С ценарий исторического вечера «Роль личности в истории »
Целевая аудитория : обучающиеся 9-х,10-х,11-х классов, которые уже знакомы с основными событиями мировой и российской истории. Цель: воспитание у современных подростков чувства уважения к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков на основе оценки роли личности в истории. Техническое обеспечение : эмблема вечера, тематические слайды, схемы, портреты исторических личностей, музыкальное сопровождение
Эпиграф исторического вечера
«Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно,
Не разбейте глиняный сосуд» В.С. Высоцкий
Учитель
История общества отличается от истории природы прежде всего тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама.
- Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками.
- Шекспиру принадлежит образное сравнение: «Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры». Это в полной относится и к дню сегодняшнему, и к дню минувшему, и конечно же к истории. При этом великий драматург забыл добавить, что главным режиссером в этом удивительном театре была политика, бесцеремонно делившая действующих лиц исторической драмы на праведников и нечестивцев, властно расставляющая их на сцене по строгому ранжиру и превращавшая одних в кумиров и вождей, а других в что-то незаметное.
- Во всех цивилизациях ценились смелые, сильные, грамотные, харизма-тичные лидеры, способные в трудные минуты испытаний личным примером поднять моральный дух, убедить людей поверить в собственные силы и изменить общественное мнение. История дает нам достаточно примеров, которые вызывают восхищение современников, и в то же время предупреждают людей, чтобы они не повторяли ошибок своих предков.
- Роль личности в истории всегда была значительной. Она могла повернуть колесо истории, но не обратить ее вспять.
- С детства мы знаем легенду о Данко, который пожертвовал своей жизнью, чтобы вывести людей из темноты в светлое будущее, о героическом поступке Муции Сцеволы, защитившего Рим от галлов, восстание Спартака, который предпочел свободу для рабов, а не личные богатства и славу, или выполнившего свой долг до конца правителя Каирхана во время монгольского нашествия, о декабристах, героях Великой Отечественной. На их героических поступках у подрастающею воспитывается патриотизм и чувство долга.
ведущий:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил.
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то все уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры,
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знаем, в сущности, о них?
- 2 ведущий:
- Идет за годом год, за веком век,
- Как рулевой на вахте человек.
- Один - творец судьбы своей,
- А кто-то правит судьбами людей.
- Одна судьба, как вспышка звезд с небес,
- Другая - ураган, дремучий лес!
- А третья, как маяк, горит во тьме
- И освещает путь тебе и мне.
- Но каждая судьба с другой разнится,
- Кто гнева божьего боится,
- Кто повергает в прах чужие города,
- Остался в памяти героем навсегда.
- Удел одних, как головешка тлеть,
- Других, как пламень яростный гореть,
- Чтобы запомнили потомки на века
- Все их свершения, великие дела.
- Сегодня здесь о них поговорим,
- О роли личности в истории народов
- Заглянем в глубь веков,
- Пусть чередой пройдут поступки и дела,
- Завеса времени укрыть не в силах
- Все их деяния.
- Послушаем, как это было.
- Ученик
- Ученик
- Ученик
- Ученик
- Ученик
- Наполеон
- Весь мир желая подчинить себе
- Купался в пышных лаврах славы
- Пока с войной в Россию не пошел
- И в армию свою в её снегах оставил.
- (Сообщение о Наполеоне Банопарте)
- (Сообщение о Наполеоне Банопарте)
- (Сообщение о Наполеоне Банопарте)
- (Сообщение о Наполеоне Банопарте)
- (Сообщение о Наполеоне Банопарте)
- Борис Годунов
- Стоял он всей душою за Расею,
- Но не считал: мы- родина слонов,
- Построил Томск, Туринск и Мангазею,
- Построил Верхотурье Годунов.
- По разному Бориса роль трактуют,
- Борисов облик каждый раз всё нов,
- Но что нам «цареведы» ни толкуют,
- Незаурядный царь был Годунов.
