« Краеведческая
исследовательская работа
в начальной школе »
Учитель: Бережная М. И.
Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв
Цель работы – показать систему краеведческой работы в школе, взаимосвязь ее разных направлений.
При этом решались следующие задачи :
• показать важность краеведческой работы в школе;
• охарактеризовать ее направления;
• показать варианты использования краеведческого материала во внеурочной деятельности;
• проанализировать исследовательскую работу по изучению истории родного края;
• выделить основные пути организации краеведческой работы;
• оценить результативность работы
Задачи школьного краеведения
- познакомить учащихся с историей и современностью края; сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей; развить у школьников стремление знать свой край;
- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;
- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ);
- способствовать адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни).
Задачи учителя состоят в том, чтобы помогать учащимся :
развивать наблюдательность, научную любознательность;
повышать интеллектуальный и культурный уровень личности;
расширять кругозор, эрудицию;
приобщаться к творческой деятельности;
психологически готовиться к труду;
воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине;
формировать умения анализировать, вдумчиво читать, собирать материал по крупицам, работать в архивах, составлять родословную;
приобретать навыки экскурсовода, работы в школьном музее.
Понятие учебной исследовательской деятельности
- Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательИсследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания — в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной, информативноосведомительной: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении.
Этапы формирования исследовательской деятельности .
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников .
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
- учебно-исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений:
- - самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;
- - классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
- - проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
- - устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
- - рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;
- - применять научные методы исследования (теоретического анализа и синтеза, экспериментального, моделирования и т.д.);
- - находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;
- - рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.
Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.
Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников.