Мастер- класс по теме
«Реализация ФГОС :
использование рефлексии на уроках
в начальной школе»
«Заметить и поддержать»
Учитель - это
мастерство и личность
Естественные
повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной
деятельностью учащихся
В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям
- 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- (из ФГОС)
НУЖНЫМ
УСПЕШНЫМ
ЛЮБИМЫМ
Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений .
Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.
Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.
Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.
Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых.
Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.
Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.
РЕФЛЕКСИЯ
- Отношение к произошедшему
- Выделение трудностей
- Присвоение опыта
- Обращение назад
- Размышление о внутреннем состоянии
- Самопознание
- Самоанализ
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад)
– способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок (Словарь по образованию под ред. В.М. Полонского) .
В широком смысле – выход за пределы любого непосредственного, «автоматически» текущего процесса или состояния. В узком смысле – осмысление собственной деятельности, обращение назад, «внутрь» деятельности с целью ее совершенствования; исследовательская позиция в любой деятельности. И.С. Сергеев Основы педагогической деятельности.
Высказывания о рефлексии
- «Опыт служит человеку, когда осознается» (А. Камю)
- «Цена величия – это ответственность» (У. Черчилль)
- «Мир – это зеркало, он показывает каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьтесь – и он ответит вам хмурым взглядом; смейтесь над ним и с ним – и он будет прекрасным компаньоном» (У. Теккерей)
- «Человеку легче добраться мыслью до отдаленного созвездия, чем до самого себя, и можно опасаться, что он доберется до себя, когда уже не останется ни одного созвездия» В.О. Ключевский
Классификация
- При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Место :
в течение урока
или в конце
Лесенка успеха
Цель :
осмысление способов и приёмов
работы с учебным материалом
Прием “Корзина” идей, понятий, имен…
- Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”
- Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
- В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию
З наю
У мею
Х очу
узнать
Игра «Ассоциация»
Подберите ассоциации со словосочетанием «Эффективный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове КОМФОРТ
К – компетентность,
О - ответственность и т. д.)
Прием “Написание синквейна ”
- В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк , которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию , что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Синквейн по теме занятия
- ____________________________
- (существительное, основное понятие, общая тема)
- ______________ ________________
- (два глагола)
- __________ ____________ _________
- (три прилагательных)
- _________________________________
- (основная мысль – предложение, фраза)
- ____________________
- (ключевое слово, вывод)
Учитель – какой он? Синквейн
Учитель.
Суетливый, крикливый
Объясняет, объясняет, ждет
Когда окончится эта пытка?
Бедолага!
Учитель – какой он? Синквейн
Учитель
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Настоящий друг!
Мастер.
Приёмы рефлексии
Ассоциативный ряд
“ Лист обратной связи”
Незаконченные предложения
“ Выбери дистанцию”
“ Торт решений”
” Заключительная дискуссия”
“ Разговор на бумаге”
“ Координаты”
“ Солнышко”
Барометр настроения
“ Свет молнии”
“ Телеграмма”
“ Письмо самому себе”
“ Памятки”
“ Пейзаж - зеркало настроения”
“ Ну что, как прошло занятие?”
Интерпретация изображений на открытках
Методы индивидуальной графической рефлексии
Было интересно
Активно участвовал(а)
2
3
Спорно
Задумался(ась)
4
5
4
3
Требует размышлений
Было понятно
Узнал(а) новое
2
Рефлексия - противопоставление
- Самое лучшее в занятии (упражнении) было…, а самое худшее… .
- Самое интересное было… , а самое скучное… .
- Самым веселым было…, а самым серьезным … .
- Мне бы хотелось, чтобы… . Мне бы не хотелось, чтобы…
- Я был(а) уверен(а) в себе, когда… . Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .
Обведите свою ладошку
2.Указательный – что узнали
3.Средний - над чем еще нужно поработать
4.Безымянный – Ваше настроение
5.Мизинец – Вам не хватает…
36
7 строк по теме
- Я думаю, что ____________________________ (1)
- (общая идея)
- Потому что ______________________________ (2)
- _____________________________________ (3)
- _____________________________________ (4)
- _____________________________________ (5)
- (наиболее понравившиеся мысли в 4 предложения)
- Поэтому ________________________________ (6)
- ____________________________________ (7)
-
Вопросы для проведения рефлексии
- Что я делаю (делал, делала)?
- Как я это делаю (делал, делала)?
- Почему я действовал(ла) так, а не иначе?
- Получилось ли создать ситуацию успеха на занятии?
- Что, на ваш взгляд, осталось непонятным? Требует уточнения, дополнительного разъяснения?
- Какие цели стояли перед Вами при изучении темы? Какую главную проблему Вы решали, изучая тему? Какие выводы Вы сделали, изучая тему?
- Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?
- Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?
- Активно ли работал класс? Все ли слушали друг друга?
Результаты проведения рефлексии
- Соотнесение полученных результатов с поставленными целями, задачами и ожиданиями.
