СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Математика вокруг нас"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Математика вокруг нас"»

Подготовила учитель математики ЛОУ СОШ № 33  Рыкова Лариса Георгиевна

Подготовила учитель математики ЛОУ СОШ № 33

Рыкова Лариса Георгиевна

Математика  вокруг нас

Математика вокруг нас

Разминка

Разминка

Вопрос 1 Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики, математики?   Ответ: без дроби

Вопрос 1

Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики, математики?

Ответ: без дроби

Вопрос 2 Люди, какой профессии постоянно смотрят на пять параллельных линий? Ответ: музыканты, дирижеры

Вопрос 2

Люди, какой профессии постоянно смотрят на пять параллельных линий?

Ответ: музыканты, дирижеры

Вопрос 3 Какое натуральное число присутствует в названии известной картины Ивана Айвазовского? Ответ: 9 вал

Вопрос 3

Какое натуральное число присутствует в названии известной картины Ивана Айвазовского?

Ответ: 9 вал

Вопрос 4 Какая геометрическая фигура изображена на самой известной картине Казимира Малевича? Ответ: черный квадрат

Вопрос 4

Какая геометрическая фигура изображена на самой известной картине Казимира Малевича?

Ответ: черный квадрат

Вопрос 5 Что есть у каждого слова, растения и уравнения? Ответ: корень

Вопрос 5

Что есть у каждого слова, растения и уравнения?

Ответ: корень

Вопрос 6 Какая мера длины определяется двумя нотами? Ответ: миля

Вопрос 6

Какая мера длины определяется двумя нотами?

Ответ: миля

Вопрос 7 Какая геометрическая фигура используется для наказания детей?  Ответ: угол

Вопрос 7

Какая геометрическая фигура используется для наказания детей?

Ответ: угол

Вопрос 8 На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? Ответ: 180 °

Вопрос 8

На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»?

Ответ: 180 °

Вопрос 9 Какую математическую фигуру украшают брильянтами? Ответ: Кольцо

Вопрос 9

Какую математическую фигуру украшают брильянтами?

Ответ: Кольцо

Вопрос 10 Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? Ответ: «Ауди»

Вопрос 10

Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца?

Ответ: «Ауди»

Вопрос 11 Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? Ответ: Лучи

Вопрос 11

Какие геометрические фигуры дружат с солнцем?

Ответ: Лучи

Вопрос 12 Назовите «математические» растения. Ответ: Тысячелистник, столетник, золототысячник

Вопрос 12

Назовите «математические» растения.

Ответ: Тысячелистник, столетник, золототысячник

Вопрос 13 Какие цифры «пишут» летчики в небе? Ответ: Восьмерки

Вопрос 13

Какие цифры «пишут» летчики в небе?

Ответ: Восьмерки

Вопрос 14 Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей? Ответ: От перемены мест слагаемых сумма не изменяется

Вопрос 14

Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей?

Ответ: От перемены мест слагаемых сумма не изменяется

Вопрос 15 Сколько чудес света создано людьми? Ответ: 7

Вопрос 15

Сколько чудес света создано людьми?

Ответ: 7

Вопрос 16 Сколько подвигов совершил Геракл? Ответ: 12

Вопрос 16

Сколько подвигов совершил Геракл?

Ответ: 12

А теперь подведем итоги  этого конкурса.

А теперь подведем итоги этого конкурса.

Число – как много в этом звуке  Для математики, друзья!  Но и в простой, обычной жизни  Без математики нельзя!
  • Число – как много в этом звуке Для математики, друзья! Но и в простой, обычной жизни Без математики нельзя!
Математические правила в стиха х

Математические правила в стиха х

Мнемонические правила в математике Есть масса шутливых формулировок в математике, позволяющих разряжать атмосферу и в то же время не уводящих от темы. Мнемо́ника ( греч.  τα μνημονιχα — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание  нужной информации и увеличивающих объём памяти  путём образования ассоциаций  (связей).

Мнемонические правила в математике

  • Есть масса шутливых формулировок в математике, позволяющих разряжать атмосферу и в то же время не уводящих от темы.
  • Мнемо́ника ( греч.  τα μνημονιχα — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание  нужной информации и увеличивающих объём памяти  путём образования ассоциаций  (связей).
Запоминалки: биссектриса, высота, медиана.   «Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».   «Высота похожа на кота, который выгнет спину и под прямым углом соединит вершину и сторону хвостом».   «Медиана – обезьяна у которой зоркий глаз. Прыгнет точно в середину стороны против вершины, где находится сейчас».

Запоминалки: биссектриса, высота, медиана.

  • «Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». «Высота похожа на кота, который выгнет спину и под прямым углом соединит вершину и сторону хвостом». «Медиана – обезьяна у которой зоркий глаз. Прыгнет точно в середину стороны против вершины, где находится сейчас».
Что значит решить уравнение Уравнение решить – Значит корни все определить Или убедиться точно- Нет корней! И точка.

Что значит решить уравнение

  • Уравнение решить –
  • Значит корни все определить
  • Или убедиться точно-
  • Нет корней! И точка.
Про число

Про число "Пи" - 3,1415926...

  • Гордый Рим трубил победу Над твердыней Сиракуз; Но трудами Архимеда Много больше я горжусь. Надо нынче нам заняться, Оказать старинке честь, Чтобы нам не ошибаться, Чтоб окружность верно счесть, Надо только постараться И запомнить все как есть Три — четырнадцать — пятнадцать — девяносто два и шесть!
Конечно, математика – наука серьёзная, и учить её надо вдумчиво, Но все перечисленные приёмы помогают “учению с увлечением”, а значит, и успеху в учении, без которого обучение становится безрезультатным.
  • Конечно, математика – наука серьёзная, и учить её надо вдумчиво, Но все перечисленные приёмы помогают “учению с увлечением”, а значит, и успеху в учении, без которого обучение становится безрезультатным.
Немного «чистой» математики

Немного «чистой» математики

Вопрос 1 Назовите наименьшее натуральное число. Ответ: 1

Вопрос 1

Назовите наименьшее натуральное число.

Ответ: 1

Вопрос 2 Назовите наименьшее простое число. Ответ: 2

Вопрос 2

Назовите наименьшее простое число.

Ответ: 2

Вопрос 3 Как называются два числа, произведение которых равно единице? Ответ: Взаимно обратные

Вопрос 3

Как называются два числа, произведение которых равно единице?

Ответ: Взаимно обратные

Вопрос 4 Какие цифры часто применяются для нумерации глав в книгах? Ответ: Римские

Вопрос 4

Какие цифры часто применяются для нумерации глав в книгах?

Ответ: Римские

Вопрос 5 Как называется отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности?   Ответ: Масштаб

Вопрос 5

Как называется отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности?

Ответ: Масштаб

Вопрос 6 Если начертить четырёхугольник и провести в нем диагонали, то сколько треугольников можно увидеть на этом чертеже? Ответ: 8

Вопрос 6

Если начертить четырёхугольник и провести в нем диагонали, то сколько треугольников можно увидеть на этом чертеже?

Ответ: 8

А теперь подведем итоги  этого конкурса.

А теперь подведем итоги этого конкурса.

Математические софизмы

Математические софизмы

Что такое софизм? Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок.

Что такое софизм?

  • Софизм - (от греческого sophisma – уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Каким бы ни был софизм, он всегда содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
Экскурс в историю. Софистами называли группу древнегреческих философов 4-5 века до н.э., достигших большого искусства в логике. В период падения нравов древнегреческого общества( 5 век) появляются так называемые учителя красноречия, которые целью своей деятельности считали и называли приобретение и распространения мудрости, вследствие чего они именовали себя софистами.

Экскурс в историю.

