ЗНАКОВЫЕ МОДЕЛИ
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ
Ключевые слова
- словесные модели
- математические модели
- компьютерные модели
Словесные модели
Словесные модели - это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках.
Исторические
события
Географические
объекты
Учебник
Словесная
модель
Роман
Художественная
литература
Басня
Перенос отношений
между людьми на отношения
между персонажами басни
Математические модели
Математическими моделями называются информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул.
Теорема Пифагора
Логическая модель
a 2
А
c 2
c
b 2
b
a
В
С
Прямолинейное равноускоренное движение
Изменение координаты тела х в любой момент времени
A & B A & C = A & (B C)
Компьютерные математические модели
Компьютерными математическими моделями называются математические модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования.
АНИМАЦИЯ
Имитационные модели
Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.
Билетная
касса
Ремонтная
мастерская
Системы
массового
обслуживания
Торговое
предприятие
Служба
скорой помощи
Управление
транспортными
потоками
АНИМАЦИЯ
Самое главное
Словесные модели - это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках.
Математические модели - это информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул.
Компьютерные математические модели – это математические модели, реализованные с помощью систем программирования, специализированных математических пакетов, программных средств для моделирования и электронных таблиц
Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.
Вопросы и задания
Решите, составив логическую модель, следующую задачу. На международных соревнованиях по прыжкам в воду первые пять мест заняли спортсмены из Германии, Италии, Китая, России и Украины. Ещё до начала соревнований эксперты высказали свои предположения об их итогах:
1) Первое место займёт спортсмен из Китая, а спортсмен из Украины будет третьим.
2) Украина будет на последнем месте, а Германия - на предпоследнем.
3) Германия точно будет четвёртой, а первое место займёт Китай.
4) Россия будет первой, а Италия - на втором месте.
5) Нет, Италия будет пятой, а победит Германия.
По окончании соревнований выяснилось, что каждый эксперт был прав только в одном утверждении. Какие места в соревновании заняли участники?
На основании следующей геометрической модели докажите справедливость формулы
Sтр = 1/2 · a · h.
Приведите 2–3 собственных примера словесных моделей, рассматриваемых на уроках истории, географии, биологии.
Вспомните басни И. А. Крылова: «Волк и ягнёнок», «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Тришкин кафтан».
В середине прошлого века экономисты оценили ежегодный объём вычислений, необходимых для эффективного управления народным хозяйством страны.
Требуется спроектировать электрическую цепь, показывающую итог тайного голосования комиссии в составе трёх членов. При голосовании «за» член комиссии нажимает кнопку. Предложение считается принятым, если оно собирает большинство голосов. В этом случае загорается лампочка.
Решите, составив математическую модель, следующую задачу.
Приведите примеры использования компьютерных моделей.
Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в них автор?
Он составил 10 17 операций.
Пароход прошёл 4 км против течения реки, а затем прошёл ещё 33 км по течению, затратив на весь путь один час. Найдите собственную скорость парохода, если скорость течения реки равна 6,5 км/ч.
Можно ли справиться с таким объёмом вычислений за год, если привлечь к работе миллион вычислителей, каждый из которых способен выполнять одну операцию в секунду?
h
a
Опорный конспект
Знаковые модели строят с использованием различных естественных и формальных языков
Знаковая модель
Словесная
Математическая
Компьютерная
модель
модель
модель
Домашнее задание
§2.2, вопросы № 1–3, 7, 8 к параграфу;
РТ: № 68, 69, 70.
Дополнительное задание: подготовить презентацию по одной из следующих тем - «Разнообразие моделей, изучаемых в школе» (с использованием № 68 в РТ), - «Примеры использования компьютерных моделей» (на примере № 8 в учебнике).