Компетентностный подход на уроках развития речи
МКОУ Берёзовская СОШ
Аксенова Лариса Ивановна
2014
Урок развития речи в 9 классе
- Тема: Сочинение о человеке, который чем-то привлек вас.
- Цель: Формирование коммуникативных и информационных компетенций у
обучающихся.
- Задачи: 1. Научить самостоятельно искать, анализировать и отбирать материал;
2. Развивать языковую компетенцию;
3. Воспитывать любовь и уважение к людям.
- Вид урока: Сочинение-повествование с элементами описания и рассуждения.
- Оформление: 1. Учебники (Упр.18, стр.13).
2. Газетные статьи о замечательных земляках.
3. Таблица «Стили речи».
4. Эпиграф: «Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле».
С. Есенин.
План урока
- Слово учителя. Сообщение темы и задач урока.
- Определение жанра и стиля сочинения.
- Работа с газетным текстом.
- Составление плана сочинения.
- Словарная работа.
- Составление вопросов для беседы с человеком, который вас заинтересовал.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
Ход урока.
- Сообщение темы и задач урока.
- Определение жанра и стиля сочинения.
Стиль речи – типичная для определённой сферы общения манера речи, предполагающая такой отбор и организацию языковых средств, которая наилучшим образом обеспечивает решение стоящей перед говорящим речевой задачи
Ключевые образователь-ные компетенции
Стили
Разговорный
Их особенности
Книжные стили
Основные функции
(цели)
Сфера применения
научный
Повседневное общение в неофициальной обстановки
Специфическая лексика (на фоне общеупотребит.)
Подробное и аргументированное изложение научных данных, сообщение знаний
Официально-деловой
Письма, записки, беседы, каждодневная бытовая речь
Разговорная просторечная (нежелательная), жаргонизмы, диалектная
Научные труды, учебники, лекции, доклады, рефераты
Наличие эмоционально окрашенной лексики
Стиль
Краткое изложение деловых фактов, просьб, данных
+
художественной
Постановления, протоколы, заявления и др. деловые бумаги, документы
Общественно-публицистический
Наличие фразеологизмов
Агитация, пропаганда (сообщить + вызвать определённое отношение к изложенному)
-
+
литературы
Научная терминология
Газетные, журнальные статьи, язык радио, телевидения, выступления на общественно-политические темы, очерки
Грамматические особенности
Многофунциональнен
Эмоц окраш!
-
Уменьшительно-ласкателные суффиксы, обращения, инверсия (обратный порядок слов), неполные пр-ия
Поэмы, басни, эпиграммы, романы, повести, рассказы, трагедии, драмы, пьесы, очерки и т.п.
главн. – постижение подтекста, глубинного смысла, зашифрованного в образной системе текста (+ поэтическая, эстетическая
Профессиональная лексика и штампы (клише)
Составные термины
Употребление слов в переносном значении, устаревшие слова, самая разная лексика – её смешение
Изобилие сложных синтаксических конструкций, оборотов, вводных слов, безличных пр-ий, прич. и дееприч. оборотов
+
Общественно-политическая, высокая, поэтическая, штампы (-)
+
Штампы
Сложносокращённые слова, аббревиатуры, безличные пр-ия
Побудительные предложения, риторические вопросы, повторы, неполные пр-ия, определённо-личные и неопределённо-личные пр-ия
+
+ (широко!)
(экономят время)
Пословицы, афоризмы
Весь арсенал
имеющихся
средств
Учебно-познавательные компетенции
(элементы логической и общеучебной деятельности).
нежелательно
- Работа с газетным текстом.
Социально-трудовые и информационные компетенции
(овладение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, овладение этикой гражданских взаимоотношений; умение самостоятельно анализировать и отбирать необходимую информацию).
- Составление плана сочинения.
I. Людей неинтересных нет.
II. Этот человек привлек моё внимание.
1.
2.
3.
III. Что дало мне общение с этим
человеком.
Учебно-познавательные компетенции
(знания и умения организации планирования).
Духовность,
душевность,
профессиональный,
толерантность,
компетентный,
интеллигентный,
обаятельный,
бескомпромиссный и др.
Учебно-познавательные компетенции
(обогащение словарного запаса).
- Составление вопросов для беседы с человеком, который привлек ваше внимание.
Ценностно-смысловые и информационные компетенции
(умение отбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать и передавать её).
Беседа с человеком,
который вас заинтересовал.
Коммуникативные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования
(взаимодействие с окружающими людьми, умение представить себя, задать вопрос; в процессе общения формируется культура мышления и поведения).
Что получилось?
Сочинение-заметка в газету.