«Моя педагогическая концепция»
Участник районного конкурса
«Учитель года 2019»:
учитель математики
МАОУ Сладковская СОШ
Федосеенко Наталья Георгиевна
с. Сладково
«Моя педагогическая концепция»
«Реализация агротехнологической направленности через изучение математики»
с. Сладково
«Актуальность»
Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади, слезь с неё.
Индейская пословица.
Анализируя ситуацию с математикой в целом по стране, пришла к выводу, что мы «скачем на дохлой лошади», что делаем мы что-то не так. Сейчас… время поколения « Z », оно другое. Дети не такие, как были мы в детстве. Это поколение любит наглядность, красочность, картинки, осязаемые объекты, всё то, что можно увидеть глазами и потрогать руками. Это дети, которые не представляют жизнь без телефонов, гаджетов, планшетов, компьютеров и Интернета. Если им нужно решить какую-либо задачу, они очень быстро находят на неё ответ. И не понимают, зачем надо умножать или делить столбиком, когда есть калькулятор. Не понимают, зачем надо записывать решение задачи и выполнять какие-то формальности при оформлении уравнений и неравенств.
с. Сладково
«Актуальность»
Они говорят: «Если я в уме решил или нашёл ответ задачи, которую поставили передо мною, то зачем мне учить решение, приводящее к этому ответу? Зачем на это тратить время?»
И я подумала: «А, правда, зачем?» Мы требуем от детей того, чему учили нас в школе! Но, тогда не было такого стремительного развития науки и техники, не было такого потока информации, которую надо было обрабатывать головным мозгом и воспринимать, воспроизводить её. Если мозг считает, что эта информация ненужная, то из рабочей памяти информация никогда не перейдёт в долговременную. То есть, срабатывает защитная реакция организма – отторжение всего лишнего в этом огромном современном мире информации! Традиционная система обучения убивает в детях внутреннюю мотивацию, естественную любознательность.
с. Сладково
Цель школы – это моя цель
- Воспитание мыслящих, способных предлагать неожиданные решения молодых людей. Развитие инициативы, самостоятельности мышления, творчества в каждом ребёнке.
Управление развитием человека – это, прежде всего управление его мотивацией!
- Как же в детях зажечь тот внутренний огонь к познанию нового и особенно к математике?
- Как нужно учить детей в современном мире?
- Чему надо обучать ребёнка, чтобы он был в будущем востребован на рынке труда?
Вопросы, которые меня побудили к действию, к тому что надо что-то изменять в обучении и воспитании детей.
Тюменская область и Сладковская школа реализуют программу «Агропоколение».
Цель данной программы — создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирование мотивации к работе в сельской местности.
Реализация программы в школе осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. При изучении предметов естественно – математического цикла 10 % времени отводиться на освещение вопросов связанных с сельскохозяйственной деятельностью. Во внеурочное время организуются встречи с Главой муниципального района, с депутатами, руководителями различных служб.
Цель данной программы – это моя цель!
- Школьники бывают на предприятиях района, где могут убедиться, что там трудятся люди, сохранившие верность земле, пообщаться со специалистами и узнать о тонкостях профессий села. Особенно нравится ребятам посещать колледжи в с.Казанское, в г.Ишиме. Здесь они совершают экскурсии по площадкам, где представлен широкий ассортимент сельхозтехники.
- Каждый учитель нашей Сладковской школы старается внести частицу своего труда в данный проект. Для этого на уроках математики, биологии, химии, физики, технологии ребята работают над исследовательскими проектами, проводятся классные часы по самоопределению и др.
Цель данной программы – это моя цель!
Задачи моей педагогической деятельности
- найти индивидуальный подход к каждому ученику – это главное, на этом строится успех нашего общения и обучения;
- придумывать и решать со своими учениками такие математические задачи, которые славили бы Сладковский район, сельский труд и профессии Тюменской области;
- стремиться к тому, чтобы видеть искреннюю радость каждого ребёнка от успешного решения задачи, открытия чего-то нового.
Задачи соответствует целям российского образования и новым требованиям ФГОС.
Управление развитием человека – это, прежде всего управление его мотивацией!
Необходимо объединить:
- продуктивные технологии (как организующие учебный процесс),
- технологии здоровье сбережения (как учитывающие заботу о здоровье детей)
- Решение творческих и простых практических прикладных задач.
Что же необходимо для того, чтобы управлять мотивацией каждого ребёнка?
Основные принципы моей педагогической деятельности.
1. Принцип индивидуального подхода к обучению.
- обязательно в начале обучения провести входную диагностику с каждым ребёнком
- организовать индивидуальный подход , дающий возможность ребенку принимать деятельное участие в процессе обучения
Интересно детям учиться, светятся их глаза – хорошо. Скучно им, тягостно, «тусклые, без цвета, глаза» – плохо.
Основные принципы моей педагогической деятельности.
1 ) обучаю более лёгким рациональным методам решения задач;
2) использую эффективные способы организации обучения;
3) уроки выстраиваю на быстрой смене деятельности;
4) девиз: чем меньше говорит учитель, тем выше качество урока;
5) понимаю, что прикладные и творческие задачи – это основа урока;
6) воспитываю любовь к сельскому труду, любовь к малой Родине, решая задачи о родном крае .
