СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Лексика современного школьника"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по русскому языку на тему "Лексика современного школьника"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Лексика современного школьника"»

Презентация на тему:  «Лексика современного школьника» Подготовил Ученик 5 г класса Гришин Серафим Преподаватель: Шлычкова С.В.

Презентация на тему: «Лексика современного

школьника»

Подготовил

Ученик 5 г класса

Гришин Серафим

Преподаватель:

Шлычкова С.В.

Содержание Введение…………………………………….………………….…3, 4. 2. Основная часть……………………………….…………….....…...4. 2.1. Из истории молодёжного языка…....................................................4, 5. 2.2. Группы слов в лексике школьников нашей школы……….…….…5, 6. 2.3. Проблема «перевода»……. …………………..…………..……….6. 2.4. Причины появления “ школьного языка “ ……… ….…………..6, 7. Заключение…………………...…………………………….…..……7 Список литературы…………………………………………………8.

Содержание

  • Введение…………………………………….………………….…3, 4.
  • 2. Основная часть……………………………….…………….....…...4.
  • 2.1. Из истории молодёжного языка…....................................................4, 5.
  • 2.2. Группы слов в лексике школьников нашей школы……….…….…5, 6.
  • 2.3. Проблема «перевода»……. …………………..…………..……….6.
  • 2.4. Причины появления “ школьного языка “ ……… ….…………..6, 7.
  • Заключение…………………...…………………………….…..……7
  • Список литературы…………………………………………………8.

Введение. Актуальность  Я выбрал эту тему “ Лексика современного школьника” потому, что: Мы много времени проводим в школе, в кружках, в секциях, на дополнительных занятиях. Я слышу, как разговаривают школьники, сам разговариваю со сверстниками, с учителями.    Школа-это отдельный интересный мир со своим языком, выразительным и экспрессивным. В нём много общего с “Школьным языком” прошлого века, но есть и отличия: например, компьютерный жаргон, который появился недавно. К сожалению, в речи школьников уменьшается количество общеупотребительных, литературных слов, а количество жаргонных слов, слов компьютерной лексики растёт. И об этом стоит серьёзно поговорить.

Введение. Актуальность

Я выбрал эту тему “ Лексика современного школьника” потому, что:

  • Мы много времени проводим в школе, в кружках, в секциях, на дополнительных занятиях. Я слышу, как разговаривают школьники, сам разговариваю со сверстниками, с учителями.

 

  • Школа-это отдельный интересный мир со своим языком, выразительным и экспрессивным. В нём много общего с “Школьным языком” прошлого века, но есть и отличия: например, компьютерный жаргон, который появился недавно.
  • К сожалению, в речи школьников уменьшается количество общеупотребительных, литературных слов, а количество жаргонных слов, слов компьютерной лексики растёт. И об этом стоит серьёзно поговорить.
Цель работы: Изучить состав лексики современного школьника в разных ситуациях общения.  Задачи: Собрать материал - фрагменты речи школьников. Выяснить, какие группы слов присутствуют в речи школьников. Проанализировать, какими путями пополняется словарный запас подростка. Методы: Изучение литературы. Наблюдение за устным общением и анализ переписки в социальных сетях Опрос  

Цель работы:

  • Изучить состав лексики современного школьника в разных ситуациях общения.
  • Задачи:
  • Собрать материал - фрагменты речи школьников.
  • Выяснить, какие группы слов присутствуют в речи школьников.
  • Проанализировать, какими путями пополняется словарный запас подростка.
  • Методы:
  • Изучение литературы.
  • Наблюдение за устным общением и анализ переписки в социальных сетях
  • Опрос

 

Из истории молодёжного языка Языковеды считают, зарождение новых слов происходит в Москве и в Санкт – Петербурге потом эти слова приходят в другие города – например, к нам - в Саратов. Молодёжная речь постоянно обновляется. После гражданской войны самыми ходовыми в речи подростков были словечки “ буза “ (скандал, беспорядок) и “ лафа “ (хорошо, привольно).В 60 – 70е годы 20 того века появились слова “ балдеть “ (бездельничать), “ кадрить “ ( ухаживать, заигрывать ), “ потрясно “ (замечательно).Сейчас эти слова практически вышли из употребления и заменились другими.

