители шести поколений
Поколение GI, или поколение Победителей (1900—1923 г. р.)
События, сформировавшие их ценности: революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация.
Ценности:
трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.
В России сегодня живут
представители шести поколений
Молчаливое поколение
(1923—1943 г. р.)
События, сформировавшие ценности:
сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков.
Ценности:
преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение .
В России сегодня живут
представители шести поколений
Поколение Беби-Бумеров
(1943—1963 г. р.)
События, сформировавшие ценности:
советская «оттепель», покорение космоса, СССР — мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.
Ценности:
оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.
В России сегодня живут
представители шести поколений
Поколение Х, или Неизвестное поколение (1963—1984 г. р.)
События, сформировавшие ценности:
продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане.
Ценности:
готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
В России сегодня живут
представители шести поколений
Поколение Y, или Поколение Миллениум, Next (1984—2000 г. р.)
События, сформировавшие ценности:
распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий, мобильные телефоны и интернет — их привычная действительность,
эпоха брендов.
Ценности:
свобода, fun (веселье), результат как таковой. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.
В России сегодня живут
представители шести поколений
Поколение Z
(c 2000 г. р.; +/- 2-3 года)
Ценности
самых старших представителей этого поколения ещё в процессе формирования.
Зачастую термин «поколение Зет» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек».
Поколение Z
Что же касается ценностей , которые присущи представителям Поколения Z, у нового поколения возникает размывание жизненных принципов и жизненных ориентиров.
Происходит это в силу нескольких причин:
Z
Х
Первая – быстрое изменение жизни, вследствие которого отдельные жизненные принципы, а то и стиль жизни в целом устаревают.
Вторая– мировоззренческий разрыв с родителями, жизненные принципы старших становятся для молодёжи неактуальными .
И, наконец, третья – избыточность информации, или информационная перегруженность, являющаяся неотъемлемой чертой современного информационного общества.
Проблема «отцов и детей»
РОДИТЕЛИ
ДЕТИ
7
«Люди книги» «Люди экрана» XX век XXI век
Метро
Клиповое мышление
Сегодня процесс производства новых знаний достиг немыслимых темпов. Американский нейробиолог Дэниел Левитин подсчитал, что за последние 10 лет мы создали в 10 раз больше данных, чем за всю историю человечества. Этот массив информации эквивалентен 6 триллионам романов «Война и мир» Льва Толстого!
- Наш мозг сформировался во времена, когда мы занимались охотой и собирательством, - считает Дэниел Левитин, - Наши предки могли встретить не более тысячи человек за всю свою жизнь. Сегодня по дороге на работу в крупном мегаполисе мы можем увидеть больше.
Естественно, наш мозг подстраивается под новые потребности. Теперь главное - это умение отсеивать ненужную информацию. Определить, что в потоке новостей главное, а что второстепенное. Старое классическое понятийное мышление, когда важно было понять суть вещей, сегодня является устаревшей опцией. Оно слишком «тормозит» процесс обработки огромного вала информации, которая обрушивается на нас из теле и радиопередач, интернета, газет, социальных сетей, sms-сообщений и электронной почты... Чтобы защититься от информационных перегрузок наш мозг пошел по пути клипового мышления .
Пять факторов , порождающих явление «клипового мышления»
- В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин выделяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:
- Ускорение темпов жизни и связанное с ним возрастание объема информационного потока;
- Потребность в быстроте поступления информации и ее актуальности;
- Увеличение разнообразия поступающей информации;
- Увеличение количества дел, которыми человек занят одновременно. «Проекты»;
- Рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы;
Поколение Z – поколение потребителей
От всех прочих предыдущих поколений этих юношей и девушек отличает то, что они с детства знакомы с цифровыми технологиями. «Буквально родились с iPad в руках», – отзываются о «зэтах» учёные исследователи.
Новое поколение придерживается принципа «живи настоящим», предпочитая проводить время в свое удовольствие и стараясь ни о чём сильно не беспокоиться. Главная цель их жизни – «быть счастливыми», однако «зэты» понимают счастье довольно однобоко: в первую очередь молодые люди связывают его с физическим и психологическим комфортом.
У поколения Z нет авторитетов, кроме цифровых технологий.
Визуальные образы СМИ, компьютерных игр становятся руководством к действию
Черты поколения Z
Девиз поколения зетов:
«Я – это я, и никакие сравнения не уместны».
