Тема урока : ЛЕДНИКИ.
Цель урока:
- рассказать о причинах образования ледников и типах ледников;
- раскрыть роль ледников в природе;
- сформировать понятия «снеговая линия», «морена», «айсберг»;
-продолжить формирование работы учащихся дополнительной литературой и атласами и картами.
Оборудование: физическая карта полушарии, России . атласы 6 класса.
Ход урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выбери лишнее. ( Ангара, Байкал, Печера)
2. Какое озеро имеет ледниковое происхождение?
(Онежское, Балхаш, Баскунчак)
3. Как называется замкнутый водоём, обычно располагающийся в пойме
реки; представляет собой отчленившиеся от основного русла реки..
(Карст, болото, старица)
Слайд – 2,3,4
III. Организационная часть. Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его… (ледник)
Слайд - 5
IV.Изучение нового материала Cлайд – 6
Тема нашего урока «Ледники». Давайте вспомним что входит в состав гидросферы?
Гидросфера - это не только воды океанов, морей, рек, озер, болот, ледники. И этой «законсервированной» воды на Земле огромное количество. Если бы льды растаяли, то уровень Мирового океана повысился бы на 64 метра! Были бы затоплены огромные пространства с сотнями крупных и тысячами мелких городов и селений.
Что такое ледники? Ледник – это скопление пресного льда на суше
Слайд - 7
Условия образования ледников.
Для образования ледника необходимо:
• чтобы температура воздуха была ниже 0° С, тогда снег не будет таять;
• чтобы снега выпало больше, чем может растаять. Есть ли на Земле
территории с такими условиями?
Слайд - 8
Снеговая линия. Граница таких областей, выше которой снег может накапливаться и образовывать ледник, называется снеговой линией.
Слайд - 9
Морена. Скорость движения ледников. Знаете ли вы, что большие ледники Кавказа и Альп двигаются со скоростью до 150 метров в год. Медленно движущийся ледник обладает колоссальной режущей силой. Перемещаясь, он производит выпахивание, при котором огромные глыбы коренных пород отделяются от ложа и перетаскиваются ледником вниз по склону. Вместе с ледником с гор несутся вниз обломки горных пород, вымерзшие в лед. При вытаивания ледника образуются ледниковые отложения морены.
Слайд -10
Виды ледников. Различаются ледники горные, покровные. Горные ледники занимают незначительную площадь. Играют большую роль в природе, снабжают водой горные реки. Используя карту атласа назовите реки которые берут начало с гор.
Покровные ледники занимают 98, 5 % всей площади ледников на Земле. Использую физическую карту атласа назовите где находятся покровные ледники на Земле? Они образуются там, где снеговая линия находится очень низко (Антарктида, Гренландия и другие арктические острова). Эти ледники имеют форму щитов и куполов.
Слайд – 11, 12, 13, 14
Айсберг. Лед накапливается в средней части щита и медленно растекается в стороны Ледник часто спускается на прибрежные части Океана, как-: это можно видеть в Антарктике. В этом случае от него откалываются глыбы льда, превращающиеся в плавающие ледяные горы — айсберги. Айсберги, образующиеся ледяных берегов Антарктиды, достигают гигантских размеров. Так, один из них имел 45 км в ширину и 170 км в длин; при толщине более 200 м. Большая часть айсберга (до 90% его объема) находится под водой.
Слайд - 15
История судна «Титаник». Столкновение судна с ним очень опасно. Больше всего льда в Антарктиде. Вы все знаете историю судна «Титаник». Титаник столкнулся с айсбергом в 11:40 вечера 14 апреля 1912 года, через 2 часа 40 минут после выхода в свой первый и последний рейс. В свое время Титаник называли «неподтопляемым» судном. В длину 269 метров , 28.2 метра в ширину, 18.4 метра в высоту.
Слайд – 16,17.
V. Закрепление материала.
1. Что такое ледник?
2. Ледяная гора это.
3. На какие виды делятся ледники ?
4. Где находятся покровные ледники?
5. Что такое снеговая линия?
6. Что такое морена?
7. Самую большую площадь занимают ледники?
8. Самую большую площадь занимают ледники?
Слайд – 18,19, 20, 21.
VI. Домашнее задание:
параграф § 32; задание № 5.