  • Софистами называли группу древнегреческих философов 4-5 века до н.э., достигших большого искусства в логике. В период падения нравов древнегреческого общества( 5 век) появляются так называемые учителя красноречия, которые целью своей деятельности считали и называли приобретение и распространения мудрости, вследствие чего они именовали себя софистами.
«Дважды два - пять»  Напишем тождество  4:4=5:5.   Вынесем из каждой части тождества общие множители за скобки, получаем: 4(1:1)=5(1:1)   Так как 1:1=1 , то сократим и получим 4=5 2*2=5   Где ошибка?

«Дважды два - пять»

Напишем тождество

4:4=5:5.

Вынесем из каждой части тождества общие множители за скобки, получаем:

4(1:1)=5(1:1)

Так как 1:1=1 , то сократим и получим

4=5

2*2=5

Где ошибка?

проверим  Разбор софизма . Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой. Действительно, 4:4=1:1, но  4:4≠4(1:1).

проверим

Разбор софизма . Ошибка сделана при вынесении общих множителей 4 из левой части и 5 из правой. Действительно,

4:4=1:1, но

4:4≠4(1:1).

«Полупустое и полуполное»  «Полупустое есть то же, что и полу полное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное».

«Полупустое и полуполное»

«Полупустое есть то же, что и полу полное.

Если равны половины, значит, равны и целые.

Следовательно, пустое есть то же, что и полное».

проверим Разбор софизма .  Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое. В данной ситуации его применение бессмысленно .

проверим

Разбор софизма .

Ясно, что приведенное рассуждение неверно, так как в нем применяется неправомерное действие: увеличение вдвое.

В данной ситуации его применение бессмысленно .

«Софизм учебы » Песенка, сочиненная английскими студентами:  The more you study, the more you know The more you know, the more you forget The more you forget, the less you know The less you know, the less you forget The less you forget, the more you know So why study ?    Перевод . Чем больше учишься, тем больше знаешь. Чем больше знаешь, тем больше забываешь. Чем больше забываешь, тем меньше знаешь. Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь. Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь. Так для чего учиться?

«Софизм учебы »

Песенка, сочиненная английскими студентами:

The more you study, the more you know

The more you know, the more you forget

The more you forget, the less you know

The less you know, the less you forget

The less you forget, the more you know

So why study ?

Перевод .

Чем больше учишься, тем больше знаешь.

Чем больше знаешь, тем больше забываешь.

Чем больше забываешь, тем меньше знаешь.

Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь.

Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.

Так для чего учиться?

 Ну-ка, в сторону карандаши!  Ни костяшек, ни ручек, ни мела.  Устный счет!   Мы творим это дело  Только силой ума и души!   Числа сходятся где-то во тьме  И глаза начинают светиться!  И кругом только умные лица,  Потому, что считаем в уме.
  • Ну-ка, в сторону карандаши! Ни костяшек, ни ручек, ни мела. Устный счет!

Мы творим это дело Только силой ума и души!

  • Числа сходятся где-то во тьме И глаза начинают светиться! И кругом только умные лица, Потому, что считаем в уме.
ЗАДАЧИ  на «один зубок»

ЗАДАЧИ на «один зубок»

Задача 1 Сколько получится десятков, если 3 десятка умножить на 4 десятка? Ответ: 30  40 = 1200 = 120 десятков

Задача 1

Сколько получится десятков, если 3 десятка умножить на 4 десятка?

Ответ: 30  40 = 1200 = 120 десятков

Задача 2 3 сотни умножили на 2 сотни. Сколько будет сотен? Ответ: 300  200 = 60 000 = 600 сотен

Задача 2

3 сотни умножили на 2 сотни. Сколько будет сотен?

Ответ: 300 200 = 60 000 = 600 сотен

Задача 3 Мы пилили бревно, и сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? Ответ: 11

Задача 3

Мы пилили бревно, и сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков?

Ответ: 11

Задача 4 Сколько концов у четырёх палок; четырёх с половиной палок? Ответ: 8; 10

Задача 4

Сколько концов у четырёх палок; четырёх с половиной палок?

Ответ: 8; 10

Задача 5 Сколько раз в году встаёт солнце? Ответ: 365 раз (366 раз в високосный год)

Задача 5

Сколько раз в году встаёт солнце?

Ответ: 365 раз (366 раз в високосный год)

Задача 6 В школе 400 учеников. Почему можно утверждать, что, по крайней мере, у двоих учащихся совпадает День рождения? Ответ: в году 365 дней

Задача 6

В школе 400 учеников. Почему можно утверждать, что, по крайней мере, у двоих учащихся совпадает День рождения?

Ответ: в году 365 дней

Задача 7 В каком случае мы смотрим на 3, а говорим 15? Ответ:  Когда говорим про часы

Задача 7

В каком случае мы смотрим на 3, а говорим 15?

Ответ: Когда говорим про часы

Задача 8 Как могло получиться следующее равенство: 8 + 5=1? Ответ:  числа на циферблате часов

Задача 8

Как могло получиться следующее равенство: 8 + 5=1?

Ответ: числа на циферблате часов

Задача 9 Выразите в минутах: 1 ч 42 мин.  Ответ: 102 минуты

Задача 9

Выразите в минутах: 1 ч 42 мин. 

Ответ: 102 минуты

Задача 10 Профессор ложится спать в 8 часов, будильник ставит на 9 часов. Сколько часов проспит профессор?  Ответ: 1 час

Задача 10

Профессор ложится спать в 8 часов, будильник ставит на 9 часов. Сколько часов проспит профессор? 

Ответ: 1 час

Задача 11 Как утверждают учебники истории, римский император Август родился в 63 году до нашей эры, а умер – в 14 году нашей эры. Сколько лет прожил император Август, если он в год своей смерти успел отметить свой день рожденья?  Ответ: 77 лет

Задача 11

Как утверждают учебники истории, римский император Август родился в 63 году до нашей эры, а умер – в 14 году нашей эры. Сколько лет прожил император Август, если он в год своей смерти успел отметить свой день рожденья? 

Ответ: 77 лет

Задача 12 Какой вывод должен сделать археолог, который нашел монету, датированную 35 г. до н. э.?  Ответ: Монета фальшивая, так как чеканщики 35 г. до н. э. не м огли знать о введении нового летоисчис ления

Задача 12

Какой вывод должен сделать археолог, который нашел монету, датированную

35 г. до н. э.? 

Ответ: Монета фальшивая, так как чеканщики 35 г. до н. э. не м огли знать о введении нового летоисчис ления

Задача 13 Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько км проехал ямщик? Ответ: 5 км

Задача 13

Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько км проехал ямщик?

Ответ: 5 км

Задача 14 Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах? Ответ: 3 кг

Задача 14

Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько весит петух, стоя на двух ногах?

Ответ: 3 кг

Задача 15 Известно, что один бегемот весит 1 т 800 кг. Сколько бегемотов может увезти машина, если ее грузоподъемность – 5 т.  Ответ: 2 бегемота

Задача 15

Известно, что один бегемот весит 1 т 800 кг. Сколько бегемотов может увезти машина, если ее грузоподъемность – 5 т. 

Ответ: 2 бегемота

А теперь подведем итоги  этого конкурса.

А теперь подведем итоги этого конкурса.

Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. Ты нам, математика, даешь Для победы трудностей закалку, Учится с тобою молодежь Развивать и волю, и смекалку.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

Математические фокусы

Математические фокусы

Математический фокус Задумайте число. Запомните его. Умножь его на 2. К произведению прибавь 3. Полученную сумму умножь на 4. От полученного произведения вычесть 12. Полученную разность разделить на задуманное число. У вас получилось 8?!!

