СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Краеведческая исследовательская работа в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Краеведческая исследовательская работа в начальной школе"»

« Краеведческая исследовательская работа в начальной школе »   Учитель: Бережная М. И.

« Краеведческая

исследовательская работа

в начальной школе »

 

Учитель: Бережная М. И.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки». Д.С. Лихачёв

Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».

Д.С. Лихачёв

Цель работы – показать систему краеведческой работы в школе, взаимосвязь ее разных направлений. При этом решались следующие задачи : • показать важность краеведческой работы в школе; • охарактеризовать ее направления; • показать варианты использования краеведческого материала во внеурочной деятельности; • проанализировать исследовательскую работу по изучению истории родного края; • выделить основные пути организации краеведческой работы; • оценить результативность работы  

Цель работы – показать систему краеведческой работы в школе, взаимосвязь ее разных направлений.

При этом решались следующие задачи :

• показать важность краеведческой работы в школе;

• охарактеризовать ее направления;

• показать варианты использования краеведческого материала во внеурочной деятельности;

• проанализировать исследовательскую работу по изучению истории родного края;

• выделить основные пути организации краеведческой работы;

• оценить результативность работы

 

Задачи школьного краеведения

- познакомить учащихся с историей и современностью края; сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей; развить у школьников стремление знать свой край;

- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;

- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;

- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ);

- способствовать адаптации школьников к действительности своего края,  профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни).

Задачи учителя состоят в том, чтобы помогать учащимся : развивать наблюдательность, научную любознательность; повышать интеллектуальный и культурный уровень личности; расширять кругозор, эрудицию; приобщаться к творческой деятельности; психологически готовиться к труду; воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине; формировать умения анализировать, вдумчиво читать, собирать материал по крупицам, работать в архивах, составлять родословную; приобретать навыки экскурсовода, работы в школьном музее.

Задачи учителя состоят в том, чтобы помогать учащимся :

развивать наблюдательность, научную любознательность;

повышать интеллектуальный и культурный уровень личности;

расширять кругозор, эрудицию;

приобщаться к творческой деятельности;

психологически готовиться к труду;

воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине;

формировать умения анализировать, вдумчиво читать, собирать материал по крупицам, работать в архивах, составлять родословную;

приобретать навыки экскурсовода, работы в школьном музее.

Понятие учебной исследовательской деятельности Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательИсследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания — в этом ее принци­пиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной, информативно­осведомительной: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некоего противоре­чия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении.

Понятие учебной исследовательской деятельности

  • Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательИсследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания — в этом ее принци­пиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной, информативно­осведомительной: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некоего противоре­чия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении.

Этапы формирования исследовательской деятельности .   Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Этапы формирования исследовательской деятельности .

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

    Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников . Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

    Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников .

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

учебно-исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений: - самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности; - классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности; - проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы; - устанавливать причинно-следственные связи и отношения; - рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения; - применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, моделирования и т.д.); - находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный; - рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей
  • учебно-исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений:
  • - самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;
  • - классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
  • - проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • - устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
  • - рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;
  • - применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, моделирования и т.д.);
  • - находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;
  • - рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.  Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.

Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.

Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.

        Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников.

Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников.