СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Методический семинар.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Тема методического семинара: «Глаголом жечь сердца людей»: критический анализ художественных текстов на уроках литературы для развития рефлекторного и творческого мышления учащихся».

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Методический семинар.»

Муниципальный этап  Всероссийского конкурса  «Учитель года — 2021»   . Методический семинар   Тема. «Глаголом жечь сердца людей»: критический анализ художественных текстов на уроках литературы для развития рефлекторного и творческого мышления учащихся

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года — 2021» .

Методический семинар

Тема. «Глаголом жечь сердца людей»: критический анализ художественных текстов на уроках литературы для развития рефлекторного и творческого мышления учащихся

Максимова Светлана Викторовна, Искренность и правдивость, ибо «слово, идущее от сердца, проникает в сердце». учитель русского языка и литературы высшей категории  МОУ «СОШ п. Белоярский имени Бабушкина А.М.» - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - «Без заинтересованности мышление становится бесплодным и бессодержательным… Всякое плодотворное мышление стимулируется интересом изучающего…», - Эрих Фромм. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -   Инновации и традиции - принцип работы нашей школы.

Максимова Светлана Викторовна,

Искренность и правдивость, ибо «слово, идущее от сердца, проникает в сердце».

учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ п. Белоярский имени Бабушкина А.М.»

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

«Без заинтересованности мышление становится бесплодным и бессодержательным… Всякое плодотворное мышление стимулируется интересом изучающего…», - Эрих Фромм.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Инновации и традиции - принцип работы нашей школы.

 «Глаголом жечь сердца людей»: критический анализ художественных текстов на уроках литературы для развития рефлекторного и творческого мышления учащихся «Если вы мне это расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишете, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»,- Жан Жак Руссо

«Глаголом жечь сердца людей»: критический анализ художественных текстов на уроках литературы для развития рефлекторного и творческого мышления учащихся

«Если вы мне это расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишете, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»,- Жан Жак Руссо

«Глаголом жечь сердца людей»: критический анализ художественных текстов на уроках литературы для развития рефлекторного и творческого мышления учащихся Считаю обоснованным решение обобщить опыт педагогической работы по применению технологии критического мышления на уроках литературы как одного из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий . На уроки приходим, как на встречи душ и сердец, желая друг другу сообщить искренние и честные мысли, рожденные вот сейчас, в эту минуту. Для этого выбираю наиболее эффективные приёмы данной технологии, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.

«Глаголом жечь сердца людей»: критический анализ художественных текстов на уроках литературы для развития рефлекторного и творческого мышления учащихся

Считаю обоснованным решение обобщить опыт педагогической работы по применению технологии критического мышления на уроках литературы как одного из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий .

На уроки приходим, как на встречи душ и сердец, желая друг другу сообщить искренние и честные мысли, рожденные вот сейчас, в эту минуту. Для этого выбираю наиболее эффективные приёмы данной технологии, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.

Актуальность опыта:  Важность этого направления состоит в том, что процесс «мыслетворчества», который происходит на уроках, является основой для развития аналитического мышления у учащихся, рефлекторного, как называет критическое мышление Д.Дьюи.  Это актуально и в рамках ФГОС. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь видеть в реальном мире возникающие трудности и искать различные и рациональные пути их преодоления, четко осознавать, где, когда и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в дальнейшей жизни. Задачи современной школы и каждого учителя – создать условия для личности ребенка максимально самореализоваться. «… мы лишаем учащихся самого важного компонента образования - мы не воспитываем в них способность мыслить, находить нужную информацию в текстах, упорядочивать ее и правильно истолковывать» (Д. Халперн, Психология критического мышления.- СПб., 2004. – С. 19-20).

Актуальность опыта:

Важность этого направления состоит в том, что процесс «мыслетворчества», который происходит на уроках, является основой для развития аналитического мышления у учащихся, рефлекторного, как называет критическое мышление Д.Дьюи.

Это актуально и в рамках ФГОС. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь видеть в реальном мире возникающие трудности и искать различные и рациональные пути их преодоления, четко осознавать, где, когда и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в дальнейшей жизни. Задачи современной школы и каждого учителя – создать условия для личности ребенка максимально самореализоваться.

«… мы лишаем учащихся самого важного компонента образования - мы не воспитываем в них способность мыслить, находить нужную информацию в текстах, упорядочивать ее и правильно истолковывать»

(Д. Халперн, Психология критического мышления.- СПб., 2004. – С. 19-20).

 Проблемы:  В настоящее время учителя-словесники в своей педагогической деятельности сталкиваются с одинаковыми проблемами, которые не могут оставить равнодушными любого педагога: ученики без особого желания читают тексты по литературе или вообще не читают, у них чаще не развиты творческое мышление, речь, у многих низкая мотивация к познавательной деятельности.  В последние годы разные издательства выпускают краткие содержания произведений русской литературы. Как, например, прочитав в кратком содержании роман Л.Н. Толстого «Война и мир», можно понять богатый мир внутренних переживаний героев и историческую эпоху?  Новейшие информационные технологии, подвергающие язык большой опасности, упростили многие трудоёмкие процессы. Естественно, школьник воспользовался такой удачей.

Проблемы:

В настоящее время учителя-словесники в своей педагогической деятельности сталкиваются с одинаковыми проблемами, которые не могут оставить равнодушными любого педагога: ученики без особого желания читают тексты по литературе или вообще не читают, у них чаще не развиты творческое мышление, речь, у многих низкая мотивация к познавательной деятельности.

В последние годы разные издательства выпускают краткие содержания произведений русской литературы. Как, например, прочитав в кратком содержании роман Л.Н. Толстого «Война и мир», можно понять богатый мир внутренних переживаний героев и историческую эпоху?

Новейшие информационные технологии, подвергающие язык большой опасности, упростили многие трудоёмкие процессы. Естественно, школьник воспользовался такой удачей.

Реалии сегодняшнего дня:  Сокращение доли читающих детей, «засыпающих» над книгой, не наученных видеть и чувствовать прекрасный мир художественных произведений. Рост детской преступности, агрессивности, жестокости.  Интернет - демократическая среда!!! Готовые рефераты, выполненные образцы домашних заданий, всевозможные «решебники», готовые решения тестов ЕГЭ. Зачем думать, напрягаться, когда можно просто «скачать»?   Бороться с этим  можно только одним способом – формированием  самостоятельного критического мышления посредством изучения литературы с её прекрасными текстами, позволяющими учиться жить по принципам гуманности, милосердия и человеколюбия.     «Самые надежные покровители – собственные способности». Л. Вовенарг.

Реалии сегодняшнего дня:

Сокращение доли читающих детей, «засыпающих»

над книгой, не наученных видеть и чувствовать

прекрасный мир художественных произведений.

Рост детской преступности, агрессивности, жестокости.

Интернет - демократическая среда!!! Готовые рефераты, выполненные образцы домашних заданий, всевозможные «решебники», готовые решения тестов ЕГЭ.

Зачем думать, напрягаться, когда можно просто «скачать»?

Бороться с этим можно только одним способом –

формированием самостоятельного критического мышления посредством изучения литературы с её прекрасными текстами, позволяющими учиться жить по принципам гуманности, милосердия и человеколюбия.

«Самые надежные покровители – собственные способности». Л. Вовенарг.

Теоретическое обоснование педагогического опыта: Гуманистическая педагогика: умение работать с ситуацией(проблемной), подбирая относительно нее соответствующие предметные знания, умения, навыки, привлекая также и дополнительную информацию.  Личностно-ориентированное обучение - предоставляет ученику возможность личностного роста, развития, раскрытия его потенциальных возможностей и способностей, его индивидуальности.  Гуманистическая педагогика строится на уважительных отношениях сотрудничества учителя и ученика. Именно открытые, доброжелательные отношения стимулируют желание общения в процессе познания, самостоятельность мышления, рефлексию.  Разрабатывался опыт в русле гуманистической концепции, ведущей идеей которой является «самоактуализация личности путем осознания ребенком особенностей собственного отношения к миру и к себе в этом мире» (ФГОС).

Теоретическое обоснование педагогического опыта:

Гуманистическая педагогика: умение работать с ситуацией(проблемной), подбирая относительно нее соответствующие предметные знания, умения, навыки, привлекая также и дополнительную информацию.

Личностно-ориентированное обучение - предоставляет ученику возможность личностного роста, развития, раскрытия его потенциальных возможностей и способностей, его индивидуальности.

Гуманистическая педагогика строится на уважительных отношениях сотрудничества учителя и ученика. Именно открытые, доброжелательные отношения стимулируют желание общения в процессе познания, самостоятельность мышления, рефлексию.

Разрабатывался опыт в русле гуманистической концепции, ведущей идеей которой является «самоактуализация личности путем осознания ребенком особенностей собственного отношения к миру и к себе в этом мире» (ФГОС).

Цели и задачи опыта: Цель :  формирование критического и творческого мышления учащихся на уроках литературы через анализ художественных произведений, применяя разнообразные методы и приёмы обучения.  Задачи: - адаптировать личностно-ориетированный подход к  условиям своей практической деятельности (при критическом анализе и разборе художественных текстов на  уроках литературы), - создавать на своих уроках условия для  работы с текстом, применяя разнообразные приёмы и методы, что будет способствовать учащимся мыслить творчески, нестандартно, критически, а также повышению мотивации к познанию, - создать условия для личности ребенка максимально самореализоваться.

Цели и задачи опыта:

Цель : формирование критического и творческого мышления учащихся на уроках литературы через анализ художественных произведений, применяя разнообразные методы и приёмы обучения.

Задачи:

- адаптировать личностно-ориетированный подход к условиям своей практической деятельности (при критическом анализе и разборе художественных текстов на уроках литературы),

- создавать на своих уроках условия для работы с текстом, применяя разнообразные приёмы и методы, что будет способствовать учащимся мыслить творчески, нестандартно, критически, а также повышению мотивации к познанию,

- создать условия для личности ребенка максимально самореализоваться.

Гуманистическая педагогика Технология педагогического опыта Формирование критического и творческого мышления Личностно- ориентированный подход Деятельностный подход Конструктивизм

Гуманистическая педагогика

Технология педагогического опыта

Формирование критического и творческого мышления

Личностно- ориентированный подход

Деятельностный подход

Конструктивизм

Характеристика деятельностного аспекта опыта  Основа технологии – трехфазовая структура урока:  вызов, осмысление, рефлексия: 1 –я стадия 2 – я стадия Вызов Осмысление (реализация смысла)  3 – я стадия  Рефлексия  – получение новой информации; – актуализация имеющихся знаний;   – пробуждение интереса к получению новой информации; – учащиеся соотносят имеющие знания с новыми. – размышление, рождение нового знания;   – постановка учеником собственных целей обучения. – постановка учеником новых целей обучения.

Характеристика деятельностного аспекта опыта Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:

1 –я стадия

2 – я стадия

Вызов

Осмысление (реализация смысла)

3 – я стадия

Рефлексия

получение новой информации;

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к получению новой информации;

учащиеся соотносят имеющие знания с новыми.

размышление, рождение нового знания;

постановка учеником собственных целей обучения.

постановка учеником новых целей обучения.

Характеристика деятельностного аспекта опыта: Первая стадия: Вызов  ( мотивация к учебной деятельности) Задачи:  - вызвать уже имеющиеся знания; -создать ассоциации по изучаемому вопросу; -активизировать; -заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу   Деятельность учащихся:     - ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения) - систематизирует информацию до её изучения -задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Характеристика деятельностного аспекта опыта:

Первая стадия:

Вызов

( мотивация к учебной деятельности)

Задачи:

- вызвать уже имеющиеся знания;

-создать ассоциации по изучаемому вопросу;

-активизировать;

-заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу

Деятельность учащихся:

- ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения)

- систематизирует информацию до её изучения

-задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Формирование критического мышления на стадии Вызова происходит посредством:

Приём

Деятельность

«Ассоциирование»

способствует развитию творческой активности, мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Ассоциативный метод может применяться на уроке, как на стадии вызова, так и в процессе работы для лучшего запоминания материала.

«Словесное рисование»

способствует выражению своих мыслей и чувств на основе прочитанного текста. Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения).

«Кластер»

попытка систематизировать, графически организовать материал (в виде «грозди») так, чтобы показать смысловые поля того или иного понятия. Формирует умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения.

«Верные и неверные утверждения»

в начале урока предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети, полагаясь на собственный опыт, либо угадывая, напротив верного утверждения ставят – «+», неверного – «-». Прием формирует умение планировать собственную учебную деятельность.

Характеристика деятельностного аспекта опыта: Деятельность учащихся: Вторая стадия: Осмысление   (реализация замысла)   Задачи: - вступают в непосредственный контакт с информацией (читают, слушают, смотрят, делают опыты), используя предлагаемые учителем активные методы работы;  -поддерживать активность, интерес, возникшие на стадии вызова;  -увязать новое с уже известным; делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления  новой информации  -создать новое понимание

Характеристика деятельностного аспекта опыта:

Деятельность учащихся:

Вторая стадия:

Осмысление

(реализация замысла)

Задачи:

- вступают в непосредственный контакт с информацией (читают, слушают, смотрят, делают опыты), используя предлагаемые учителем активные методы работы;

-поддерживать активность, интерес, возникшие на стадии вызова;

-увязать новое с уже известным;

  • делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления  новой информации

-создать новое понимание

Формирование критического мышления на стадии Осмысления происходит посредством:

Приём

Деятельность

«Чтение с остановками» или «Чтение со стопами»

организация активного восприятия текста, поддержка усилиями детей степени понимания информации. Во время «стопа» идёт обсуждение или коллективный поиск на вопрос темы ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора.

«Пометки на полях» (INSERT)

самоактивизирующая разметка в системе для эффективного чтения и размышления; работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Прием маркировочного чтения применяется мной часто. Эффективен при подготовке к ЕГЭ(авторы приёма Д. Воган, Т. Эстес)

«Перекрёстная дискуссия»

этот прием дает возможность учащимся работать с темой в целом - на уровне ее идеи и проблематики. Прием формирует умение вести аргументированную дискуссию.

«Таблица – ЗХУ» (автор: профессор из Чикаго Донной Огл в 1986 г.)

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. После обсуждения текста учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Характеристика деятельностного аспекта опыта: Третья стадия: Рефлексия  (размышление) Задачи:  - закреплять новые знания; - перестроить свои представления; - выражать новые идеи и информацию своими словами; - обмениваться идеями     Деятельность учащихся:     -дают свои определения слову, образу, слушают товарищей, взаимодействуют с ними и с учителем, составляют сводную таблицу; -сравнивают отобранный материал, доказывают;  -отвечают на поставленные вопросы; -делают вывод

Характеристика деятельностного аспекта опыта:

Третья стадия:

Рефлексия

(размышление)

Задачи:

- закреплять новые знания;

- перестроить свои представления;

- выражать новые идеи и информацию своими словами;

- обмениваться идеями

Деятельность учащихся:

-дают свои определения слову, образу, слушают товарищей, взаимодействуют с ними и с учителем, составляют сводную таблицу;

-сравнивают отобранный материал, доказывают;

-отвечают на поставленные вопросы;

-делают вывод

Формирование критического мышления на стадии Осмысления происходит посредством:

Приём

Деятельность

«Синквейн»

написание синквейна (стихотворение из 5-ти строк, которое пишется по определенным правилам), работа воображения и ассоциативного мышления.

«Даймонд» или «Диаманта»

очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

«Фишбоун» (рыбный скелет)

Этот прием используется на уроках по подготовке к написанию сочинения после изучения произведения. Прием позволяет учащимся разбить общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.

«Эссе»

Прием формирует умение формулировать и решать проблемы. Можно использовать и на второй стадии.

очень эффективная художественная форма письменной рефлексии. Эссе развивает конкретную тему и имеет подчеркнуто субъективную трактовку. Эффекивно работает при подготовке к ЕГЭ.

Результативность опыта и достигнутые эффекты

Результативность опыта и достигнутые эффекты

Результативность опыта и достигнутые эффекты

Результативность опыта и достигнутые эффекты

Результативность опыта и достигнутые эффекты

Результативность опыта и достигнутые эффекты

 Творческие работы учащихся, занявших призовые места в конкурсах     Фишбоун Кластер

Творческие работы учащихся, занявших призовые места в конкурсах

Фишбоун

Кластер

Работы учащихся (даймонд, синквейны) «Синквейн» «Даймонд» Маша Миронова Скромная, смелая Любит, едет, рассказывает Защищает Петра Гринёва Капитанская дочка    (Чечнева Виктория, 8 класс) Иван Васильевич человечный, справедливый Любит, радуется, разочаровывается Иван Васильевич – рассказчик, Пётр Владиславович – полковник танцует, любит, наказывает Статный, красивый, жестокий Отец Вареньки  (Баранкова Варвара, 8 класс)

Работы учащихся (даймонд, синквейны)

«Синквейн»

«Даймонд»

Маша Миронова

Скромная, смелая

Любит, едет, рассказывает

Защищает Петра Гринёва

Капитанская дочка

(Чечнева Виктория, 8 класс)

Иван Васильевич

человечный, справедливый

Любит, радуется, разочаровывается

Иван Васильевич – рассказчик, Пётр Владиславович – полковник

танцует, любит, наказывает

Статный, красивый, жестокий

Отец Вареньки

(Баранкова Варвара, 8 класс)

Диапазон опыта и степень его новизны  Реализовывать анализ художественных текстов для развития критического и творческого мышления учащихся считаю адекватнее и целесообразнее в целой системе уроков , что, в принципе, и осуществляется мной в моей практической деятельности. Так соблюдается систематичность и результаты более качественные.  Новизна опыта: новизна содержится в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои приемы. Их достаточно много. Рассмотренные и апробированные мною - одни из самых целесообразных.  Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели (учёные Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл) выстроили систему методов и приемов обучения, которые позволяют менять учеников, менять атмосферу занятий, повышать активность на уроке, а также позволяют мыслить самостоятельно и максимально самореализоваться.

Диапазон опыта и степень его новизны

  • Реализовывать анализ художественных текстов для развития критического и творческого мышления учащихся считаю адекватнее и целесообразнее в целой системе уроков , что, в принципе, и осуществляется мной в моей практической деятельности. Так соблюдается систематичность и результаты более качественные.

  • Новизна опыта: новизна содержится в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои приемы. Их достаточно много. Рассмотренные и апробированные мною - одни из самых целесообразных.
  • Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели (учёные Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл) выстроили систему методов и приемов обучения, которые позволяют менять учеников, менять атмосферу занятий, повышать активность на уроке, а также позволяют мыслить самостоятельно и максимально самореализоваться.

Прогностический аспект педагогического опыта

Правильно обучать юношество- это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит- раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, текли ручейки». Я. А. Коменский.

Ожидаемые результаты педагогической деятельности

  • Качества ученика: гибкость мышления, осознание процесса познания (в психологии это называется «метапознание» - знание о том, что я знаю), умение устанавливать причинно-следственные связи, креативность и нестандартность принимаемых решений.
  • Качества ученика: гибкость мышления, осознание процесса познания (в психологии это называется «метапознание» - знание о том, что я знаю), умение устанавливать причинно-следственные связи, креативность и нестандартность принимаемых решений.
  • Развитие информационной компетентности обучающихся Развитие коммуникативной компетентности Повышение познавательного интереса к предмету Повышение качества обучения
  • Развитие информационной компетентности обучающихся
  • Развитие коммуникативной компетентности
  • Повышение познавательного интереса к предмету
  • Повышение качества обучения

Интеллектуальные умения:

  • Анализ/выводы.
  • Выдвижение, формулировка, разработка гипотез.
  • Установление и создание, поиск аналогий, метафор.
  • Активизация ранее приобретенных знаний.
  • Активизация причинно-следственных отношений.
  • Анализ значимости.
  • Сравнение- сопоставление-противопоставление.
  • Применение в реальных условиях.
  • Контраргументация.
  • Оценка и ее достоверность/валидность.
  • Обобщение идей.
  • Изучение других точек зрения
  • Установление проблемы в тексте информации (по Д. Халперну).

Диссеминация опыта Адресная направленность. Воспроизводимость.   Считаю, что данный опыт может быть применен широким кругом педагогов, пусть он и не является только что открытым. Но все же начинающим учителям он будет более полезен и интересен. Без использования критического подхода к анализу художественного текста не мыслю свою работу на уроках литературы. Уверена, что учителя истории, обществознания, английского языка, МХК также свободно смогут применять данный опыт и реализовывать его на своих уроках с некоторой долей корректировки и адаптации «на себя».  Из-за чего могут возникнуть трудности?  - проблема технического оснащения кабинетов; - небогатый фонд школьной библиотеки; - нехватка времени, ограниченность в нем (издержки классно-урочной системы) -тратить значительно больше времени на подготовку; -применение каких-то отдельных приемов к результату не приводит; «Если желание сильно, - исполнение не заставит себя ждать». А. Грин.

Диссеминация опыта

Адресная направленность. Воспроизводимость.

Считаю, что данный опыт может быть применен широким кругом педагогов, пусть он и не является только что открытым. Но все же начинающим учителям он будет более полезен и интересен. Без использования критического подхода к анализу художественного текста не мыслю свою работу на уроках литературы. Уверена, что учителя истории, обществознания, английского языка, МХК также свободно смогут применять данный опыт и реализовывать его на своих уроках с некоторой долей корректировки и адаптации «на себя».

Из-за чего могут возникнуть трудности?

- проблема технического оснащения кабинетов;

- небогатый фонд школьной библиотеки;

- нехватка времени, ограниченность в нем (издержки классно-урочной системы)

-тратить значительно больше времени на подготовку;

-применение каких-то отдельных приемов к результату не приводит;

«Если желание сильно, - исполнение не заставит себя ждать». А. Грин.

Использованная литература Дьюи Д. Демократия и образование. – М., 2000. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб., 2003. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2008. Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1997. Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA. – 2012, 2013. Роджерс К., Фрейбрег Дж. Свобода учиться. – М., 2009. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2005. www. Criticalthinking. org/icat. html. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

Использованная литература

  • Дьюи Д. Демократия и образование. – М., 2000.
  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб., 2003.
  • Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2008.
  • Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1997.
  • Новый взгляд на грамотность. По материалам международного исследования PISA. – 2012, 2013.
  • Роджерс К., Фрейбрег Дж. Свобода учиться. – М., 2009.
  • Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2005.
  • www. Criticalthinking. org/icat. html.
  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!