- Анализ норм и правил, внесение корректив и дополнений.
- Отделение значимого от второстепенного.
- Понимание собственной образовательной траектории и потребностей.
- Осознание своей идентичности.
- Видение путей для саморазвития и самоопределения.
- Уважение других точек зрения и позиций (толерантное отношение к различиям).
- Понимание ответственности за свои поступки (ответственность перед собой и окружающими).
- Признание ценностей, выработка собственных ценностных ориентиров и смысловых установок.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Виды УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем .
КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
42
Как сформировать у ребенка умение переходить через дорогу?
Первичный опыт и
мотивация
Приобретение знаний
Тренинг в применении знаний,
самоконтроль и коррекция
Контроль
43
2 шага
Учебная деятельность
43
Урок по теме: «Учиться… А что это значит?»
43
Учиться…
А что это значит?
46
Учиться…
А что это значит?
47
Делаю САМ!
48
Делаю САМ!
48
Как научить учиться?
Первичный опыт УУД и мотивация
Контроль
Умение учиться
Знание, как учиться
Уроки по предметам,
на которых учащиеся включены в УД
Надпредметный курс
51
Основные составляющие урока
Цели и задачи урока
Содержание
Деятельность учителя и ученика
Педагогические технологии
Профессионализм педагога
51
Современный урок
Критерии и показатели
Современная школа
1.Интерес и мотивация
Традиционная школа
Целенаправленно создается учителем
2.Целеполагание урока
3.Характер учебных заданий
Цель урока согласуется в обсуждении с учениками
Не создается
Цель урока задается учителем
Проблемный поисковый. Творческий
4.Время говорения учащихся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителем
Репродуктивный.
по готовому алгоритму
Сопоставимо
Учитель говорит значительно больше, у учащихся преобладает слушание
Критерии и показатели
Современная школа
5.Активность ученика на уроке
Традиционная школа
Высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотез; предложение своего способа решения
6.Преобладание стиля общения«учитель-ученик»
Ответы на вопросы учителя репродуктивного, воспроизводящего характера
Диалогический
7. Тип урока
Монологический(со стороны учителя0
Урок-исследование, защита проекта, игровой урок урок-конференция и т.д.
8.Психологич. климат урока
9.Рефлексия урока
Традиционный урок
Положительное эмоциональное воздействие, комфортность
Напряженность, страх, смятение
Присутствует
10.Приёмы, методики, технологии преподавания
Отсутствует
Наличие авторских приемов, методик, технологий преподавания
Типовые учебные планы и методики
Изменение представления учителя о современном уроке
Ученик - субъект учебной деятельности
Разнообразие источников знаний:
слово учителя; самостоятельное наблюдение;
учебные пособия; игрушки;
приборы и приспособления
Структура урока динамична, присутствуют
целый набор разнообразных действий и операций,
Объединенных в целесообразную деятельность
Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает
приоритет его деятельности по отношению к собственной
Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или
коллективной деятельности обучающихся
Критерии, по которым учитель оценивает ученика
определены заранее и разделяются обучающимися
55
Традиционная
дидактика
Новая
дидактика
Дети! Сядьте правильно! Слушайте меня внимательно!
Ребята, давайте все вместе искать истину !
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
СО вместная деятельность учителя
и ученика
55
56
- Конкретность поставленной цели и задачи
- Создание ситуации успеха
- Обучение через открытие
- Демократичность и открытость
- Результативность
- Качество учебного материала
- Формирование ключевых компетенций
- Способность ученика проектировать свою деятельность
- Разнообразие методов, приёмов
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Педагог управляет проблемно – поисковой, творческой или исследовательской деятельностью учащегося.
Э
Ф
Ф
Е
К
Т
И
В
Н
О
С
Т
Ь
У
Р
О
К
А
К
Р
И
Т
Е
Р
И
и
- Какой урок по вашему мнению можно считать эффективным?
- От чего зависит эффективность урока?
57
Предложите формы организации эффективного урока
57
Формы организации эффективного урока
- Урок- викторина
- Урок- поиск
- Проектный урок
- Урок-экскурсия
- Урок – экспедиция
- Урок без учителя
- Стихотворно-музыкальный урок
- Урок пресс- конференция
- Урок взаимообучения
- Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
- Интегрированные уроки
- Урок – фантазия
- Урок – сказка
- Урок- спектакль
- Урок- лекция
- И другие
57
Приемы , способствующие проведению эффективного урока
57
Приемы эффективности урока
- Соуправление классом
- Способы повышения интереса
- Приемы обучения с помощью органов чувств
- Приемы конструирования вопросов
- Приемы сочинительства
- Прием «Найди ошибки»
- Подготовка учеников к докладам
- Иллюстрирование тетрадей
- Технология «Пластилин»
- Технология «Коллаж»
- Технология «Диспут»
- Технология «Дебаты»
- Игры-тренинги
- Способы повторения
- Устный опрос
- Письменный контроль
- Взаимоопрос по цепочке
- Виды домашних заданий
57
Приемы эффективного урока
- «Корзина идей»
- Составление кластера
- «Пометки на полях»
- Составление маркировочной таблицы ЗУХ
- Написание синквейна
- Написание эссе
- «Лекция со стопами»
57
З наю
У знал новое
Циклы. Переменные и действия над ними.
