СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Коммуникативная компетенция учителя"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно,  в большей степени зависит от умения общаться.

        Коммуникативная компетентность составляет ядро профессионализма учителя. Это способность выслушивать и принимать во внимание мнения других людей, участвовать в дискуссии и защищать свою точку зрения, выступать на публике, устанавливать и поддерживать контакты, принимать решения, вести переговоры, работать в команде и сотрудничать.

« Если для общения людей вообще необходим язык,

 то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате,

язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый.» (А. М. Пешковский)

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Коммуникативная компетенция учителя"»

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ   Учитель I категории Дельбозоглова Г.В. МОУ «Лицей №12» г.Железногорск

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ

Учитель I категории

Дельбозоглова Г.В.

МОУ «Лицей №12»

г.Железногорск

Если для общения людей необходим язык,  то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате,  язык, культивируемый как особое искусство,  язык нормируемый»  А.М.Пешковский

Если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» А.М.Пешковский

Коммуникативная компетенция и критерии её сформированности   Критерии : стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации; умение чётко и убедительно излагать свои мысли; 3. стремление создавать атмосферу сотрудничества: готовность проявлять гибкость в общении; 5. умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях; 6. способность создать благоприятный климат в коллективе. Коммуникативная компетенция проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Коммуникативная компетенция и критерии её сформированности

Критерии :

  • стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
  • умение чётко и убедительно излагать свои мысли;

3. стремление создавать атмосферу сотрудничества:

  • готовность проявлять гибкость в общении;

5. умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях;

6. способность создать благоприятный климат в коллективе.

Коммуникативная компетенция проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Коммуникативная грамотность и компоненты речевой ситуации   1 . Собеседники , их социальные роли. 2. Обстановка ( офицальная или непринужденного общения). 3. Цель коммуникации.

Коммуникативная грамотность и компоненты речевой ситуации

  • 1 . Собеседники , их социальные роли.
  • 2. Обстановка ( офицальная или непринужденного общения).
  • 3. Цель коммуникации.
Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как  формулы речевого этикета. Функциональные разновидности речи язык художественной литературы   разговорная  речь  официально-деловой стиль научный, научно-популярный  стиль  публицистический стиль

Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие,

как  формулы речевого этикета.

Функциональные разновидности речи

язык художественной

литературы

 

разговорная

речь

официально-деловой

стиль

научный,

научно-популярный

стиль

публицистический

стиль

   Этика -принципы речевой коммуникации Лакофф (XX век) Аристотель Грайс (V век до н.э.) (70-е годы ХХвека)  1.Говори то, что важно. 1.Информативность 1. Не навязывайся. 2. Говори правду. 2. Выслушай собеседника. 2. Истинность. 3. Будь дружелюбен. 3. Точность способа выражения. 3. Говори ясно.  Дж Линч  Ведущий принцип коммуникации - принцип вежливости, предусматривающий собой совокупность ряда максим:  максима такта максима великодушия максима одобрения максима скромности максима согласия максима симпатии

Этика -принципы речевой коммуникации

Лакофф (XX век)

Аристотель

Грайс

(V век до н.э.)

(70-е годы ХХвека)

1.Говори то, что важно.

1.Информативность

1. Не навязывайся.

2. Говори правду.

2. Выслушай собеседника.

2. Истинность.

3. Будь дружелюбен.

3. Точность способа выражения.

3. Говори ясно.

Дж Линч

  • Ведущий принцип коммуникации - принцип вежливости, предусматривающий собой совокупность ряда максим:

  • максима такта
  • максима великодушия
  • максима одобрения
  • максима скромности
  • максима согласия
  • максима симпатии

Правила речевого поведения Правила выражают  нормативно-этическую функцию  и обеспечивают определенное  морально-психологическое качество  общения. Для присутствующего: *если общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствие третьего и содержит намек на его подключение к общению, воспользуйтесь этим: это позиция косвенного адресата; *допускается деликатно «вклиниться» в речевое пространство словами: «Простите, что вмешиваюсь». Главное здесь — не допустить бестактности. Для слушающего :  *внимательно выслушивайте говорящего; отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности; *не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось, и тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение; помните — важнее получить информацию, чем передать ее. Для говорящего : * узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь;  *правильно выбирайте тему разговора: она должен быть интересна и понятна партнерам; - не выпячивайте свое «Я», приглушайте самомнение.

Правила речевого поведения

Правила выражают  нормативно-этическую функцию  и обеспечивают определенное  морально-психологическое качество  общения.

Для присутствующего:

*если общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствие третьего и содержит намек на его подключение к общению, воспользуйтесь этим: это позиция косвенного адресата;

*допускается деликатно «вклиниться» в речевое пространство словами: «Простите, что вмешиваюсь». Главное здесь — не допустить бестактности.

Для слушающего :

*внимательно выслушивайте говорящего; отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности;

*не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось, и тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение; помните — важнее получить информацию, чем передать ее.

Для говорящего :

* узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь;

*правильно выбирайте тему разговора: она должен быть интересна и понятна партнерам; - не выпячивайте свое «Я», приглушайте самомнение.

Качество хорошей речи  «Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как и не уметь читать». А.П.Чехов Правильность Чистота Точность Ясность Краткость Полнота Логичность Уместность Богатство Выразительность  Культура речи – это такой выбор и организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач .

Качество хорошей речи

«Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как и не уметь читать». А.П.Чехов

  • Правильность
  • Чистота
  • Точность
  • Ясность
  • Краткость
  • Полнота
  • Логичность
  • Уместность
  • Богатство
  • Выразительность

Культура речи – это такой выбор и организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач .

Коммуникативная компетентность личности - система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников) Коммуникативная компетентность профессионала - способность осознавать, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях профессионального взаимодействия адекватными средствами, то есть использовать систему внутренних ресурсов, необходимых для осуществления эффективной коммуникативной деятельности. (Л.К. Гейхман)

Коммуникативная компетентность личности -

система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников)

Коммуникативная компетентность профессионала -

способность осознавать, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях профессионального взаимодействия адекватными средствами, то есть использовать систему внутренних ресурсов, необходимых для осуществления эффективной коммуникативной деятельности. (Л.К. Гейхман)

Коммуникативная компетентность педагога - способность целенаправленно использовать речевые и неречевые средства коммуникации для решения задач педагогического общения (З. С. Смелкова). Три группы внутренних ресурсов коммуникативной компетентности педагога: 1.Система ценностей – отношение к этой стороне педагогического труда и к партнерам по общению 2. Знания – понимание объективных закономерностей общения со взрослыми и детьми 3. Умения и навыки – конкретные коммуникативные речевые и неречевые средства для решения специфических задач педагогического общения

Коммуникативная компетентность педагога -

способность целенаправленно использовать речевые и неречевые средства коммуникации для решения задач педагогического общения

(З. С. Смелкова).

Три группы внутренних ресурсов коммуникативной компетентности педагога:

1.Система ценностей – отношение к этой стороне педагогического труда и к партнерам по общению

2. Знания – понимание объективных закономерностей общения со взрослыми и детьми

3. Умения и навыки – конкретные коммуникативные речевые и неречевые средства для решения специфических задач педагогического общения

Основные коммуникативные умения педагога Располагать учащихся, родителей и коллег к общению, производить благоприятное впечатление Аксиомы  Коммуникативная компетентность напрямую связана с профессиональным мастерством педагога, признается его стержнем.  Коммуникативная компетентность – не врожденное, а приобретаемое качество.  Педагог-психолог УО может повышать коммуникативную компетентность учителей.

Основные коммуникативные умения педагога

Располагать учащихся, родителей и коллег к общению, производить благоприятное впечатление

Аксиомы

 Коммуникативная компетентность напрямую связана с профессиональным мастерством педагога, признается его стержнем.

 Коммуникативная компетентность – не врожденное, а приобретаемое качество.

 Педагог-психолог УО может повышать коммуникативную компетентность учителей.