Учить их так, как будто каждый - независимо от семейных условий – сын или дочь Короля!
Приём «Бабочка»
Игра «Домашний адрес»
Тема «Прямоугольная система координат» изучается с помощью многоэтажного дома, который состоит, например, из 10 этажей и 10 подъездов. Необходимо по заданным координатам заселить в дом своих родных и близких.
Креативные методы выполнения заданий
2. Прикладные и творческие задания о родном крае.
- 5 класс, при закреплении темы «Умножение и деление» - Задача 1. В Сладковском районе 3 литра молока стоят 90 рублей. За 1 месяц маленький телёнок выпивает в среднем 12 литров молока. Сколько нужно затратить денег, чтобы дорастить телёнка до 6 месяцев. Задача 2. Чтобы повару Сладковской школы приготовить 4 порции картофельной запеканки, нужно взять 400 грамм картофеля. Сколько картофеля потребуется для 12 порций запеканки? При изучении темы «Умножение десятичной дроби на натуральное число» - Задача 3. За один рабочий день в уборочную комбайнёр должен убрать озимой пшеницы с 15 га. С 1 га набирается примерно 1,5 тонны пшеницы. 1 тонна стоит в среднем 6000 руб. Сколько может заработать денег СПХ Таволжан благодаря работе одного комбайнера в течение месяца?
- Задачи в 6 классе усложняются. Например, при изучении темы «Проценты» - Задача 5. Сахарная свекла содержит 15% сахара. Фермер - частный предприниматель села Сладково в этом году вырастил 600 тонн свеклы. Сколько сахара получит фермер ? Задача 6. Фермер из деревни Лопазное сдал на мельницу 50 ц зерна. Выход муки при размоле пшеницы составляет 60%. Сколько муки получит фермер?
Навыки вычисления процентов используется и на уроках химии при вычислении питательной ценности удобрений. Например, питательная ценность удобрения необходима для расчета дозы для его внесения. Определить массовую долю (в %) элемента азота в натриевой NaNO 3 и аммиачной NH 4 NO 3 селитрах.
Уроки должны быть построены на быстрой смене деятельности.
Задачи с практическим содержанием 2 :
Подобные задания использую при подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по реальной математике - Задача 7. Чтобы вырастить свинью до 1 центнера, надо на корм 10 ц зерна и 180 литров молока. Какой доход получится при продаже мяса по 220 рублей за 1 кг, если стоимость 1 центнера зерна 600 рублей, 1 литра молока - 30 рублей?
Задача 8 . Для перевозки убранного урожая хозяйству нужны автомобили. Нужно транспортировать 45 тонн на 1300 км. Услуги перевозчиков приведены в таблице. Какого перевозчика выберет хозяйство и какова будет стоимость перевозки?
Перевозчик
А
Стоимость перевозки одним автомобилем (на 100 км)
Грузоподъёмность автомобилей (тонн)
3700 руб
Б
3,5
В
4300 руб
5
9800 руб
12
2.Несколько задач реальной математики, которые взяты из интернет – источников по подготовке к ОГЭ
Основные принципы моей педагогической деятельности.
3. Принцип успеха в оценивании.
- Даю ребенку уверенность в том, что он добьется успеха.
- Всегда даю шанс улучшить свою оценку.
- По итогам изучения темы-главы ребёнок обязательно составляет интеллект-карту или опорный конспект. Эти оценочные работы творческого характера, с которыми любой ребёнок может справиться и испытать радость от успешного их выполнения.
Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.
Заключение:
Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов. Индивидуальный подход к каждому учащемуся — это один из современных методов повышения качества обучения математике, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости от индивидуальных способностей ученика принимать меры по их улучшению. Умелая организация деятельности на уроке, забота о здоровье детей, решение креативных заданий творческого характера и решение задач практического содержания, которые воспитывают любовь к сельскому труду, к малой Родине – всё это соответствует целям российского образования и новым требованиям ФГОС, способствует реализации областного проекта «Агропоколение», решает задачи школы.
Пусть наши дети будут живы, здоровы и счастливы!
Литература:
1. ТРИЗ – педагогика: учим креативно мыслить/Анатолий Гин.–М.:ВИТА-ПРЕСС,2016.- 96с.
2. Мозг.Обучение.Здоровье. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М.–М.:Просвещение,1989.–С.205.
3. Лебедько Е.Я. «Определение живой массы сельскохозяйственных животных по промерам/Практическое руководство.- М.: ООО «Аквариум – Принт», 2006, - 48 с: ил.
4. Ященко И.В., Шестаков С.А., Захаров П.И. ЕГЭ Математика. Тематическая Рабочая тетрадь. 11 класс. - М.: МЦНМО, издательство «Экзамен», 2010.
5. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-matematika-v-selskom-hozyaystve-430520.html 6. http://www.kumushka.com/household/1495-zagotavlivaem- seno.htmlhttp://www.kumushka.com/household/1495-zagotavlivaem-seno.html Заготавливаем сено