- Индивидуализм
- Инфантилизм
- Отсутствие живого общения («цифровые аборигены»)
- Гибкость, чувствительность
- «Клиповое мышление»
- Сосредоточенность на своём внутреннем мире, на себе
- Ответственность только за себя
- Отсутствие чувства коллективизма
- Ставка на собственный потенциал и свою уникальность
- Создание своего мира (зачастую виртуального)
Плюсы и минусы поколения Z
Дети поколения Z более ориентированы на потребление, более амбициозны, индивидуализированы.
Они не склонны становиться частью какой-либо социальной группы.
Термин «клиповое мышление» в философско-психологической литературе появился в конце 90-х гг. ХХ в . и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости.
В 1990-е годы о клиповом мышлении, как о порождении мозаичной культуры , стали говорить всерьез.
Клиповое мышление характерно не только для российского общества.
“ Клиповое мышление” — мышление основанное на сиюминутном восприятии и реакции минуя сам процесс мышления .
Как в видеоклипе: картинка идет одна за одной, без связанного сюжета. Информация идет потоком и человеку дается 1-2 минуты, чтобы осмыслить сюжет и тут же все забыть, потому что начинается что-то другое, новое, интересное.
И этот поток информации постоянно стремится тебе в голову, так что успевай только проглатывать одну за одной, одну за одной.
Такой человек не может сконцентрироваться продолжительное время на чем-то одном, он постоянно перепрыгивает с темы на тему, не способен сосредотачиваться на какой-либо информации.
Естественно, при таком образе восприятия (даже не мышления) низкий уровень анализа.
Таким людям трудно донести основную мысль, потому что они всегда перепрыгивают от главного на второстепенное. Их неспособность выстраивать цепочку от общего к частному порождает груду вспышек почти случайных слов, необъективных мыслей и отсутствия здравого смысла. Мышление на основе ассоциаций доходит до абсурда.
И слушая его, через пять минут понимаешь, что не то что ты не получишь ответ на свой вопрос, он даже не помнит, что ты у него спрашивал.
« Клиповое мышление»
Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма.
Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из цепочки слабо связанных по смыслу кадров.
« Клиповое мышление»
При клиповом мышлении жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.
“ Клиповое мышление»
Клиповое мышление .
Наиболее ярко это проявляется, например, в том что поколение твиттера, фейсбука и вконтакта не могут воспринимать информацию, изложенную более чем в 140 знаках, без того, чтобы не написать-НЕАСИЛИЛ МНОГАБУКАФ. А многие, как наши далекие предки, вообще общаются только пиктограммами.
Проблемы:
1. Плохая память
2. Неусидчивость
3. Информационные и эмоциональная перегрузка.
4. Еще больше проблем у таких людей с запоминанием и обработкой информации.
!!!!!!!!!!
Информация с классических меловых и маркерных досок для многих детей не интересна и не несёт информации на уровне психологии. Интерактивные доски могут решить эту проблему.
Нам надо принять это явление как объективный факт и заставить работать это «клиповое сознание» на развитие ученика…
Рассмотрим положительные (+) и отрицательные
(–) стороны клипового мышления:
I
– да, при клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов, частей, осколков информации. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых (потребность слушать новую музыку, общаться в чате, постоянно «бродить» по сети, редактировать фотки, отрывки из фильмов экшен, играть в онлайн игры с новыми участниками…);
+ но, есть и оборотная сторона медали: клиповое мышление может использоваться как защитная реакция организма на информационную перегрузку. Если учитывать всю ту информацию, которую видит и слышит за день человек, плюс «всемирную свалку» Интернет, то нет ничего удивительного в том, что его мышление меняется, подстраивается, адаптируется к новому миру;
II
– да, у подростков и студентов «клиповость» проявляется более ярко и связано это, во-первых, с тем, что они находятся «на виду» у педагогов, требующих от них читать первоисточники, конспектировать, и когда они этого не делают, начинается поиск интерактивных методов обучения и воздействия; во-вторых, с глобальной информатизацией общества и невероятно ускорившимся за последний десяток лет темпом обмена информацией, которая вселяет в подростка уверенность в быстром простом решении сложной для него задачи: зачем идти в библиотеку, чтобы взять, а затем прочитать «Войну и мир», когда достаточно открыть Google, найти, скачать из сети и посмотреть экранизацию романа, причем не Сергея Бондарчука, а Роберта Дорнхельма;
+ клиповое мышление — это вектор в развитии отношений человека с информацией, который возник, не вчера и исчезнет не завтра;
III
– да, клиповое мышление предполагает упрощение, т.е. «забирает» глубину усвоения материала;
+ клиповое мышление придает динамизм познавательной деятельности: часто мы попадаем в ситуацию, когда что-то вспоминаем, но не до конца уверены в точности воспроизведения информации;
IV
– да, теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек, потребление информации приравнивается к поглощению фаст-фуда;
+ но великий классик Л.Н. Толстой говорил: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать».