Общение педагога с детьми Типы общения   Творческая деятельность Гуманное отношение Авторитарный принцип Общение-устрашение Общение-заигрывание  Функции общения   Информационная Воспитательная Социальная

Общение педагога с детьми

Типы общения

  • Творческая деятельность
  • Гуманное отношение
  • Авторитарный принцип
  • Общение-устрашение
  • Общение-заигрывание

Функции общения

  • Информационная
  • Воспитательная
  • Социальная

Коммуникативная компетентность педагога во взаимодействии с современными детьми и подростками Что может спровоцировать подростка в общении с педагогом? • Упреки • Торопливость • Раздражение • Равнодушие • Обидные замечания • Длинные воспитательные беседы • Сарказм • Паника со стороны учителя

Коммуникативная компетентность педагога во взаимодействии с современными детьми и подростками

Что может спровоцировать подростка в общении с педагогом?

• Упреки

• Торопливость

• Раздражение

• Равнодушие

• Обидные замечания

• Длинные воспитательные беседы

• Сарказм

• Паника со стороны учителя

Кому они доверяют? Тем, кто умеет… • Слушать так, чтобы хотелось говорить • Говорить так, чтобы хотелось слушать • Умеет дать эмоциональную поддержку, разделить чувства • Умеет дать дельный совет - алгоритм • Умеет не пугать, а настраивать • Умеет не отдалять от себя, а приближать Такие речевые высказывания педагога могут остановить конфликт и позволят продолжить урок • «Я рад, что у Льва сегодня веселое настроение. Давайте продолжим урок, а на перемене вместе посмеемся». • «Лиза, мне кажется, ты можешь сформулировать свою мысль точнее. Постарайся – это важно для нас всех». • «Саша, нужно обязательно записать в тетради условие задачи – это поможет тебе на контрольной работе».

Кому они доверяют?

Тем, кто умеет…

• Слушать так, чтобы хотелось говорить

• Говорить так, чтобы хотелось слушать

• Умеет дать эмоциональную поддержку, разделить чувства

• Умеет дать дельный совет - алгоритм

• Умеет не пугать, а настраивать

• Умеет не отдалять от себя, а приближать

Такие речевые высказывания педагога могут остановить конфликт и позволят продолжить урок

• «Я рад, что у Льва сегодня веселое настроение. Давайте продолжим урок, а на перемене вместе посмеемся».

• «Лиза, мне кажется, ты можешь сформулировать свою мысль точнее. Постарайся – это важно для нас всех».

• «Саша, нужно обязательно записать в тетради условие задачи – это поможет тебе на контрольной работе».

Коммуникативная компетентность педагога во взаимодействии с родителями  Почему возникают конфликты?  Что нужно понимать педагогу?  Что нужно знать педагогу?  Что нужно уметь педагогу?  Базовые идеи – ценности и отношения • Правила речевых высказываний для начала разговора с родителями – знания и умения • Правила речевых высказываний при продолжении разговора • Правила речевых высказываний при завершении разговора Необходимые коммуникативные инструменты • Смотрите в глаза собеседнику, кивайте, используйте междометия, повторяйте его высказывания. • Сохраняйте искренность и доброжелательность: важен Ваш эмоциональный настрой. • Ставьте себя на место родителя: пытайтесь посмотреть на ситуацию его глазами и понять его чувства.

Коммуникативная компетентность педагога

во взаимодействии с родителями

 Почему возникают конфликты?

 Что нужно понимать педагогу?

 Что нужно знать педагогу?

 Что нужно уметь педагогу?

  • Базовые идеи – ценности и отношения

• Правила речевых высказываний для начала разговора с родителями – знания и умения

• Правила речевых высказываний при продолжении разговора

• Правила речевых высказываний при завершении разговора

Необходимые коммуникативные инструменты

• Смотрите в глаза собеседнику, кивайте, используйте междометия, повторяйте его высказывания.

• Сохраняйте искренность и доброжелательность: важен Ваш эмоциональный настрой.