Из истории молодёжного языка

  • Языковеды считают, зарождение новых слов происходит в Москве и в Санкт – Петербурге потом эти слова приходят в другие города – например, к нам - в Саратов. Молодёжная речь постоянно обновляется. После гражданской войны самыми ходовыми в речи подростков были словечки “ буза “ (скандал, беспорядок) и “ лафа “ (хорошо, привольно).В 60 – 70е годы 20 того века появились слова “ балдеть “ (бездельничать), “ кадрить “ ( ухаживать, заигрывать ), “ потрясно “ (замечательно).Сейчас эти слова практически вышли из употребления и заменились другими.
Группы слов в лексике школьников нашей школы Наблюдая за речью школьников средних классов ( 5 – 9кл ), я выделил такие группы: Общеупотребительная лексика: дорога, дождь, куртка и т.д. Такие слова не выражают эмоции. И их число сокращается за счёт употребления эмоционально окрашенных слов школьного жаргона. Школьная “ профессиональная “ лексика: “ прямая “, “ существительное “, “ меридиан “. Сфера их употребления ограничена уроком или временем приготовления домашнего задания. Новая лексика, обозначающая предметы, появившиеся в жизни школьников недавно. Например, спиннер.

Группы слов в лексике школьников нашей школы

  • Наблюдая за речью школьников средних классов ( 5 – 9кл ), я выделил такие группы:
  • Общеупотребительная лексика: дорога, дождь, куртка и т.д. Такие слова не выражают эмоции. И их число сокращается за счёт употребления эмоционально окрашенных слов школьного жаргона.
  • Школьная “ профессиональная “ лексика: “ прямая “, “ существительное “, “ меридиан “. Сфера их употребления ограничена уроком или временем приготовления домашнего задания.
  • Новая лексика, обозначающая предметы, появившиеся в жизни школьников недавно. Например, спиннер.
Сокращённые словечки: “ домашка “, “ училка “, “ столовка “, “ историчка “, “ заброшка “, “ погодь “. Почему – то именно в этой группе сохранилось много слов с прежних времён. Так говорили и в прошлом веке. Видоизменённые английские слова: “ плиз “, “ cори “, “ мани “ ( деньги ), “ го “ ( давай ), “ изи “, “ топ “.и т. д. Причём школьники очень грамотно образуют от них новые слова с помощью суффиксов: изи – изичный или изишный Топ – топовый.
  • Сокращённые словечки: “ домашка “, “ училка “, “ столовка “, “ историчка “, “ заброшка “, “ погодь “. Почему – то именно в этой группе сохранилось много слов с прежних времён. Так говорили и в прошлом веке.
  • Видоизменённые английские слова: “ плиз “, “ cори “, “ мани “ ( деньги ), “ го “ ( давай ), “ изи “, “ топ “.и т. д. Причём школьники очень грамотно образуют от них новые слова с помощью суффиксов: изи – изичный или изишный
  • Топ – топовый.

Из – за того, что школьники постоянно переписываются в Интернете, письменная речь у них перемешивается с устной. И в разговорной речи начинают встречаться сокращения типа “ пжл “(пожалуйста), “ спс “(спасибо), “ кст “(кстати), “ кнш “ (конечно), «прив.»(привет) Есть ещё отдельный язык детей, играющих в одни и те же компьютерные игры, в котором никто ничего не понимает: “ стримеры “ и т. п. Отрицательной чертой языка школьников мне кажется большое количество ненормативной лексики – такие слова снижают качество речи и оскорбляет человеческое достоинство. Молодёжный сленг: “ классно “, “ прикольный “, “ отстой “. Многие слова становятся сленговыми только в контексте: “ наехать “ ( напасть, задираться ), “ забей “ ( забудь ), “ кинуть (прислать). Технический особенно компьютерный жаргон:  “ дивидишка “, “ сотик “, “ комп “, “ клава “ ( клавиатура ), “ загуглить “.
  • Из – за того, что школьники постоянно переписываются в Интернете, письменная речь у них перемешивается с устной. И в разговорной речи начинают встречаться сокращения типа “ пжл “(пожалуйста), “ спс “(спасибо), “ кст “(кстати), “ кнш “ (конечно), «прив.»(привет)
  • Есть ещё отдельный язык детей, играющих в одни и те же компьютерные игры, в котором никто ничего не понимает: “ стримеры “ и т. п.
  • Отрицательной чертой языка школьников мне кажется большое количество ненормативной лексики – такие слова снижают качество речи и оскорбляет человеческое достоинство.
  • Молодёжный сленг: “ классно “, “ прикольный “, “ отстой “. Многие слова становятся сленговыми только в контексте: “ наехать “ ( напасть, задираться ), “ забей “ ( забудь ), “ кинуть (прислать).
  • Технический особенно компьютерный жаргон: “ дивидишка “, “ сотик “, “ комп “, “ клава “ ( клавиатура ), “ загуглить “.
Я обратился выборочно к некоторым ученикам с просьбой “перевести” на живой разговорный язык те или иные фразы. Вот отдельные цитаты: “ У меня компуктер сломался “ “ Родки вчера свалили на дачу “(родственники уехали на дачу) “ Отвянь и не парься “(отстань и не суетись) “ У нас туса была вчера, пати на хате “ (у нас вчера была вечеринка) “ Ты мне оч нрав го встр “ (ты мне очень нравишься, давай встречаться) “ Я в этом не шарю “(не разбираюсь) “ Ваще жесть! Или треш ( о чем-то удивительном) «Кто слил инфу?» (рассказал) . «Не пали кантору» ( не рассказывай ) нфазотка! ( информация 100% ) " width="640"