- (Сообщение о Борисе Годунове)
Ученик Петр I Его деянья многолики, Политика напориста, остра. Стал у руля России Петр Великий- Таким мы и запомнили Петра. (Сообщение о жизни и деятельности Петра Великого)
Ученик М. В. Ломоносов Что был великим, тут и нет вопросов, Стремясь рутину всю развеять впрах, Был в свое время первым Ломоносов В науках, в горном деле и … в стихах. В художестве и то он был силен Среди возвышенных имен! (Сообщение о М.В. Ломоносове)
- Ученик
- А. В. Суворов
- В ученье тяжело, легко в бою!
- По жизни нес он истину свою,
- Из-за любви к солдатам был в опале
- Он славою великой окружен
- И никогда никем не побежден.
- (Сообщение о А.Суворове)
Павел I
- «Император романтический»
- Нрав имел он специфический
- Стратегией своей поверг дворянство в шок,
- Немилость их, тем на себя навлек
- И был убит он за свои дела,
- И царская корона не спасла.
- (Сообщение об императоре Павле)
- Ученик
- Александр Сергеевич Пушкин
- Держите люди ушки на макушке,
- Я изрекаю истины слова:
- Наш император на Парнасе Пушкин,
- Бессмертный император на века!
- ( Сообщение о А.С.Пушкине)
- Ученик
- Александр II
- Его судите ли, рядите ль-
- Здесь не убудет ничего.
- Боги Александр-Освободитель-
- Вот роль в истории его.
- Ярмо-то крепостного права
- При нем ты сбросила, держава.
- Был «Манифест»- закон законов!-
- Плодом и сердца, и ума.
- Их было много миллионов,
- Освобожденных от ярма!
- (Сообщение об Александре Втором)
Ученик
- Л.И. Брежнев
- Конечно, Брежнев был не царь,
- А генеральный секретарь.
- Правитель-как мишень пред
- Всеми в тире,
- И всякое ведь можно говорить,
- Но двадцать лет при нем мы жили в мире,
- Такое бы неплохо повторить!
- (Сообщение о Л.Брежневе)
- Ученик
- Удивительно многогранна, разнообразна и поучительна история земли Курской с ее соловьиными трелями, раздольными полями и лугами. Наш земляк, великий русский композитор Г.В.Свиридов, отмечал: «Россия богата песнями, курские края особенно!»
- Где музыка берет начало,
- Где ноту первую берет?
- - В горах, - мне Эхо отвечало,
- -Ее торжественный восход.
- Где музыка берет начало,
- Где тот живительный исток?
- - В лесах, - мне Птица прокричала,
- -Начало музыкальных строк.
- Где музыка берет начало,
- Где муза песни рождена?
- - В морях, у старого причала,
- -Мне так ответила Волна.
- Где музыка берет начало,
- В каком краю ее рассвет?
- В краю где детство отзвучало,
- В краю, где ты оставил след.
- - Ты мне дорог, мой край, устоявший от гроз
- Я люблю твои дали степные.
- Всю Россию родную люблю я до слез,
- А мой Курск - это трижды Россия.
- (Сообщение о фатежанине Г.В.Свиридове)
- Учитель
- Роль женщин
- Самые значительные открытия в истории человеческой культуры теряются в дали веков, но археологи и историки утверждают, что именно женщина стоит у истоков таких приобретений, как земледелие, ткачество, гончарное ремесло. Именно женщина, с ее интуицией и наблюдательностью, заметила: из брошенного в землю зерна вырастает колос, а слепленный из мягкой глины и обожженный на огне горшок способен варить пищу. Так, во всяком случае, говорит африканская мифология.
- Как известно, со сказками спорить трудно, пожалуй, никто не станет оспаривать, что женщина создала домашний очаг и оставалась его хранительницей во все века и у всех народов.
- К.Маркс писал, что «великие общественные перевороты невозможны без женского фермента», цитируя слова французского утописта Ш.Фурье: «общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола».
- На вопрос же домашней анкеты, что он больше всего ценит в женщинах, Маркс шутливо ответил: «Слабость».
