«КОЛЛАЖ»
Выполнила: преподаватель
МБОУ СОШ № 25
Иванова Нэлли Борисовна
- Коллаж (от фр. coller — приклеивание) — приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.). Коллаж особенно характерен для искусства XX века. В изобразительном искусстве коллаж заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Развитие искусства коллажа в XX веке связывают с именами Жоржа Брака и Пабло Пикассо , Х. Гриса.
Коллаж использует принцип совмещения разнородных материалов. Одна из задач коллажа — эмоциональная насыщенность и острота произведения.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.
В сферу искусства коллаж был введён, как формальный эксперимент кубистами , футуристами и дадаистами . На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.
Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910—1912 годах. С этого времени коллаж стал характерной особенностью синтетического кубизма. Жорж Брак в основном обращался к графической версии коллажа. Он делал наклейки на листах бумаги и дополнял их беглым рисунком. Пространственный коллажи Пикассо в виде скульптур, смонтированных из обрезков дерева, металла, картона, верёвок . Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс .
Первые отдельные приемы коллажа стали использоваться в коптских тканях в IV—VII вв. и при изготовлении войлочных завесов кочевых народов Центральной Азии. Данную технику приравнивали к аппликации . Однако со временем коллажем стали именовать только ту работу с бумагой и картоном, в которой из бесформенных разнофактурных кусочков составляется целостное изображение, и при этом используются специфические для орнаментального искусства приемы декупюра.
Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс , продолжавший традиции сюрреалистов и дадаистов . Он расширил сферу используемых для коллажей материалов и предметов. Его небольшие, но очень изысканные по композиции произведения, называвшиеся выдуманным словом «merzbild», состояли из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов и т.п.
В 1912 г. техника коллажа заинтересовала живописцев Ж. Брака и П. Пикассо , а затем футуристов, « синтетистов ». Они стали внедрять элементы коллажа в живописные полотна. Так, в ход шли куски старых газет, шрифты, ткани, которые создавали дополнительный, порой парадоксальный эффект отображения предметов и объектов действительности в концептуальном пространстве изобразительного искусства. Благодаря живописцам классический коллаж несколько трансформировался в своем техническом воплощении. Сегодня в коллаже допустимо дорабатывать фрагменты другими изобразительными материалами: тушью, акрилом, гуашью, акварелью, гелевыми ручками, фломастерами, маркерами и т.д.
В 30-х годах XX века интерес к коллажу пошел на убыль, а в 50-х вспыхнул с новой силой — в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арт. Естественно, коллажи того времени отражают его дух, существовавшие тогда настроения, вкусы.
В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов . Неуемный экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в 1914-1915 годы, являются панно «Москва», «Василий Блаженный», «Корабль»
- Абстрактные коллажи делаются из мусора, обрывков журналов, газет, коробок, записок, документов.
- Данная техника не утомляет, сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Веревочки, пуговички, ткань, кожа, дерево, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками.
- Идея – главная мысль, выражающая отношение автора к миру, к тому, что происходит вокруг. Идея включает в себя различные взгляды (нравственные, философские, эстетические и др.). Тема – круг явлений, жизненный материал, о котором есть что сказать.
- Процесс создания художественного образа можно разделить на два этапа:
возникновение образной идеи, которая воплощается в виде форм, линий, цвета, фактуры материала;
создание целостного художественного образа.
Как таковых правил выполнения коллажа не существует, однако предлагается алгоритм, которого необходимо придерживаться:
- .эскиз
- .подбор материала
- .раскладка (главное – ярко, второстепенное – бледно)
- .оформление работы
- Всмотритесь в эту работу. Заданием для учеников было: «Используем бросовый материал». Дети – великие фантазеры и творцы! Используя за основу коробку из-под печенья ученик сотворил трехплановую композицию (где на 3 плане использовал цветную бумагу, ватные диски (облака), палочки для мороженого и нарезанные остатки ткани (дерево), 2 план – это домики из коробочек от лекарств и спичечные коробки, а на 1 план приклеил нарезанную пряжу нескольких цветов и картонное дерево.
- Предлагаю Вашему вниманию несколько работ, выполненных учащимися нашей школы.
- Ткань, картон, гобелен, пряжа, сыпучие материалы, мебельная ткань, пуговицы, вата, пластиковые бутылки, кожа и бисер использовались в этих работах.
Работы необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное техники доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью.. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.