СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Методы обучения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Методы обучения"»

Современные методы, приемы, методики, формы, организация обучения, их педагогические возможности и условия применения. Выполнила Бяшарова Л.А. Учитель начальных классов г.о.Тольятти 1

Современные методы, приемы, методики, формы, организация обучения, их педагогические возможности и условия применения.

Выполнила Бяшарова Л.А.

Учитель начальных классов

г.о.Тольятти

1

Содержание Методы обучения Приёмы обучения Средства обучения Факторы обучения Формы обучения Методика преподавания 1

Содержание

  • Методы обучения
  • Приёмы обучения
  • Средства обучения
  • Факторы обучения
  • Формы обучения
  • Методика преподавания

1

1.Методы обучения

«Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К.Бабанский)

«Метод обучения – это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В.Оконь)

1.Классификация методов по организации и осуществлению учебно- познавательной деятельности(Ю.К.Бабанский)

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
  • практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.);
  • репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному);
  • методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению);
  • методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

1

 в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-  познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М.Верзилин, Д.О.Лордкипанидзе, И.Т.Огородников и др.). а) словесные – живое слово учителя, работа с книгой; б) практические – изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения.) в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Методы  Методы формирования сознания личности: Убеждение внушение объяснение рассказ инструктаж беседа лекция диспут метод примера Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения наказание поощрение порицание соревнование сюжетно-ролевые игры Методы организации деятельности и формирования опыта поведения Упражнение приучение педагогическое требование поручение создание воспитывающих ситуаций общественное мнение

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности:

  • методы устного контроля и самоконтроля;
  • методы письменного контроля и самоконтроля;
  • методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля

Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М.Верзилин, Д.О.Лордкипанидзе, И.Т.Огородников и др.).

а) словесные – живое слово учителя, работа с книгой;

б) практические – изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения.)

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Методы

Методы формирования сознания личности:

  • Убеждение
  • внушение
  • объяснение
  • рассказ
  • инструктаж
  • беседа
  • лекция
  • диспут
  • метод примера

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения

  • наказание
  • поощрение
  • порицание
  • соревнование
  • сюжетно-ролевые игры

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

  • Упражнение
  • приучение
  • педагогическое требование
  • поручение
  • создание воспитывающих ситуаций
  • общественное мнение

Педагогические возможности: Объективная часть – обусловлена постоянными и  незыблемыми положениями, которые присутствуют в любом методе. Субъективная часть – обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога. 2.Приёмы обучения   Прием – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в другом – как прием обучения.

Педагогические возможности:

  • Объективная часть – обусловлена постоянными и незыблемыми положениями, которые присутствуют в любом методе.
  • Субъективная часть – обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога.

2.Приёмы обучения

Прием – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.

  • Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в другом – как прием обучения.

Факторы выбора методов и приемов обучения: Приёмы: 3.Средства обучения Средствами  обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться, т.е. то, что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся. К средствам обучения могут быть отнесены: учителя, учебники, учебные пособия, книги, радио, телевидение, компьютеры, наглядные пособия и т.д.

Факторы выбора методов и приемов обучения:

Приёмы:

3.Средства обучения

Средствами  обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться, т.е. то, что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся. К средствам обучения могут быть отнесены: учителя, учебники, учебные пособия, книги, радио, телевидение, компьютеры, наглядные пособия и т.д.

Средства   Осознанные неосознанные По включенности сознания   По психологическому воздействию на личность Научения убеждение внушение психотерапия По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия Эмоциональные Когнитивные поведенческие   По характеру воздействия на человека прямые косвенные Классификация А.Е.Дмитриева и Ю. А. Дмитриева   естественная натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);   объемная (геометрические фигуры, чучела);   изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов); графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы); символическая (географические карты, глобус);  звуковая (магнитофонная запись); мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.  

Средства

 

  • Осознанные
  • неосознанные

По включенности сознания

 

По психологическому воздействию на личность

  • Научения
  • убеждение
  • внушение
  • психотерапия

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия

  • Эмоциональные
  • Когнитивные
  • поведенческие

 

По характеру воздействия на человека

  • прямые
  • косвенные

Классификация А.Е.Дмитриева и Ю. А. Дмитриева  

  • естественная натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);  
  • объемная (геометрические фигуры, чучела);  
  • изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);
  • графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
  • символическая (географические карты, глобус);  звуковая (магнитофонная запись);
  • мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.
  •  

4.Факторы обучения

Знание основных факторов и закономерностей процесса обучения помогает учителю видеть и моделировать его целостно, осознанно ставить цели конкретных уроков, определять их содержание, изучать познавательные возможности своих учащихся, подбирать эффективные формы и методы совместной работы, объективно оценивать ее результаты.

В результате дидактических исследований выявлено четыре фактора, определяющих в комплексе формирование продуктов дидактического процесса:

1)учебный материал;

  • объективная (чистая) информация  – содержание, количество учебного материала, его качество, форма изложения;
  • информация, приобретаемая в процессе дидактической обработки , – способ, структура, доступность изложения.

2) организационно-педагогическое влияние;

  •   фактор организационно-педагогического влияния на уроках  – методы преподавания и учения, организационные формы, учебные ситуации, работоспособность педагога, работоспособность учащихся, контроль и проверка результатов работы
  • фактор дидактического влияния с учебными целями вне школьных занятий  – объем и характер помощи со стороны родителей, взрослых, друзей; режим учебного труда; контроль со стороны взрослых;

3) обучаемость учащихся;

  • фактор обучаемости на уроках  – уровень общей подготовки (эрудиции) обучаемых; способности к овладению определенным учебным материалом, усвоению знаний, умений, навыков; общие способности к учебно-познавательной деятельности; общие характеристики внимания;
  •   фактор обучаемости во внеурочной деятельности  – самоконтроль; воля и настойчивость; целенаправленность; работоспособность; ценностные ориентации; стимулирование; мотивация; состояние здоровья;

4) время.

  • фактор затрат времени непосредственно на уроке ;
  • фактор затрат времени на самоподготовку .

5.Формы обучения Форма обучения  – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме. По количеству участников Индивидуальная Групповая Массовая   Формы По продолжительности Кратковременные продолжительные По видам деятельности Учебная Трудовая Спортивная художественная По способу влияния педагога Непосредственно опосредо­ванно

5.Формы обучения

Форма обучения  – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме.

По количеству участников

  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Массовая

 

Формы

По продолжительности

  • Кратковременные
  • продолжительные

По видам деятельности

  • Учебная
  • Трудовая
  • Спортивная
  • художественная

По способу влияния педагога

  • Непосредственно
  • опосредо­ванно

6.Методика преподавания

6.Методика преподавания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!