- Конечно же, он имел в виду женственность. Но в жизни исторической, в обстоятельствах общества и семьи женщина почти всегда проявляла свою великую силу, часто оставаясь в тени и безвестности.
- Женщины всегда занимались творчеством жизни, ее созиданием.
- Русская история дает примеры того, как в самые тяжелые времена русская женщина была не только хранительницей домашнего очага, но и верным защитником нравственных, культурных ценностей. Веками складывавшийся предрассудок в отношении женщин, что их удел лишь семья и заботы о детях, мало способствовали тому, чтобы по заслугам оценить биографии и судьбы замечательных женщин, оставивших заметный след в истории.
- В тысячелетней истории России женщины правили всего 103 года. Они семь раз занимали троны в Древнем Киеве, Москве, Петербурге, нося титулы великих княгинь, правительниц и императриц. По-разному складывались их судьбы, разными были и периоды их царствований - от одного года, как это было с регентшей Анной Леопольдовной, до трети столетия, когда трон занимала Екатерина II. Если с IX по XVII век три женщины: Великая киевская княгиня Ольга и две регентши - Елена Васильевна, мать Ивана Грозного, и Софья Алексеевна, сестра царя Петра I - правили 36 лет, то в XVIII столетии пять женщин занимали российский престол 67 лет.
- Нередко любовь отнимала ум у той, которая его имела, и, наоборот, давала разум той, у которой его не было. А от этого происходили самые неожиданные коллизии, вплоть до перемены политической ориентации и неожиданного возникновения войны.
- Ученик
- Княгиня Ольга
- Простою славянкой когда-то была,
- Но веру христову на Русь принесла
- И править народом сумела,
- Хоть это не женское дело!
- (Сообщение о Княгине Ольге)
Екатерина Великая
- Ученик
- Говоря о роли личности в истории, мы всегда помним, что творцом истории является народ, но его творческая роль неодинакова, как неодинаков и сам народ на различных ступенях развития общества, как неодинаковы его опыт, знания, сознательность.
- Но какие бы испытания на долю людей, они не утрачивали человеческий оптимизм, жизнелюбие, задор.
- Ученик
- И вечно тем сильна моя страна,
- Что никого нигде не унижала.
- Ведь доброта сильнее, чем война,
- Как бескорыстье действеннее жала.
- Встает заря, светла и горяча.
- И будет так вовеки нерушимо.
- Россия начиналась не с меча,
- И потому она непобедима!
- Э.Асадов
- Ученик
- Нам светят в жизни праведные лики,
- Есть брать пример с кого, бери - не трусь!
- Был вольный город Новгород Великий,
- Росла и крепла Киевская Русь!
- И мы растём и крепнем год от года,
- Штурвал страны не выпустим из рук,
- Мы знаем все: История народа
- Всегда была наукой из наук.
- Ученик
- Могучие и гордые славяне
- В Истории ковались на века,
- Их дух высокий - в каждом ветеране,
- Чья вера в Жизнь и Правду высока.
- В сраженьях против сил врага несметных,
- Все; шли, ваша сила победит.
- Глядим мы на стареющих бессмертных
- Сверхсрочников, которых Бог щадит.
- Ученик
- Какие бы ни дули в жизни ветры,
- Шли ветераны на любой редут,
- В людских сердцах поистине бессмертны,
- Когда с холма Истории взглянуть.
- Мы юные пока, но тоже люди
- И не устанем вас благодарить.
- Когда придёт пора, мы тоже будем,
- Как вы, свою Историю творить.
- Ведь вы пахали, строили, косили,
- И, знайте, вам поклясться каждый рад:
- Из саженцев, что вы для нас растили,
- Мы вырастим большой цветущий сад!
- Но несмотря ни на что, вся жизнь женщин-правительниц как нельзя лучше свидетельствует о том, что женщины, занимая трон, правят ничуть не хуже мужчин.
- Именно женщинам, великим и обыкновенным, милым и властным, посвящал и свои бессмертные произведения поэты, писатели, художники, музыканты .