V
- Неспособность к длительной сосредоточенности на какой – либо информации – рассеянность, невнимательность. Неспособность к восприятию длительной линейной последовательности: однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста. Снижение способности к анализу информации - поверхностность, алогичность .
+ Достоинства и особенности: высокая скорость обработки информации; быстрое переключение между разными смысловыми фрагментами; предпочтение визуальных символов и образов нетекстовой информации. Стремление к краткости, лаконичности подачи информации, постоянной новизне.
Вертикальное, диагональное чтение - быстрый пробег по заголовкам, страницам, абзацам в поиске информации.
По мнению доктора филологических наук, психолингвиста Валерия Белянина, проблема восприятия текста – одна из ключевых для современной психологии.
Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки.
Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст, нравственное падение.
Они технологичны. Для них важна свобода и минимум ограничений. У них есть определенные психологические синдромы, вызванные недостатком эмоциональных контактов в семье и избытком информации извне.
Склонны к аутизации .
В БУДУЩЕМ: всё это приведет к тому, что они не смогут работать в команде и быть лидерами. Управлять в реальности ими будет сложно, поэтому управление необходимо будет виртуализировать.
Социальными сетями пользуется 99,7% среднесуточной аудитории Рунета, или 30,9 млн человек, по данным Comscore.
В среднем российский пользователь проводит в соцсети 12,8 часа в месяц.
Это самый высокий показатель в мире. Российские пользователи находятся в зоне риска интернет-зависимости.
v
Угрозы
Разрушение в результате глобального наступления новых информационных технологий традиционных, исторически сложившихся механизмов трансляции социального опыта и необходимость поиска новых коммуникативных форм адаптации человека к современным цивилизационным условиям его бытия.
Изменение ценностных ориентаций и мотивации поведения человека в контексте современных экономических, политических и социокультурных процессов.
Возрастная структура пользователей Интернета в России
Возрастные группы
Пользователи Интернета, %
12 - 17
18 - 24
Пользователи мобильного Интернета, %
86
25- 34
84
51
45
72
35 – 44
26
57
45-54
12
34
Старше 55
5
10
1
Психологическая кластеризация информационного общества
- «Цифровые с рождения» - до 12 лет
- «Цифровые аборигены» - 13 - 24 гг.
- «Цифровые иммигранты» - 25 - 34 гг.
- «Бэби-бумеры» - 35 - 54 гг.
- «Компьютерно неграмотные» - 55 лет и старше
Психологические особенности «цифровых аборигенов»
- Клиповое мышление.
- Многозадачность умственной деятельности.
- Привычка сортировать готовую информацию, ослабление аналитических способностей.
- Неспособность сосредоточиться.
- Компьютерная зависимость.
- Ухудшение социальных навыков общения.
- Эгоизм и безответственность за последствия своих действий.
Медиазависимость
Эскейпизм
Бегство в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением.
«Электронное бродяжничество»
- Длительная (многочасовая) навигация по Интернету без конкретной цели.
- Источником удовольствия служит факт пребывания в Сети.
- Описаны случаи пребывания в Интернете по 18 и более часов в сутки, по 100 и более часов в неделю
- Однако степень зависимости определяется не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в существенных сторонах реальной жизни.
«Сетевой азарт»
- Патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам и биржам или электронным покупкам.
Зависимость от «кибер-отношений»
Зависимость от социальных контактов: общения (в чатах, групповых играх и телеконференциях) и установления в ходе общения дружеских отношений или флирта.
«Некоторые футурологи предсказывают, что уже через 15 лет наиболее востребованы будут следующие специалисты:
глазир, корпоративный антрополог, менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ, персональный бренд-менеджер и другие.
Эти направления подготовки мы сегодня себе даже не представляем, хотя предполагаемым местом их обучения указывается СПбГПУ.
«Клиповость» становится нормой, и переучиваться придется, видимо, тем, кто 500 лет считал свой способ коммуникации единственно верным».