Х очу узнать подробнее
Как найти сумму нескольких чисел
Как подсчитать суммарную температуру в клетках рабочего поля Робота
Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами , не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Прием “Написание синквейна ”
- В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк , которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию , что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна
1 строка - одно слово – существительное .
Это и есть тема синквейна. 2 строка - два прилагательных , раскрывающих тему синквейна. 3 строка - три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4 строка - фраза , предложение , состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме . 5 строка – слово (словосочетание) резюме , которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение .
Начальная школа
Друзья
Верные, надёжные.
Помогут, спасут, подскажут.
Никогда не подведут товарища.
Опора.
Снег
Пушистый, мягкий
Лежит, хрустит, сверкает
Белоснежный ковёр покрыл землю.
Красота!
Прием “Написание эссе”
- Смысл э того приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием “Лекция со стопами ”
Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время “стопа” идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).
Приём «ИНСЕРТ»
Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления .
Общепризнанные знаки:
«v» - если информация известна ;
«+» - информация, которая услышана впервые;
«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;
«!» - сведения, которые вызвали интерес
«?» - то, что осталось непонятным.
Прием “Составление кластера ”
“ Кластер” это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока .
ПУТИ
ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
УРОКА
с одарёнными
со
слабоуспев.
Постановка
конкретных
целей и задач
Работа по
ИП
Грамотное
планирование
урока
Личностно-
ориентированный
подход
Пути
повышения
эффективности
урока
Мониторинг
достижения
планируемых
результатов
Применение
современных
технологий
Современное
оснащение
учебного процесса
Совершенствование
профессионализма
педагога
формы
приёмы
методы
психолог.
перестройка
повышение
мотивации
вытработка
новых
компетент.
73
Современный урок – современный учитель...
Учитель – какой он? Синквейн
Учитель.
Суетливый, крикливый
Объясняет, объясняет, ждет
Когда окончится эта пытка?
Бедолага!
Учитель – какой он? Синквейн
Учитель
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Настоящий друг!
Мастер.
Учитель – какой он? Синквейн
Учитель
Душевный, открытый
Любящий, ищущий, думающий.
Много идей - мало времени.
Призвание.
Рефлексия
- Практичность1 2 3 4 5
- Доступность1 2 3 4 5
- Научность1 2 3 4 5
- Актуальность1 2 3 4 5
- Насыщенность и глубина содержания 1 2 3 4 5
- Активизация внимания1 2 3 4 5
Спасибо за внимание!
МАСТЕР КЛАСС
ТЕМА «Современные образовательные технологии
и их роль в повышении качества образования»
Цель: Осуществить осмысление понятия
«эффективность» и «эффективный урок».
Задачи :
Определить критерии эффективного урока.
Выяснить формы организации эффективного урока.
Выявить и сформулировать современные
образовательные технологии и приёмы,
способствующие проведению эффективного урока.
Осознать необходимость проведения анализа урока.
Развитие умений работать сообща.
Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом . Галилео Галилей
“ Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность”.
Бернард Шоу
Слово «эффективность» в переводе с латинского - «эфектос» - означает
выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
быть востребованным в ысококонкурентном
и высокотехнологичном мире;
должны уметь влиться в быстро развивающееся общество.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Механизмы и сферы рефлексии
- 1. Остановка (прекращение деятельности и выход за ее пределы).
- 2. Фиксация .
- Рефлексия – самопонимание и самопознание; понимание и оценка другого; понимание и оценка процесса; соотношение своей позиции с мнениями окружающих; осмысление прошлого и предвосхищение будущего.
- Сферы рефлексии
- Мышление (не знал – узнал).
- Коммуникация (координация позиций, сотрудничество).
- Самосознание (не понимал – осознал).
АСПЕКТЫ ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающие: создать условия для усвоения и понимания решения …, организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях при решении …
Развивающие: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной компетентности …
Воспитывающие: воспитывать чувство ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса, способствовать сплочению команды, класса …
Здоровьесберегающее пространство урока
* общение на фоне положительных эмоций
* предупреждение психотравмирующих
ситуаций
* бесконфликтное общение
*соблюдение этических и эстетических норм,
основанных на понятиях добра и
сочувствия
* поощрение инициативы и успехов
* предупреждение чрезмерного умственного
и статического напряжения (динамические и
релаксационные паузы)
1 этап – доброжелательность!!!
- “ Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)”
- “ Ладошка к ладошке”.
- Рапортичка (определение отсутствующих)
- Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.
Все дети могут
успешно учиться,
если