КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ
Учитель I категории
Дельбозоглова Г.В.
МОУ «Лицей №12»
г.Железногорск
Если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» А.М.Пешковский
Коммуникативная компетенция и критерии её сформированности
Критерии :
- стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
- умение чётко и убедительно излагать свои мысли;
3. стремление создавать атмосферу сотрудничества:
- готовность проявлять гибкость в общении;
5. умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях;
6. способность создать благоприятный климат в коллективе.
Коммуникативная компетенция проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Коммуникативная грамотность и компоненты речевой ситуации
- 1 . Собеседники , их социальные роли.
- 2. Обстановка ( офицальная или непринужденного общения).
Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие,
как формулы речевого этикета.
Функциональные разновидности речи
язык художественной
литературы
разговорная
речь
официально-деловой
стиль
научный,
научно-популярный
стиль
публицистический
стиль
Этика -принципы речевой коммуникации
Лакофф (XX век)
Аристотель
Грайс
(V век до н.э.)
(70-е годы ХХвека)
1.Говори то, что важно.
1.Информативность
1. Не навязывайся.
2. Говори правду.
2. Выслушай собеседника.
2. Истинность.
3. Будь дружелюбен.
3. Точность способа выражения.
3. Говори ясно.
Дж Линч
- Ведущий принцип коммуникации - принцип вежливости, предусматривающий собой совокупность ряда максим:
- максима такта
- максима великодушия
- максима одобрения
- максима скромности
- максима согласия
- максима симпатии
Правила речевого поведения
Правила выражают нормативно-этическую функцию и обеспечивают определенное морально-психологическое качество общения.
Для присутствующего:
*если общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствие третьего и содержит намек на его подключение к общению, воспользуйтесь этим: это позиция косвенного адресата;
*допускается деликатно «вклиниться» в речевое пространство словами: «Простите, что вмешиваюсь». Главное здесь — не допустить бестактности.
Для слушающего :
*внимательно выслушивайте говорящего; отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности;
*не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось, и тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение; помните — важнее получить информацию, чем передать ее.
Для говорящего :
* узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь;
*правильно выбирайте тему разговора: она должен быть интересна и понятна партнерам; - не выпячивайте свое «Я», приглушайте самомнение.
Качество хорошей речи
«Для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как и не уметь читать». А.П.Чехов
- Правильность
- Чистота
- Точность
- Ясность
- Краткость
- Полнота
- Логичность
- Уместность
- Богатство
- Выразительность
Культура речи – это такой выбор и организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач .
Коммуникативная компетентность личности -
система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников)
Коммуникативная компетентность профессионала -
способность осознавать, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях профессионального взаимодействия адекватными средствами, то есть использовать систему внутренних ресурсов, необходимых для осуществления эффективной коммуникативной деятельности. (Л.К. Гейхман)
Коммуникативная компетентность педагога -
способность целенаправленно использовать речевые и неречевые средства коммуникации для решения задач педагогического общения
(З. С. Смелкова).
Три группы внутренних ресурсов коммуникативной компетентности педагога:
1.Система ценностей – отношение к этой стороне педагогического труда и к партнерам по общению
2. Знания – понимание объективных закономерностей общения со взрослыми и детьми
3. Умения и навыки – конкретные коммуникативные речевые и неречевые средства для решения специфических задач педагогического общения
Основные коммуникативные умения педагога
Располагать учащихся, родителей и коллег к общению, производить благоприятное впечатление
Аксиомы
Коммуникативная компетентность напрямую связана с профессиональным мастерством педагога, признается его стержнем.
Коммуникативная компетентность – не врожденное, а приобретаемое качество.
Педагог-психолог УО может повышать коммуникативную компетентность учителей.
Общение педагога с детьми
Типы общения
Функции общения
Коммуникативная компетентность педагога во взаимодействии с современными детьми и подростками
Что может спровоцировать подростка в общении с педагогом?
• Упреки
• Торопливость
• Раздражение
• Равнодушие
• Обидные замечания
• Длинные воспитательные беседы
• Сарказм
• Паника со стороны учителя
Кому они доверяют?
Тем, кто умеет…
• Слушать так, чтобы хотелось говорить
• Говорить так, чтобы хотелось слушать
• Умеет дать эмоциональную поддержку, разделить чувства
• Умеет дать дельный совет - алгоритм
• Умеет не пугать, а настраивать
• Умеет не отдалять от себя, а приближать
Такие речевые высказывания педагога могут остановить конфликт и позволят продолжить урок
• «Я рад, что у Льва сегодня веселое настроение. Давайте продолжим урок, а на перемене вместе посмеемся».
• «Лиза, мне кажется, ты можешь сформулировать свою мысль точнее. Постарайся – это важно для нас всех».
• «Саша, нужно обязательно записать в тетради условие задачи – это поможет тебе на контрольной работе».
Коммуникативная компетентность педагога
во взаимодействии с родителями
Почему возникают конфликты?
Что нужно понимать педагогу?
Что нужно знать педагогу?
Что нужно уметь педагогу?
- Базовые идеи – ценности и отношения
• Правила речевых высказываний для начала разговора с родителями – знания и умения
• Правила речевых высказываний при продолжении разговора
• Правила речевых высказываний при завершении разговора
Необходимые коммуникативные инструменты
• Смотрите в глаза собеседнику, кивайте, используйте междометия, повторяйте его высказывания.
• Сохраняйте искренность и доброжелательность: важен Ваш эмоциональный настрой.
• Ставьте себя на место родителя: пытайтесь посмотреть на ситуацию его глазами и понять его чувства.
Три реалистических задачи
• Стремиться предупреждать конфликты: не превращать трудные разговоры с труд.
• Стремиться уменьшить количество конфликтов с родителями: совсем избежать конфликтов непросто.
• Стремиться конструктивно разрешать конфликты: это позволяет педагогам сохранять отношения с родителями и сохранять свое достоинство и здоровье.
Подсказки для разговоров с родителями
• Не настаивайте на своей точке зрения: приглашайте к поиску решений.
• Настаивайте на необходимости разрешения ситуации и удержании ее под контролем.
• Не увеличивайте сопротивление родителей.
Коммуникативная компетентность педагога не допустит
• Обсуждение личности ребенка, а не его конкретного поступка.
• Обсуждение проблемы ребенка при других родителях.
• Привлечение других родителей к публичному осуждению родителей и ребенка.
• Высказывание своих предположения (или убеждений) относительно семьи и отношений в ней
• Разговор с родителями, как со школьниками.
• Втягивание в обсуждение других тем, проблем, происшествий.
Педагог должен уметь локализовать конфликт, если он хочет решить проблему
Коммуникативная компетентность педагога: универсальные навыки
• Помните, что говорить можно только если вас хотят услышать.
• Вначале – достичь компромисса .
• Затем организовать сотрудничество.
• Избегать провокаций, быть профессионалом коммуникаций, быть лидером перемирия.
Что делать педагогам, взаимодействующим с современными родителями и подростками?
• Укреплять свой психологический иммунитет
• Повышать свою коммуникативную компетентность
• Сотрудничать с родителями
• Своевременно искать и принимать помощь специалистов
• Помнить, что мы живем в 21 веке
Развитие коммуникативной компетентности педагога – это один из способов самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования. Очевидно, что каждый учитель должен развивать свою коммуникативную компетентность.
Желаю успехов!
В будущем и настоящем коммуникативная компетентность –
это важнейшая и необходимая компетентность педагогов современной школы
и условие обеспечения безопасности образовательной среды