Математика на клетке
автор: Новикова Арина
ученица 8 «В» класса
МОУ «Лицей №53»
руководитель: Ползунова
Марина Юрьевна
учитель математики
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. Д. Пойя
- Цель работы: поиск, классификация, сравнение задач на клетчатой бумаге и их решения.
- Задачи:
- - рассмотреть задачи на разрезание, раскрашивание, нахождение площади многоугольника,
- - проанализировать и систематизировать различные методы и приёмы решения задач на нахождение площадей многоугольников на сетке;
- - подобрать наиболее интересные, наглядные примеры;
- -создать электронную презентацию работы для представления собранного материала одноклассникам;
- - разработать анкету для проведения опроса среди одноклассников;
- - провести эксперимент среди одноклассников по нахождению оптимального решения задач на нахождение площадей фигур;
- -провести анализ работы и сформулировать вывод.
Актуальность данного проекта заключается в том, что задачи на клетке помогают развивать геометрические представления на разнообразном материале, способствует развитию логического мышления и повышают интерес к изучению математики, а также такие задачи все чаще используются на олимпиадах и едином государственном экзамене, следовательно, знакомство с ними становится необходимым для каждого школьника.
Задачи на разрезание
трансформирование
дробление
квадрирование
Вывод: Работая с такими занимательными задачами, их построением, доказательством и анализом, развиваются навыки исследовательской работы, а умение правильно разрезать фигуры помогает рационально использовать эти знания в жизненных ситуациях.
Паркеты В математике паркетом называется разбиение плоскости на многоугольники, при котором каждые два многоугольника либо не пересекаются, либо имеют ровно одну общую вершину, либо имеют одну общую сторону.
Задача 1 Ответ
Вывод: решение задач с закрашиванием плоскости позволяет усилить практическую направленность изучения школьного курса математики.
Ответ
Задача 2
Начертите прямоугольник размером 4x6 клеток. Покажите, как его «замостить» трехклеточными уголками так, чтобы никакие два из них не образовывали прямоугольник.
Задачи на нахождение площадей фигур
- Способ подсчета клеток
- Применение формул площадей известных фигур
- Разбиение фигуры на части
- Достраивание до прямоугольника (метод вычитания)
- По формуле Пика
1. Способ подсчета клеток
Площадь многоугольника равна сумме единичных квадратов
На рисунке:
S1 =10 кв.ед.;
S2= 7 кв.ед.;
S3=12 кв.ед.;
S4=12 кв.ед.
2. Применение формул площадей известных фигур
a
S1 = a b
S2 =1/2 ( ab )
S3 = ah
S1
b
S2
a
b
S3
h
a
3. Разбиение фигуры на части
S= S Δ + S + SΔ + S + SΔ
S =7+14+3+6+1=31
Способ разбиения на части
Применяется:
Для нахождения площадей многоугольников с вершинами в узлах решетки, у которых неизвестны формулы нахождения площади
Алгоритм:
- Разбить многоугольник на известные фигуры;
- Найти площадь каждой части (способ № 1 или № 2);
- Найти сумму площадей
- Записать ответ
Преимущества:
Подходит для произвольного многоугольника
Недостатки:
Трудоемкий
S Δ= 1/2*2*7=7 кв.ед.
S =2*7=14 кв.ед.
SΔ =1/2*2*3=3 кв.ед.
S =2*3=6 кв.ед.
SΔ =1/2*2*1=1 кв.ед.
4. Достраивание до прямоугольника (метод вычитания)
S= S - S Δ - SΔ – SΔ
S=42-7-3-1=31
Способ достраивания до прямоугольника
Применяется:
Для нахождения площадей многоугольников с вершинами в узлах решетки, у которых неизвестны формулы нахождения площади
Алгоритм:
- Достроить фигуру до прямоугольника;
- Найти площадь дополняющих фигур(способ №1 или №2);
- Найти площадь прямоугольника
- Вычесть из площади прямоугольника площади дополняющих фигур
Преимущест-ва:
Подходит для произвольного многоугольника
Недостатки:
Трудоемкий
S = 6*7=42 кв.ед.
SΔ= 1/2*2*7=7 кв.ед.
SΔ =1/2*2*3=3 кв.ед.
SΔ =1/2*2*1=1кв.ед.
5. По формуле Пика
S= В+ Г/2 – 1
В – количество внутренних узлов,
Г – количество граничных узлов.
S= 26+ 12/2 – 1 = 31 кв.ед.
По формуле Пика
Применяется:
Алгоритм:
Для нахождения площадей многоугольников с вершинами в узлах решетки
- Посчитать количество внутренних узлов (В);
- Посчитать количество граничных узлов (Г);
- Посчитать площадь фигуры по формуле Пика
- Записать ответ
Преимущества:
Недостатки:
Универсальный
-
ЭКСПЕРИМЕНТ
РЕЗУЛЬТАТЫ
№ задачи
Способ нахождения площади фигуры, затраченное время на решение
1
По клеткам
t, мин.
2
+
-
3
1
По формулам известных фигур
-
4
-
-
t, мин.
+
5
Разбиение фигуры на части
-
-
-
6
t, мин.
+
-
-
-
2
-
-
-
5
-
-
Метод вычитания
-
-
-
-
-
-
t, мин
+
По формуле Пика
-
-
-
-
-
+
5
-
-
+
-
t, мин.
+
-
-
-
15
5
-
+
-
+
7
-
15
+
7
+
-
7
+
8
5
Вывод: из таблицы видно, что не использовался метод разбиения фигуры на части в связи с его трудоемкостью. Метод нахождения площади по формулам известных фигур вызывал трудности в части знания всех формул. Метод нахождения площади многоугольников по формуле Пика использовался во всех задачах, что говорит об его универсальности. Но при его использовании возникали сложности: метод не всегда дает точных результат из-за невозможности правильно определить количество внутренних и внешних узлов. Анализ результатов показал, что единого способа решения задач на нахождения площади многоугольников нет. Для каждой фигуры необходимо подбирать свой метод. И это еще раз подчеркивает актуальность моей работы: зная все способы решения таких задач, можно найти площадь любого многоугольника.
Список использованной литературы:
И.М. Смирнова, В.А. Смирнов Геометрические задачи с практическим содержанием М.: МЦНМО, 2015
Горина Л.В. Одна за всех… Формула Пика. Материал для самообразования учащихся.// Основа, №3 (27), с. 24-28.
Екимова М. А. ,Кукин Г. П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
Линдгрен Г Занимательные задачи на разрезание. / Пер. с англ. Ю.Н. Сударева М.: Мир, 1977
Трошин В.В. Занимательные дидактические материалы по математике. Сборник заданий. Выпуск 2. М.: Глобус, 2008
Геометрия на клетчатой бумаге. Малый МЕХмат МГУ.
Григорьева Г. И. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5 – 6 классы. Метод.пособие. – М.: Глобус, 2009.
Жарковская Н. М., Рисс Е. А. Геометрия клетчатой бумаги. Формула Пика // Математика, 2009, № 17, с. 24-25.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