Проблема

  • Я обратился выборочно к некоторым ученикам с просьбой “перевести” на живой разговорный язык те или иные фразы. Вот отдельные цитаты:
  • “ У меня компуктер сломался “
  • “ Родки вчера свалили на дачу “(родственники уехали на дачу)
  • “ Отвянь и не парься “(отстань и не суетись)
  • “ У нас туса была вчера, пати на хате “ (у нас вчера была вечеринка)
  • “ Ты мне оч нрав го встр “ (ты мне очень нравишься, давай встречаться)
  • “ Я в этом не шарю “(не разбираюсь)
  • “ Ваще жесть! Или треш ( о чем-то удивительном)
  • «Кто слил инфу?» (рассказал)

. «Не пали кантору» ( не рассказывай ) нфазотка! ( информация 100% )

На мой взгляд их несколько: Стремление к краткости Стремление к эмоциональности, выразительности Желание говорить как все, быть своим Желание отличиться от взрослых Тяга к языковому творчеству " width="640"

Причины появления

  • На мой взгляд их несколько:
  • Стремление к краткости
  • Стремление к эмоциональности, выразительности
  • Желание говорить как все, быть своим
  • Желание отличиться от взрослых
  • Тяга к языковому творчеству
Заключение Лексика школьника – живая и подвижная система, в ней постоянно идёт заимствование слов, образование новых слов, по готовым словообразовательным системам ( особенно суффиксальной ). Мне кажется, что школьного жаргона не надо бояться, потому что дети, которые его употребляют, со взрослыми стараются говорить на правильном литературном языке. А когда вырастают, то вообще чаще всего перестают им пользоваться. На мой взгляд, интересно было бы еще рассмотреть синтаксис школьной речи с его неполными конструкциями и нарушенным порядком слов. Или проанализировать, какие части речи в ней преобладают и в каких формах, как переходят части речи одна в другую.

Заключение

  • Лексика школьника – живая и подвижная система, в ней постоянно идёт заимствование слов, образование новых слов, по готовым словообразовательным системам ( особенно суффиксальной ). Мне кажется, что школьного жаргона не надо бояться, потому что дети, которые его употребляют, со взрослыми стараются говорить на правильном литературном языке. А когда вырастают, то вообще чаще всего перестают им пользоваться. На мой взгляд, интересно было бы еще рассмотреть синтаксис школьной речи с его неполными конструкциями и нарушенным порядком слов. Или проанализировать, какие части речи в ней преобладают и в каких формах, как переходят части речи одна в другую.
Список литературы Лексика как система http: // slovarfiljga. ry / 95 /. Великий и могучий сленг: https : // w day. Ry. Компьютерная лексика в речи школьников. // Научно методический электронный журнал “ Концепт “: http: // e – Koncept. ry. Молодёжный жаргон: https: // www. school – science. ry.

Список литературы

  • Лексика как система http: // slovarfiljga. ry / 95 /.
  • Великий и могучий сленг: https : // w day. Ry.
  • Компьютерная лексика в речи школьников. // Научно методический электронный журнал “ Концепт “: http: // e – Koncept. ry.
  • Молодёжный жаргон: https: // www. school – science. ry.