Математический фокус

  • Задумайте число. Запомните его.
  • Умножь его на 2.
  • К произведению прибавь 3.
  • Полученную сумму умножь на 4.
  • От полученного произведения вычесть 12.
  • Полученную разность разделить на задуманное число.
  • У вас получилось 8?!!
Волшебная таблица

Волшебная таблица

Следующая страничка математического журнала «Конкурс пословиц»
  • Следующая страничка математического журнала «Конкурс пословиц»
Страничка музыкальная В нашем классе на уроках алгебры и геометрии всегда весело. Хотите знать, почему? Сейчас мы вам расскажем! 

Страничка музыкальная

В нашем классе на уроках алгебры и геометрии всегда весело. Хотите знать, почему? Сейчас мы вам расскажем! 

Семь бед один ответ У семи нянек дитя без глаза семеро одного не ждут Семь верст и всё лесом Семь раз отмерь один раз отрежь Мы парни смелые Семь верст пройти всемером одного не боимся за двумя зайцами погонишься киселя хлебать ни одного не поймаешь один в поле не воин две собаки дерутся третья не лезь два сапога пара первый парень на деревне а в деревне один дом старый друг лучше новых двух нужен как собаке пятая нога

Семь бед

один ответ

У семи нянек

дитя без глаза

семеро одного

не ждут

Семь верст

и всё лесом

Семь раз отмерь

один раз отрежь

Мы парни смелые

Семь верст пройти

всемером одного не боимся

за двумя зайцами погонишься

киселя хлебать

ни одного не поймаешь

один в поле

не воин

две собаки дерутся

третья не лезь

два сапога

пара

первый парень на деревне

а в деревне один дом

старый друг

лучше новых двух

нужен как собаке

пятая нога

А теперь подведем итоги  этого конкурса.

А теперь подведем итоги этого конкурса.

 «ПОМОГИ СВОЕЙ КОМАНДЕ»   «И в шутку, и в серьез» Прослушай внимательно и получи новое слово.

«ПОМОГИ СВОЕЙ КОМАНДЕ»

«И в шутку, и в серьез»

Прослушай внимательно и получи новое слово.

Метаграммы В метаграмме зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова изменится.    Например: Где «О»-там учатся всегда Где «А»-приборам я нужна Ответ:   шк о ла – шк а ла .

Метаграммы

  • В метаграмме зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова изменится.

Например:

  • Где «О»-там учатся всегда
  • Где «А»-приборам я нужна
  • Ответ:

шк о ла шк а ла .

И в шутку, и в серьез -1 Арифметический я знак, В задачнике меня найдешь Во многих строчках. Лишь «0» ты вставишь, зная как, и я – географическая точка Плюс Полюс

И в шутку, и в серьез -1

Арифметический я знак,

В задачнике меня найдешь

Во многих строчках.

Лишь «0» ты вставишь, зная как,

и я – географическая точка

Плюс

Полюс

И в шутку, и в серьез -2 Я приношу с собою боль, В лице большое искаженье, А «Ф» на «П» заменишь коль, То превращаюсь в знак сложенья. ПЛЮС ФЛЮС

И в шутку, и в серьез -2

Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье,

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложенья.

ПЛЮС

ФЛЮС

И в шутку, и в серьез -3 За мерой ноту вставишь вдруг И целое найдешь среди подруг ля га

И в шутку, и в серьез -3

За мерой ноту вставишь вдруг

И целое найдешь среди подруг

ля

га

И в шутку, и в серьез - 4 Он грызун, но очень мелкий И только чуть побольше белки. А заменишь «У» на «О», Будет круглое число. СУРОК СОРОК

И в шутку, и в серьез - 4

Он грызун, но очень мелкий

И только чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О»,

Будет круглое число.

СУРОК

СОРОК

А теперь подведем итоги  конкурса.  Победила команда ?

А теперь подведем итоги конкурса. Победила команда ?

 Вот и время пошло в дело  И уже вот пролетело,  Но не будем огорчаться  Нам не раз ещё встречаться!  Всего наилучшего!  До встречи!

Вот и время пошло в дело

И уже вот пролетело,

Но не будем огорчаться

Нам не раз ещё встречаться!

Всего наилучшего!

До встречи!