• Ставьте себя на место родителя: пытайтесь посмотреть на ситуацию его глазами и понять его чувства.

Три реалистических задачи • Стремиться предупреждать конфликты: не превращать трудные разговоры с труд. • Стремиться уменьшить количество конфликтов с родителями: совсем избежать конфликтов непросто. • Стремиться конструктивно разрешать конфликты: это позволяет педагогам сохранять отношения с родителями и сохранять свое достоинство и здоровье. Подсказки для разговоров с родителями • Не настаивайте на своей точке зрения: приглашайте к поиску решений. • Настаивайте на необходимости разрешения ситуации и удержании ее под контролем. • Не увеличивайте сопротивление родителей.

Три реалистических задачи

• Стремиться предупреждать конфликты: не превращать трудные разговоры с труд.

• Стремиться уменьшить количество конфликтов с родителями: совсем избежать конфликтов непросто.

• Стремиться конструктивно разрешать конфликты: это позволяет педагогам сохранять отношения с родителями и сохранять свое достоинство и здоровье.

Подсказки для разговоров с родителями

• Не настаивайте на своей точке зрения: приглашайте к поиску решений.

• Настаивайте на необходимости разрешения ситуации и удержании ее под контролем.

• Не увеличивайте сопротивление родителей.

Коммуникативная компетентность педагога не допустит • Обсуждение личности ребенка, а не его конкретного поступка. • Обсуждение проблемы ребенка при других родителях. • Привлечение других родителей к публичному осуждению родителей и ребенка. • Высказывание своих предположения (или убеждений) относительно семьи и отношений в ней • Разговор с родителями, как со школьниками. • Втягивание в обсуждение других тем, проблем, происшествий.  Педагог должен уметь локализовать конфликт, если он хочет решить проблему Коммуникативная компетентность педагога: универсальные навыки • Помните, что говорить можно только если вас хотят услышать. • Вначале – достичь компромисса . • Затем организовать сотрудничество. • Избегать провокаций, быть профессионалом коммуникаций, быть лидером перемирия.

Коммуникативная компетентность педагога не допустит

• Обсуждение личности ребенка, а не его конкретного поступка.

• Обсуждение проблемы ребенка при других родителях.

• Привлечение других родителей к публичному осуждению родителей и ребенка.

• Высказывание своих предположения (или убеждений) относительно семьи и отношений в ней

• Разговор с родителями, как со школьниками.

• Втягивание в обсуждение других тем, проблем, происшествий.

Педагог должен уметь локализовать конфликт, если он хочет решить проблему

Коммуникативная компетентность педагога: универсальные навыки

• Помните, что говорить можно только если вас хотят услышать.

• Вначале – достичь компромисса .

• Затем организовать сотрудничество.

• Избегать провокаций, быть профессионалом коммуникаций, быть лидером перемирия.

Что делать педагогам, взаимодействующим с современными родителями и подростками? • Укреплять свой психологический иммунитет • Повышать свою коммуникативную компетентность • Сотрудничать с родителями • Своевременно искать и принимать помощь специалистов • Помнить, что мы живем в 21 веке Развитие коммуникативной компетентности педагога – это один из способов самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования. Очевидно, что каждый учитель должен развивать свою коммуникативную компетентность.

Что делать педагогам, взаимодействующим с современными родителями и подростками?

• Укреплять свой психологический иммунитет

• Повышать свою коммуникативную компетентность

• Сотрудничать с родителями

• Своевременно искать и принимать помощь специалистов

• Помнить, что мы живем в 21 веке

Развитие коммуникативной компетентности педагога – это один из способов самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования. Очевидно, что каждый учитель должен развивать свою коммуникативную компетентность.

Желаю  успехов! В будущем и настоящем коммуникативная компетентность –  это важнейшая и необходимая компетентность педагогов современной школы и условие обеспечения безопасности образовательной среды

Желаю успехов!

В будущем и настоящем коммуникативная компетентность

это важнейшая и необходимая компетентность педагогов современной школы

и условие обеспечения безопасности образовательной среды


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!