Леонид Борисович Аксенов, д.т.н., профессор, Санкт – Петербургский государственный политехнический университет
Вывод
Клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно.
Это направление цивилизации. Но надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут.
Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.
Это был урок литературы.
Надо было выучить наизусть отрывок — чтобы было куда подглядывать, он и сделал себе шпаргалку. Детям надо было наизусть рассказать отрывок из «Слово о полку Игореве».
Эта шпаргалка загнала учителя в ступор и ребенку разрешили ею пользоваться.
Напомню, иллюстраторами и авторами картин на сюжет "Слова о полку Игореве" являются такие художники, как В. М. Васнецов, Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, В. А. Серов.
Как бороться с клиповым мышлением?
Многие считают «клиповое мышление» исключительно негативным явлением, злом, с которым надо бороться, в том числе американский футуролог Э.Тоффлер.
В США рассеянное внимание школьников лечат медикаментозно.
В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени.
Но наиболее доступный метод – это чтение (естественно, не клиповой литературы). И всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д., что способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
В России во имя этой борьбы рекомендуют побуждать детей и подростков больше читать. Этой цели служит возвращение к сочинению, как дополнительному испытанию для выпускников школ.
Сегодня мы наблюдаем расцвет визуальных форм во всех сферах: видео, фото, граффити. Текст уходит на второй план. С каждым годом люди становятся все более визуально- ориентированными – это объективные последствия цифрового прогресса:
- В соцсетях обмен чистой воды «визуалкой» тенденция последнего времени.
- Пост без картинки не привлекает внимание читателей независимо от важности его содержания
- Даже бизнес-презентации крупнейших мировых компаний содержат минимум текста и максимум инфографики – с целью стремительно донести информацию.
- 35% взрослых россиян не прочли ни одной книги после школы.
- 62% россиян не покупают книг вообще!
- Лишь 10% малышей слышат свою первую книгу от родителей или бабушек, дедушек.
Д. Пеннак «Как роман»
- – Раз так, сегодня никакого телевизора!
- Так-так…
- Да… Телевизор, возведенный в ранг награды – а чтение, соответственно, низведенное в разряд повинностей… наша находка, не чья-нибудь.
- Почему в России детское чтение – это проблема только учителей и библиотекарей?
- Почему в Великобритании, Франции и Германии детское чтение – общезначимое дело?
- Почему в Германии в школах вводят ежедневные уроки обязательного чтения?
- Почему французские социологи обеспокоены тем, чтобы характер юношей формировался национальной классической литературой ?
- Почему Великобритания усиливает репрессии против тех школ, которые из рук вон плохо влияют на формирование детского чтения?
Итак …
Если в обществе не существует механизмов приобщения юношей и девушек к чтению, то неизбежно происходит отрыв от корней традиции, от национальной культуры, более активно происходит манипуляция их сознанием через средства массовой информации.
Чтение
- Это сложная мыслительная деятельность
- наиболее интеллектуализированный процесс из всех способов декодирования знаковых систем;
- способствует развитию интеллекта, мышления, рациональных механизмов психики;
- происходит формирование эмоционального опыта читателя;
- позволяет связывать и интерпретировать факты, знание которых самих по себе ничего не дает;
- сложное эмоциональное, эмпатическое взаимодействие с мощной активизацией личностного начала, ведущее к многозначности понимания и интерпретации текста;
Д. Пеннак «Как роман»
- - Да, но у меня такой жесткий график, откуда взять этот час на чтение? У кого отнять? У друзей? Телека? Разъездов? Вечеров в кругу семьи? Уроков?
- - Где найти время читать?
- Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания . Потому что, если разобраться, времени читать ни у кого никогда нет. Нет у мелких, нет у подростков, нет у взрослых. Жизнь - постоянная помеха чтению.
- - Читать? Я бы с радостью, но работа, но дети, но хозяйство, времени нет…
- - Как я вам завидую, что у вас есть время читать!
- Время читать - это всегда украденное время. (Как, впрочем, и время писать, время любить.)
У кого украденное? Скажем, у обязанности жить!
Итак …
чтение хорошей литературы помогает восстанавливать разрушенные смысловые связи и увидеть целостные картины вместо мозаичных,
чтение классического произведения - один из способов формирования целостного , не фрагментарного (клипового) восприятия мира , которое является защитным экраном на пути манипуляции сознанием с экрана телевизионного.
Удачи вам, дорогие коллеги